Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Кочневой А.С.
при секретаре Салаховой Э.Х.
с участием представителя третьего лица по доверенности Карташовой В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Сазонова Л.Н. к Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области, Министерству обороны РФ о признании незаконным и отмене распоряжения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сазонова Л.Н. обратилась в суд с указанным иском мотивируя тем, что она с семьей из четырех человек в 1990 году вселилась на основании ордера N 137 от 17.07.1990 года в квартиру по адресу: "адрес", находившуюся в то время в закрытом военном городке и являющуюся государственной собственностью. После развода в 2004 году на семью из 2-х человек ей был оформлен ордер N 50 от 01 ноября 2004 года на занимаемую квартиру по адресу: "адрес". До сентября 2009 года "адрес" имел статус закрытого военного городска, что служило препятствующим основанием для оформления в собственность занимаемого жилья. Распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 N 1330-р с "адрес" вышеназванный статус был снят. С заявлением о передаче в собственность ей занимаемого жилого помещения она обратилась к начальнику ФБУ 3 ЦНИИ МО РФ. На ее заявление ответ не получен. С подобным заявлением она обратилась в Департамент жилищного обеспечения МО РФ и в Департамент имущественных отношений МО РФ.
Истец указывает, что квартира, занимаемая ею, согласно ст.4 Закона РФ "О приватизации жилого фонда РФ", не является квартирой, не подлежащей приватизации. Ранее в приватизации жилья она участия не принимала.
Истец Сазонова Л.Н. просит признать право собственности на квартиру общей площадью 46,3 кв.м, жилой площадью 27,9 кв.м, расположенную по адресу: "адрес", в порядке приватизации.
В судебном заседании истец Сазонова Л.Н. дополнила исковые требования, просит признать распоряжение Администрации Володарского района Нижегородской области N 45 от 21.01.2002 г. о присвоении и снятии с квартир статуса "служебная" незаконным и отменить в части присвоения квартире, расположенной по адресу: "адрес". Данные доводы мотивировал тем, что в ходе рассмотрения дела ему стало известно, что квартира является служебной, указанный статус ей присвоен распоряжением Администрации Володарского муниципального района в период времени когда она в ней была зарегистрирована и проживала. Ордер не имеет каких-либо отметок, что квартира является служебной. Распоряжение администрации в части присвоения квартире статуса "служебная" нарушает ее права, с 1990 года из квартиры она никуда не выезжала.
Представитель ответчика Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, вынести решение на усмотрение суда. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Ответчик - Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительной причине неявки представителя суд не известил. Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. В силу требований ст. 167 ГПК РФ, обязанность уведомления о наличии уважительных причин отсутствия в судебном заседании и подтверждение причины отсутствия возлагается на не явившееся лицо в судебное заседание. В соответствии со ст. 35 ГПК РФ, при неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Представитель третьего лица ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России" по доверенности Карташова В.Г. исковые требования Сазонова Л.Н. не признала, показав, что в соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Жилищный фонд р. "адрес" закреплен на праве оперативного управления за ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России".
В соответствии со ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Администрации Володарского муниципального района N 45р от 21 января 2002 года квартире, расположенной по адресу: р. "адрес", присвоен статус "служебного жилого помещения". В соответствии с частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса РФ данное жилое помещение относится к специализированному жилищному помещению, не подлежащему отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренных разделом IV ЖК РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ" Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Тем же указом Минобороны России наделено полномочиями осуществлять в переделах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ (пп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 335 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных сил на правах хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляет Департамент имущественных отношения Министерства обороны Российской Федерации. Тем же приказом на Департамент имущественных отношений возложено право принятия решений о приватизации федерального имущества закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации.
Истец обращалась в вышеуказанную организацию Министерства обороны с вопросом о приватизации спорной квартиры, но официального отказа, как видно из материалов дела, не получила, таким образом, оснований для обращения в суд за защитой нарушенных прав гражданина на приватизацию не существует.
Просит исковые требования Сазонова Л.Н. оставить без удовлетворения.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, вынести решение на усмотрение суда. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Суд, заслушав истца, представителя третьего лица по доверенности Карташову В.Г., изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.55, 59, 60 ГПК РФ, находит иск подлежащим удовлетворению.
Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.
В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.
В судебном заседании установлено, что на основании ордера Министерства Обороны РФ N 137 от 18 июля 1990 года Сазонова Л.Н. вселена вместе с семьей, состоящей из четырех человек, в "адрес" Володарского "адрес", в качестве члена семьи нанимателя - супруга С.К.И.. После расторжения брака с С.К.И., на занимаемую спорную квартиру, на Сазонова Л.Н. был оформлен ордер N 50 от 01 ноября 2004 года на семью из двух человек, истицу и ее сына С.Д.К.
Распоряжением Администрации Володарского муниципального района N 45р от 21.01.2002г. на основании обращения в/ч 21374 от 21.01.2001г., квартире расположенной по адресу: "адрес", присвоен статус "служебная".
В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Данное положение ЖК РСФСР дублировалось также во Временном положении о фонде служебных жилых помещений и порядке обеспечения служебной жилой площадью в Вооруженных Силах, утвержденном распоряжением заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 1997 г. N 156/1/327.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Также, например, п. 31 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285, предусматривалось, что заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся.
Анализируя указанные нормы жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, суд приходит к выводу о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение. Указанный статус должен быть присвоен до предоставления жилого помещения и предоставляться служебное жилое помещение должно по специальному ордеру.
Вместе с тем, судом установлено, что Сазонова Л.Н. вселилась в квартиру в 1990 году на основании простого ордера, из квартиры не выселялась до настоящего времени, статус "служебная" квартире присвоен в 2002 году.
Более того, согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиками и представителем третьего лица не представлено.
Кроме того, в соответствии с п.55 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение по установленной форме (Приложение N 5), который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение по договору найма.
В ордере, выданном Сазонова Л.Н. отсутствует указание на то, что жилое помещение является служебным, установленной форме ордер не соответствует.
Согласно ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Обязательность письменной формы договора найма установлена и в настоящее время в нормах ст. ст. 63 и 100 ЖК РФ. В частности, в ст. 100 ЖК РФ указано: "Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением".
Договора найма специализированного жилого помещения суду также не предоставлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, судом установлено, что квартира семье С.Д.К. предоставлена на общих основаниях, статус служебной присвоен спорной квартире после ее предоставления и вселения в квартиру С.Д.К., что позволяет суду сделать вывод о незаконности присвоения указанного статуса.
У суда имеются все основания признать незаконным и отменить распоряжение Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области N 45-р от 21.01.2002г. в части присвоения "адрес" в р. "адрес" статуса служебная, так как оно принято после вселения семьи С.Д.К. в жилое помещение, что является незаконным, поэтому в соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" оно подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.
В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального фонда по договору найма имеют право приобрести эти жилые помещения в собственность
В соответствии со ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 4.07.1991г. граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность на условиях, предусмотренных законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N8 от 24.08.1993г. "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В пункте 8 названного Постановления также указано, что исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В силу ст. 11 указанного Закона гражданам предоставляется возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
Распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 года "адрес" был исключен из числа закрытых военных городков.
Сазонова Л.Н. обращалась к собственнику имущества по вопросу приватизации спорного жилого помещения, решения о передаче, а также об отказе в передаче Сазонова Л.Н. в собственность жилого помещения принято не было. Досудебный порядок урегулирования спора Сазонова Л.Н. соблюден.
Право собственности на спорное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из архива ВФ ГП НО "Нижтехинвентаризация" N 1035 от 04 апреля 2012 года., справкой ГП НО "Нижтехинвентаризация" N1036 от 04 апреля 2012 года, уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области N 08/008/2012-259 от 23 марта 2012г.
Ранее Сазонова Л.Н. участия в приватизации не принимала, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области N 52-0-1-80/4001/2012\841 от 27 марта 2012 года, а также сведениями о регистрации.
Как следует из технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", она имеет общую площадью 46,3 кв.м., жилую площадь 27,9 кв.м.
Указанное жилое помещение подлежит передаче Сазонова Л.Н. в собственность в порядке приватизации.
Доводы представителя третьего лица о том, что жилые помещения в закрытых военных городках являются служебными, судом во внимание приняты быть не могут в силу следующего.
Согласно ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" - к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.
Перечни ЗВГ утверждаются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (ранее командующим войсками округа - п.2 приказа Министра обороны СССР от 23.12.1980г. N 363).
Таким образом, включение военного городка в перечень закрытых - не влечет за собой автоматически приобретение жилым фондом городка статуса служебного.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сазонова Л.Н. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области N 45-р от 21.01.2002г. в части присвоения квартире N "адрес" статуса служебная.
Признать за Сазонова Л.Н. право собственности на квартиру общей площадью 46,30 кв.м., в том числе жилой площадью 27,90 кв.м., по адресу "адрес", в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья п\п А.С.Кочнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.