Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А.,
с участием помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Безрукова А.В.
при секретаре Шитовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского района Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории р.п.Юганец,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в июне 2012г. проведена проверка исполнения администрацией городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского района Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории.
Проверкой установлено, что на протяжении длительного времени на территории р.п. Юганец имеются места несанкционированного складирования бьповых отходов. Данные свалки образованы в следующих местах: в р.п. Юганец за ул. Свердлова выявлено не менее 10 мест несанкционированного складирования отходов. Общий объем отходов составляет не менее 30 куб.м. Состав твердые бытовые и строительные отходы. В р.п. Юганец около д. 49 по ул. Свердлова выявлено несанкционированное складирование отходов. Общий объем отходов составляет не менее 100 куб.м. Состав твердые бытовые и строительные отходы.
Факты несанкционированного складирования отходов подтверждаются актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области N 121 от 01.06.2012г.
Складирование бытовых отходов на рассматриваемых площадках недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующего законодательства в области охраны окружающей седы.
Складирование отходов на данных земельных участках не отвечает экологическим нормам и требованиям, представляет собой экологическую опасность.
Согласно ст. 14 п.п. 18,19 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения.
Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст. 5 п.п. 17,18 Устава городского поселения р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем.
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать администрацию городского поселения р.п. Юганец Володарского района организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, размещенных на территории р.п. Юганец в следующих местах: за ул. Свердлова не менее 10 мест общим объемом отходов не менее 30 куб.м.; около д. 49 по ул. Свердлова общим объемом отходов не менее 100 куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.
В судебном заседании помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Безруков А.В. просит исковые требования прокурора удовлетворить, установив срок для проведения аттестации с учетом мнения ответчика до 31.08.2012г.
В судебном заседании глава администрации Оникиенко С.В. иск прокурора признал, указав, что в настоящее время ведется работа по устранению свалок, просит установить срок для устранения нарушений до 31.08.2012г.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по доверенности Маковецкая Т.Ю. исковые требования прокурора поддержала.
Выслушав стороны, изучив и проверив материалы дела, суд находит основания для удовлетворения требований прокурора Володарского района.
В силу п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Закона РФ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В судебном заседании установлено, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в июне 2012г. проведена проверка исполнения администрацией городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского района Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории.
Проверкой установлено, что на протяжении длительного времени на территории р.п. Юганец имеются места несанкционированного складирования бьповых отходов. Данные свалки образованы в следующих местах: в р.п. Юганец за ул. Свердлова выявлено не менее 10 мест несанкционированного складирования отходов. Общий объем отходов составляет не менее 30 куб.м. Состав твердые бытовые и строительные отходы. В р.п. Юганец около д. 49 по ул. Свердлова выявлено несанкционированное складирование отходов. Общий объем отходов составляет не менее 100 куб.м. Состав твердые бытовые и строительные отходы.
Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановке на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.
Факты несанкционированного складирования отходов также подтверждается актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области N 121 от 01.06.2012г.
На указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ "Об охране окружающей среды", в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 12 п.п. 1,2 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998г. N 89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных - федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5 временных "Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления" утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 г. природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя; предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Складирование бытовых отходов на рассматриваемых площадках недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующего законодательства в области охраны окружающей седы.
Отвод земельного участка в установленном законном порядке не осуществлен, тогда как на основании ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 10 Закона РФ "Об охране окружающей среды" на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другими негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Таким образом, складирование отходов на данных земельных участках не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области "Об экологической безопасности" от 10.09.1996г. N 45-3 следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.
При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.
Согласно ст. 14 п.п. 18,19 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения.
Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст. 5 п.п. 17,18 Устава городского поселения р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области.
Согласно ст. 3 Закона РФ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит основания для удовлетворения требований Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения р.п. Юганец Володарского района организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, размещенных на территории р.п. Юганец в следующих местах: за ул. Свердлова не менее 10 мест общим объемом отходов не менее 30 куб.м.; около д. 49 по ул. Свердлова общим объемом отходов не менее 100 куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении, в срок до 31.08.2012г.
Решение может быть обжаловано в Коллегию по гражданским делам Нижегородского Облсуда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья И.А.Ермакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.