Судья Володарского районного суда Нижегородской области Кочнева А.С.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Иванова И.З., ее представителя Сокольской О.Л., государственного инспектора Володарского района по пожарному надзору Косицина Б.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Иванова И.З. на постановление государственного инспектора Володарского района по пожарному надзору Косицина Б.Б. от 09 февраля 2012 года о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 15000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.4 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Володарского района по пожарному надзору Косицина Б.Б. от 09 февраля 2012 года Иванова И.З. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 15000 рублей.
Иванова И.З., не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В жалобе указывает, что она, как и.о. начальника жилищно-эксплуатационного участка п.Новосмолинский и с.Золино, была привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Однако в домах NN1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,19,20 по ул.Танковая и домах NN 9,10,11,13,15,17,19 по ул.Шоссейная в подвальных помещениях возведены жильцами самовольно сараи. Подвал, в соответствии с проектом постройки многоквартирных домов, не предусматривал ни расположение сараев внутри, ни пребывания там людей, а должен был быть использован только как место прокладки коммуникаций многоквартирного дома. Поэтому образовавшиеся в подвале "коридоры" между самовольно возведенными сараями не могут соответствовать правилам, предусмотренным п.3 ППБ 01-03. По этой же причине в указанных подвалах отсутствуют дополнительные эвакуационные выходы - они не предусмотрены проектом, так как по проекту здания не предполагалось наличие там сараев для хранения собственного имущества жильцов, а также их пребывания в подвале. Заявитель указывает, что решение о сносе любых самовольных построек принимается только судом или собственником. Она является должностным лицом в управляющей компании, занимающейся обслуживанием вышеназванных домов. Функции управляющей компании - предоставление качественных коммунальных услуг, а также ремонт и обслуживание общего имущества многоквартирного дома. Однако распоряжаться имуществом многоквартирного дома или личным имуществом жильцов, сносить самовольно возведенные постройки правовых оснований ни у нее, ни у ЖЭУ нет. Также Иванова И.З. указывает, что она приступила к исполнению обязанностей начальника ЖЭУ лишь 16.01.2012 г. и у нее не было возможности организовать общее собрание собственников помещений многоквартирных домов и уведомить Администрацию в п.Новосмолинский и п.Золино о необходимости принятия решения о сносе самовольных построек. Кроме того, указывает, что ее оклад составляет 12000 рублей и у нее нет материальной возможности оплатить штраф.
В судебном заседании Иванова И.З. и ее представитель Сокольская О.Л. доводы жалобы поддержали и просили постановление государственного инспектора Володарского района по пожарному надзору Косицина Б.Б. от 09 февраля 2012 года о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 15000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.4 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Государственный инспектор Володарского района по пожарному надзору Косицин Б.Б. в судебном заседании возражал против доводов жалобы, указав, что ответственность начальника ЖЭУ за соблюдение противопожарных правил предусмотрена должностной инструкцией, в указанных домах в подвальных помещениях выявлены нарушения п.3 ППБ 01-03, п.6.27, п.6.12* СНИП 21-01-97*, в связи с чем, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд полагает постановление государственного инспектора Володарского района по пожарному надзору Косицина Б.Б. от 09 февраля 2012 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
В соответствии со ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности").
Установлено, что Иванова И.З. на дату вынесения постановления о привлечении к административной ответственности работала в ООО "Промсантехремонт" исполняющей обязанности по должности начальника ЖЭУ п.Новосмолинский п.Золино.
07 февраля 2012 года ОГПН по Володарскому району была проведена проверка в отношении ООО "Промсантехремонт", в том числе по адресам: Нижегородская область, Володарский район п.Новосмолинский: ул.Танковая, д.1,2,3,4,5.6,7,8,9,10,11,12,13,14,19,20,21,23, ул. Шоссейная д.1,2,2а,3,4,5,6,8,9,10,11,13,15,17,19.
08 февраля 2012 года в отношении и.о.начальника жилищно-эксплуатационного участка п.Новосмолинский и п.Золино Иванова И.З. составлен протокол об административном правонарушении по ст.20.4 ч.4 КоАП РФ.
09 февраля 2012 года государственным инспектором Володарского района по пожарному надзору Косициным Б.Б. вынесено постановление о привлечении Иванова И.З. к административной ответственности по ст.20.4 ч.4 КоАП РФ за нарушение п.3 ППБ 01-03; п.6.27, 6.12* СНИП 21-01-97*, а именно в ходе проверки было установлено, что в домах NN1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,19,20 по ул. Танковая и в д. NN9,10,11,13,15,17,19 по ул.Шоссейная высота горизонтальных путей эвакуации из помещений подвалов в свету составляет менее 2-х метров, а также в указанных домах отсутствует второй эвакуационный выход из помещений подвалов.
Из материалов дела также установлено, что собственником жилого фонда является муниципальное образование Золинский сельсовет, заключившее 25 мая 2010 года договор управления многоквартирным домом с Управляющей компанией "Промсантехремонт".
Согласно п.3.1.1 Договора Управляющая компания обязана обеспечивать качественное выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему ремонту мест общего пользования жилищного фонда, контейнерных площадок и придомовых территорий многоквартирных домов в соответствии с действующими техническими регламентами, стандартами, правилами и нормами, санитарными и эпидемиологическими правилами и нормативами, гигиеническими нормативами и иными установленными законом обязательными требованиями.
При этом, по правилам ст.161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация (при соответствующем способе управления многоквартирным домом) принимает на себя обязательство обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В настоящее время, помимо положений Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат применению Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
В указанных Правилах определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 16). В состав общего имущества, согласно указанных правил, в том числе включаются технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.
В подвалах указанных выше жилых домов, собственники и наниматели квартир возвели сараи, за счет чего допускается возможность пребывания в указанных помещениях одновременно нескольких человек.
Согасно п. 6.27 СНиП 21-01-97* высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м. Высота проходов в подвальных помещениях домов по ул.Танковая, согласно технических сведений, составляет 800-1920 см., по ул.Шоссейная, данные сведения в техпаспортах отсутствуют.
Согласно п.6.12* СНиП 21-01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел. Согласно технической документации, в указанных жилых домах предусмотрено по одному выходу из каждого подвала или отсека.
Доводы государственного инспектора Володарского района по пожарному надзору Косицина Б.Б. о том, что в указанных подвальных помещениях, с учетом возведенных собственниками и нанимателями жилых помещений сараев, возможно пребывание более 15 человек, а высота проходов подвальных помещений и количество выходов не соответствует требованиям ППБ, не могут являться основанием для привлечения начальника ЖЭУ к административной ответственности, поскольку требования п.6.12*, 6.27 СПиП 21-01-97* применяются к проектируемым и строящимся зданиям, начало проектирования, либо строительство которых выпало на период, после вступления в силу указанного нормативного акта. СНиП 21-01-97* введены в действие с 1 января 1998 года. Дома по ул.Танковая 1994 года постройки, а по ул.Шоссейная 1990 года постройки. Таким образом, на указанные дома требования данного нормативного документа не распространяется. Более того, ответственность на начальника ЖЭУ, может быть возложена за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. На 09 февраля 2012 года Иванова И.З. исполняла обязанности начальника ЖЭУ, согласно приказа директора ООО "Промсантехремонт" от 12.01.2012 года, а с обязанностями начальника ЖЭУ, изложенными в должностной инструкции, Иванова И.З. на тот момент не была ознакомлена. Должностная инструкция предусматривает обязанность начальника ЖЭУ по обеспечению соблюдения противопожарных правил. Однако, данную обязанность, при системном толковании указанных выше положений закона, следует рассматривать в рамках полномочий, предоставленных собственниками жилых помещений управляющей компании, а согласно договора управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана обеспечивать качественное выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему ремонту мест общего пользования жилищного фонда, т.е. в том числе и подвалов, при этом на управляющую организацию, равно как и на начальника ЖЭУ ни законом, ни договором, не возложен контроль за действиями собственников жилых помещений, нарушающими правила пожарной безопасности.
При указанных обстоятельствах, привлечение к административной ответственности лица, в действиях которого отсутствует состав административного правонарушения, противоречит пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Ивановой Ирины Зиновьевны удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Володарского района по пожарному надзору Косицина Б.Б. от 09 февраля 2012 года о признании Иванова И.З. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения.
Судья А.С.Кочнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.