Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Кочневой А.С.
с участием старшего помощника прокурора Володарского района
Игнатова С.С.
при секретаре Салаховой Э.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Володарского района Нижегородской области к Муниципальному автономному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе N 53, Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что прокуратурой Володарского района с привлечением специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г.Дзержинске и Володарском районе в рамках проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, проведена проверка антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений Володарского района. В ходе проведения данной проверки установлено следующее.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального Закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.22 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 года "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п.3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
В ходе проведения проверки в МАОУ СОШ N 53 установлено, что отсутствует ограждение участка территории образовательного учреждения общей протяженностью 421,91 метра.
Отсутствие соответствующего ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
В силу ч.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования носится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п.1.8 Устава МАОУ СОШ N 53 школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Деятельность образовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности и светского характера образования.
Таким образом, ответственность за невыполнение функций, отнесенных к их компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с приведенными выше нормами закона лежит как на администрации Володарского муниципального района, так и на МАОУ СОШ N 53.
В соответствии со ст. 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно требованиям ст.2, ч.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в РФ основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Изложенные нарушения норм законодательства ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся образовательного учреждения.
Прокурор Володарского района Нижегородской области просит суд обязать МАОУ СОШ N 53, Администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области установить отсутствующее ограждение по периметру территории образовательного учреждения МАОУ СОШ N 53 общей протяженностью 421,91 метров; в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.
В данном судебном заседании старший помощник прокурора Володарского района Игнатов С.С. поддержал заявленные требования, просит установить срок для устранения нарушений до 01.01.2013г.
Представитель ответчика МАОУ СОШ N 53 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно отзыва, представленного в материалы дела, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, просят предоставить срок доя 01.01.2015 года.
Представитель Администрации Володарского муниципального района о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, с иском прокурора согласен, указав, что согласно решения Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области N 251 от 22 декабря 2011 года "О районном бюджете на 2012 год" в разделе Образование - на все расходы на модернизацию региональных систем общего образования запланировано 12384500 руб. (по МАОУ СОШ N 53 запланировано 831000 руб.). Согласно предварительных расчетов на установление отсутствующего ограждения необходимо около 1 млн. 50 тыс. руб. Для решения вопроса по установлению отсутствующего ограждения образовательного учреждения МАОУ СОШ N 53 протяженностью просит предоставить администрации Володарского муниципального района срок до 01.01.2015г.
Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителей.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора Володарского района Игнатова С.С., исследовав материалы дела, находит иск прокурора Володарского района подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В качестве способа защиты нарушенных прав ст.11 ГК РФ предусмотрена судебная защита.
Статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно требованиям ст.2, ч.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в РФ основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Володарского района с привлечением специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г.Дзержинске и Володарском районе в рамках проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, проведена проверка антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений Володарского района.
В ходе проведения данной проверки установлено следующее.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального Закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.22 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 года "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п.3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
В ходе проведения проверки установлено, что в МАОУ СОШ N 53 отсутствует ограждение территории МАОУ СОШ N 53 по периметру образовательного учреждения общей протяженностью 421,91 метров.
Отсутствие соответствующего ограждения образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
В силу ч.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования носится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п.1.8 Устава МАОУ СОШ N 53 школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Деятельность образовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности и светского характера образования.
Таким образом, ответственность за невыполнение функций, отнесенных к их компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с приведенными выше нормами закона лежит как на администрации Володарского муниципального района, так и на МАОУ СОШ N 53.
Судом установлены в МАОУ СОШ N 53 нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, указанные нарушения до настоящего времени не устранены, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Володарского района удовлетворить, обязав МАОУ СОШ N 53, Администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области устранить нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, установив срок устранения нарушений, с учетом мнения сторон, до 01.01.2014 года.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Володарского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N 53, Администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области установить отсутствующее ограждение по периметру территории образовательного учреждения МАОУ СОШ N 53 общей протяженностью 421,91 метров, в срок до 01.01.2014г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья п\п А.С.Кочнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.