Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Кочневой А.С.
при секретаре Салаховой Э.Х.
с участием старшего прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатова С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Володарского района Нижегородской области о признании противоречащим закону нормативного правового акта в части
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия п. 3.2 Положения о предоставлении гражданами, замещающими или претендующими на замещение муниципальных должностей администрации р.п. Красная Горка Володарского муниципального района или должностей муниципальной службы в администрации р.п. Красная Горка Володарского муниципального района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Постановлением администрации р.п. Красная Горка Володарского района от 05.03.2010 г. N 9 в части ограничивающей срок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сроком - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным; признании противоречащим закону и недействующим с 05.06.2012 п. 7 Положения о предоставлении гражданами, замещающими или претендующими на замещение муниципальных должностей администрации р.п. Красная Горка Володарского муниципального района или должностей муниципальной службы в администрации р.п. Красная Горка Володарского муниципального района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Постановлением администрации р.п. Красная Горка Володарского района от 05.03.2010 г. N 9 в части, предоставляющей служащим право предоставлять уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера без ограничения срока предоставления указанных сведений.
Свои требования прокурор района мотивирует тем, что указанные выше пункты Положения противоречат действующему законодательству.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В силу ч. 4 ст. 5 Закона о противодействии коррупции органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие указанные должности. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В силу с ч. 1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 N 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области" гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о себе и членах своей семьи; сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Согласно подп. "б" п. 3 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими Нижегородской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Губернатора Нижегородской области от 28.08.2009 N 52 (в редакции Указа Губернатора Нижегородской области от 15.05.2012 N 36) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы, предусмотренные перечнем должностей, указанным в пункте 2 данного положения, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 8 данного Положения если гражданин или гражданский служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу государственного органа Нижегородской области сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением. Гражданский служащий может представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпункте "б" пункта 3 данного Положения.
В нарушение указанных норм п. 3.2 Положения установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются служащими ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Кроме того, в нарушение указанных норм п. 7 Положения предоставлено право служащим предоставлять уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера без ограничения срока предоставления указанных сведений.
Прокурор указывает, что оспариваемыми нормами Положения нарушаются права неопределенного круга лиц, Российской Федерации на принятие органом местного самоуправления мер по противодействию коррупции в соответствии с действующим законодательством, а также права муниципальных служащих администрации р.п. Красная Горка на предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленные законодательством сроки.
В связи, с чем прокурор района просит признать вышеуказанные пункты Положения незаконными и недействующими п.3.2 с момента принятия, п.7 с 05.06.2012 года.
В судебном заседании помощник прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатов С.С. требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Администрации рабочего поселка Красная Горка Володарского муниципального района Нижегородской области - глава администрации Трегубов И.Л. с требованиями прокурора согласился, считает их законными и обоснованными.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Володарского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушающим права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации р.п. Красная Горка Володарского района от 05.03.2010 г. N 9 утверждено Положение о предоставлении гражданами, замещающими или претендующими на замещение муниципальных должностей администрации р.п. Красная Горка Володарского муниципального района или должностей муниципальной службы в администрации р.п. Красная Горка Володарского муниципального района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу ч. 4 ст. 5 Закона о противодействии коррупции органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие указанные должности. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В силу с ч. 1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 N 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области" гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о себе и членах своей семьи; сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Согласно подп. "б" п. 3 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими Нижегородской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Губернатора Нижегородской области от 28.08.2009 N 52 (в редакции Указа Губернатора Нижегородской области от 15.05.2012 N 36) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы, предусмотренные перечнем должностей, указанным в пункте 2 данного положения, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 8 данного Положения если гражданин или гражданский служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу государственного органа Нижегородской области сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением. Гражданский служащий может представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпункте "б" пункта 3 данного Положения.
В нарушение указанных норм п. 3.2 Положения установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются служащими ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Кроме того, в нарушение указанных норм п. 7 Положения предоставлено право служащим предоставлять уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера без ограничения срока предоставления указанных сведений.
Таким образом, оспариваемыми нормами Положения нарушаются права неопределенного круга лиц, Российской Федерации на принятие органом местного самоуправления мер по противодействию коррупции в соответствии с действующим законодательством, а также права муниципальных служащих администрации р.п. Красная Горка на предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленные законодательством сроки.
На основании изложенного суд полагает, что вышеуказанные нормы оспариваемого правового акта не соответствуют законодательству РФ и признаются судом недействующими п.3.2 Положения с момента принятия, п.7 Положения с 05.06.2012 г.
Согласно ст.253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое Решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое Решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Володарского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта, удовлетворить.
Признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия п. 3.2 Положения о предоставлении гражданами, замещающими или претендующими на замещение муниципальных должностей администрации р.п. Красная Горка Володарского муниципального района или должностей муниципальной службы в администрации р.п. Красная Горка Володарского муниципального района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Постановлением администрации р.п. Красная Горка Володарского района от 05.03.2010 г. N 9 в части ограничивающей срок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сроком - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Признать противоречащим закону и недействующим с 05.06.2012 п. 7 Положения о предоставлении гражданами, замещающими или претендующими на замещение муниципальных должностей администрации р.п. Красная Горка Володарского муниципального района или должностей муниципальной службы в администрации р.п. Красная Горка Володарского муниципального района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Постановлением администрации р.п. Красная Горка Володарского района от 05.03.2010 г. N 9 в части, предоставляющей служащим право предоставлять уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера без ограничения срока предоставления указанных сведений.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд.
Судья п\п А.С.Кочнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.