Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., с участием представителей истца Компаниец Ю.А., Каконина И.В., представителя ответчика Цыцулиной Н.В., при секретаре Астафьевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бычковой В.И. к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области и Министерству социальной политики Нижегородской области о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья
УСТАНОВИЛ
Бычкова В.И. обратилась в суд с требованиями к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о восстановлении её в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. В ходе рассмотрения дела истцом на основании ст.39 ГПК РФ требования были неоднократно изменены и дополнены к ответчику Министерству социальной политики Нижегородской области, в окончательном виде истец просит признать недействительным постановление главы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области N?? от ?..2010 г. "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и обязать администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента обращения, т.е. с ??.2010 г., а также признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Требования мотивированы тем, что она состояла в зарегистрированном браке с Б., являвшимся ????. В 1989 г. Б. был поставлен ????..сельским советом на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако личное дело не сохранилось. В 2003 г. Б. умер. В 2010 г. истец обратилась в администрацию Выксунского муниципального района для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдова ???... Однако на основании постановления администрации Выксунского муниципального района от ??...2010 г. N?. ей было в постановке на учет было отказано. Считает, что отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ей было незаконно, в связи с чем для защиты нарушенных прав вынуждена обратиться в суд.
В судебное заседание истец Бычкова В.И. не явилась, направив своих представителей Компаниец Ю.А. и Каконина И.В., действующих на основании доверенностей, которые требования истца поддержали и просили удовлетворить, пояснив суду, что супруг истца, с которым она проживала совместно, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С тех пор условия проживания в лучшую сторону не изменились. Дом, в котором проживает истец, не имеет удобств и без коммуникаций, что доставляет неудобства престарелому человеку. Дарение истцом своей доли в праве на дом никоим образом не изменило её жилищные права, поскольку она осталась проживать в том же помещении по договору безвозмездного пользования После заключения договора истец осталась быть зарегистрированной в указанном доме, и остается зарегистрированной до настоящего времени.
Представитель ответчика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области Цыцулина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что для признания права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья необходимо, чтобы вдова ??? состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановка истца на такой учет в 1989 г. не подтверждена. При обращении с заявлением в 2010 г. истцу в постановке на учет было отказано, поскольку она намеренно ухудшила жилищные условия, подарив свою долю в праве на дом.
Ответчик Министерство социальной политики Нижегородской области своего представителя в судебное заседание не направил, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и отзыв, в котором указывается, что исковые требования не признаются, поскольку ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относится к компетенции органов местного самоуправления и в этой части требований Министерство является ненадлежащим ответчиком. Законом "О ветеранах" предусмотрено обеспечение членов семей умерших инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение производится за счет средств федерального бюджета строго в порядке очередности исходя из даты постановки на учет. Истцу в постановке на учет было отказано, постановление N??? от ??...2010 г. не отменено, в связи с чем у Министерства отсутствуют основания для обеспечения истца единовременной денежной выплатой на приобретение или строительство жилья.
На основании ч.5 ст.157 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, находит следующее.
В соответствии с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно справке Управления социальной защиты населения Выксунского района от ?.2006 г. N??. Бычкова В.И., ????и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно выписке из похозяйственной книги N??.. от ??...2012 г. Бычкова В.И. зарегистрирована и проживает в жилом доме N ????..Выксунского района. Указанный дом общей площадью ?. кв.м., в т.ч. жилой ?. кв.м., принадлежит Б1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ???? от ??..2010 г.
В 1989 г. супруг истца Б., проживавший по адресу: Выксунский район???.., обращался с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилищно-бытовой комиссией при исполнительном комитете ???.. сельского совета народных депутатов был поставлен на учет для получения жилья ???1989 г., однако учетное дело и заявление не сохранилось. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой Северного территориального управления администрации городского округа города Выкса N?.. от ??.2012 г., копией книги регистрации заявлений о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, справкой ??.. сельского совета N?.. от ??.2008 г. об отсутствии по состоянию на указанную дату в данном муниципальном образовании очереди на получение жилья и архивной справкой N?? от ?..2010 г. об отсутствии на хранении решения ??.. сельского Совета N? от ???1989 г. и протоколов жилищно-бытовой комиссии ??? сельского Совета за 1988-1989 г.г.
Б., являвшийся ?????умер ??.2003 г. (свидетельство о смерти ???).
В соответствии с ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ?3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
???2010 г. Бычкова В.И. обратилась с заявлением в администрацию Выксунского муниципального района о принятии на учет по улучшению жилищных условий. В качестве адреса проживания Бычкова В.И. указала - ?.
Указанный жилой дом после смерти Б. в соответствии со свидетельством о праве собственности, выданным нотариусом Е. пережившей супруге ??..2007 г. (р-р N??), а также свидетельством о праве на наследство по закону от ???..2007 г. (р-р N?.) и нотариально удостоверенного договора о разделе наследственного имущества от ???.2007 г. (р-р N?..) принадлежал в ?.. доле Бычковой В.И. и Б1.
На основании постановления администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от ??..2010 г. N??. в редакции постановления администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области N?.. от ??.2010 г., Бычковой В.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было отказано по основаниям намеренного ухудшения ею своих жилищных условий со ссылкой на договор дарения от ???2010 г..
В соответствии с договором дарения от ??..2010 г. Бычкова В.И. подарила принадлежащую ей ??. долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: Выксунский район ???..Б1, право собственности которого было зарегистрировано в установленном порядке, выдано свидетельство о государственной регистрации права ???.. от ??.2010 г.
При принятии решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии со ст.ст.53, 54 ЖК РФ администрация Выксунского муниципального района исходила из того, что в результате договора дарения истец намеренно ухудшила свои жилищные условия и с того момента прошло менее 5 лет.
Однако данный отказ не основан на фактических обстоятельствах.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Аналогичные основания отказа предусмотрены в ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят постановлением ЗС НО от 27.10.2005 N 1688-III)
Согласно ч.3 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" к действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся: 1) обмен жилого помещения с уменьшением его площади; 2) невыполнение условий договора социального найма, повлекшее расторжение договора социального найма и (или) выселение виновных граждан без предоставления другого жилого помещения; 3) вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми; 4) уменьшение долей, выделение собственниками жилых помещений доли в натуре, если после такого уменьшения доли или ее выделения в натуре общая площадь соответствующего жилого помещения на одного собственника будет менее учетной нормы; 5) отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность; 6) изменение порядка пользования жилым помещением, в том числе заключение гражданином договора найма, безвозмездного пользования, иного договора, подтверждающего право пользования жилым помещением, от участия в приватизации которого данный гражданин отказался.
Согласно ч.4 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" не являются основанием для отказа в принятии на учет следующие действия, приведшие к ухудшению жилищных условий: 1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства, если до вселения они: а) не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением; б) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением площадью менее нормы предоставления; в) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания; г) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в государственную или муниципальную собственность, либо жилое помещение было изъято органами государственной власти Нижегородской области или органами местного самоуправления для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке; 2) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения; 3) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты; 4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.
Согласно ч.2 ст.54 ЖК РФ и ч.2 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Такими основаниями в постановлении администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от ?...2010 г. N?. в редакции постановления администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области N?. от ??..2010 г., указано на намеренное ухудшение Бычковой В.И. своих жилищных условий со ссылкой на договор дарения от ?...2010 г..
Однако, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что основаниями для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются только такие действия, которые привели к реальному ухудшению жилищных прав лица, претендующего на улучшение жилищных условий.
После осуществления дарения ??.2010 г. и регистрации права собственности собственником жилого дома Б1 на основании договора от ???2010 г. жилой дом N??.. г.Выкса был предоставлен Бычковой В.И. в безвозмездное пользование, зарегистрирована по месту жительства истец по тому же адресу.
Таким образом, фактически жилищные условия Бычковой В.И. не изменились, были изменены основания пользования жилым домом.
Согласно акту обследования материально-бытового положения Бычковой В.И. по адресу: ???. от ??..2010 г., установлено, что Бычкова проживает в данном доме одна, в доме отсутствуют удобства и водопровод. Сделан вывод, что она нуждается в улучшении жилищных условий. Ранее супруг истца Б., проживавший по адресу: Выксунский район????, обращался с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилищно-бытовой комиссией при исполнительном комитете ???.. сельского совета народных депутатов был поставлен на учет для получения жилья ?...1989 г., однако в дальнейшем не подтверждал свою нуждаемость, в связи с чем в очереди на улучшение жилищных условий не значился, личное дело утрачено.
В соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъектов Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилищных помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Бычкова В.И??????и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах" (Согласно справке Управления социальной защиты населения Выксунского района от 15.08.2006 г. N311).
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: ? 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N714 (в редакции Указа от 09.01.2010 г. N30) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающимися в жилых помещениях): ? 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п.2 ст.2 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. N179-З (в редакции от 30.11.2006 г.) "О порядке введения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации,?, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования: отнесенные в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Судом установлено, что Бычкова В.И. как на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (13.08.2010 г.), так и на момент рассмотрения дела судом проживала в д???????.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с п.2 которого его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, независимо от форм собственности, расположенные на территории РФ. Согласно п.12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Как следует из акта обследования от ???...2010 г. в доме, где проживает Бычкова В.И. отсутствуют центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, что также подтверждается техническим паспортом на дом, что позволяет суду считать данное жилое помещение не соответствующим установленным требованиям к жилым помещениям.
Представителем администрации не были предоставлены суду доказательства того, что занимаемый Бычковой В.И. жилой дом N ???????.находится в пригодном для проживания состоянии.
Также в материалы учетного дела при подаче заявления Бычковой В.И. предоставлялись документы, подтверждающие отсутствие у нее приобретенных прав пользования другими жилыми помещениями, в том числе об отсутствии жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности (справка с места жительства, выписка из похозяйственной книги, справки ГП НО "Н" N?? и N??.. от ???.2009 г., уведомление об отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества в ЕГРП N??. от ??...2010 г.) Следовательно, в силу п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ и п.3 ч.1 ст.3 Закона НО N179-З, установленные судом обстоятельства являются основанием для признания истца нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и как следствие на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.4 ч.1 ст.21 ФЗ "О ветеранах".
Оснований для отказа в иске суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Бычковой В.И. удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области N?? от ??.2010 г. "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и обязать администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области поставить Бычкову В.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента обращения, т.е. с ????..2010 г.
Признать за Бычковой В.И. право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья-Корокозов Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.