Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Илюшкова М.Н., при секретаре Лукиной В.А., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Кудрячковой Т.Е., истца Иванова П.Н., представителя ответчика Кузьминой С.А., представителя органа опеки и попечительства Сениной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Выксунского городского прокурора в интересах Иванова П. Н., Иванова П.Н. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации городского округа города Выкса Нижегородской области - о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
и по иску
Выксунского городского прокурора в интересах и Ивановой О.Н., Ивановой О.Н. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации городского округа города Выкса Нижегородской области - о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ
Прокурор обратился в суд с исками в интересах Иванова П.Н. и Ивановой О.Н. к Администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области, об обязании администрации Выксунского муниципального района признать Ивановых П.Н. и О.Н. нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; обязании администрации Выксунского муниципального района о внесении сведений в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый администрацией Выксунского муниципального района Нижегородской области; обязании Министерства социальной политики Нижегородской области внести сведения об Ивановых П.Н. и О.Н. в сводный список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счёте средств областного бюджета, формируемым Министерством социальной политики Нижегородской области и об обязании Министерства социальной политики предоставить Ивановым П.Н. и О.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма каждому, пригодное для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм в 2011 г.
Данные иски были объединены в одно производство.
Суд в качестве соистцов привлек Иванова П. Н. и Иванову О. Н.
Ответчик администрация Выксунского муниципального района Нижегородской области была заменена на правопреемника - администрацию городского округа города Выкса Нижегородской области в соответствии с решением Земского собрания Выксунского района Нижегородской области от 24.08.2011 г. N48 "О реорганизации администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области" и свидетельства о государственной регистрации серии 52 N004495285.
Определением суда от х.х.2012 г. производство в части исковых требований об обязании Министерства социальной политики предоставить Ивановым П.Н. и О.Н. в 2011 г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма каждому, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм, прекращено в связи с отказом истцов от иска.
В судебном заседании представитель истца Кудрячкова Т.Е. требования прокурора поддержала и просила удовлетворить.
Соистец Иванов П.Н. требования поддержал и просил удовлетворить, полностью согласился с доводами прокурора.
Истец Иванова О.Н. в судебное заседание не явилась, о причине своей неявки не сообщила. Прокурор Кудрячкова Т.Е., соистец Иванов П.Н., представитель ответчика Кузьмина С.А. просили рассмотреть дело по существу в отсутствии соистца Ивановой О.Н.
Министерство социальной политики Нижегородской области исковые требования прокурора и Ивановых П.Н. и О.Н. не признало в полном объеме, направило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Свой отказ Министерство мотивировало тем, что в соответствии с выпиской из ЕГРП истцы Ивановы П.Н. и О.Н. имеет право долевой собственности в жилом доме по адресу: ?. следовательно, обеспечены жилой площадью. Жилой дом Ивановых П.Н. и О.Н. не был признан аварийным в соответствии с Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащего сносу или реконструкции", утвержденного Правительством РФ от 28.01.2006 г. N47. Кроме того, Ивановы П.Н. и О.Н. в установленном законом порядке не признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В сводный список на 2011 г. Ивановы О.Н. и П.Н. не включены, соответственно им не может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в 2011 г. На 2011 г. финансовый средства для приобретения жилого помещения для Ивановых П.Н. и О.Н. не предусмотрены, поэтому обязание Министерства его приобрести, приведет к нарушению норм закона, предусмотренных п.п.1 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ.
Представитель администрации городского округа города Выкса Нижегородской области Кузьмина С.А. исковые требования прокурора и Ивановых П.Н. и О.Н. признала, просила принять признание исков и их удовлетворить.
Представитель органа опеки и попечительства Сенина И.Н. пояснила, что иск прокурора и Ивановых П.Н. и О.Н. подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит следующее.
(некоторая информация отсутствует)
Согласно свидетельству о смерти от х.х.1994 г., отец Ивановых П.Н. и О.Н. - Иванов Н. П., умер х.х.1994 г.
На основании постановления администрации города Выкса Нижегородской области от х.х.1996 г. Nххх, Ивановы П.Н. и О.Н. были направлены в детское государственное учреждение.
Согласно выписке из ЕГРП от х.х.2009 г. N??, Иванову П.Н. и Ивановой О.Н. принадлежит права собственности на 5/24 доли в праве общей долевой собственности каждому на жилой дом, общей площадью ?. кв.м., расположенного по адресу: ???
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.211 Гражданского кодекса РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.п.2.3 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. N147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области", органы местного самоуправления муниципальных районом и городских округов Нижегородской области, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают меры к обеспечению сохранности жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и лица из их числа, а также жилых помещений, право пользование которыми сохраняется за детьми-сиротами и лицами их числа. Детям-сиротам и лицам из их числа однократно производится ремонт жилых помещений, собственниками которых они являются, либо жилых помещений государственного жилищного фонда, право пользования которыми за ними сохранено. Ремонт производится с целью приведения жилого помещения в состояние, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от х.03.2002 г., жилой дом, расположенный по адресу: ?.. для эксплуатации не пригоден.
Согласно комиссионному акту обследования от х.х.2011 г. жилого дома, расположенного по адресу: ?.., установлено, что дом находится в аварийном состоянии: дом одноэтажный деревянный, фундамент дома разрушен, кровля дома шиферная прогнившая, имеет сквозные отверстия, оконные и дверные коробки находятся в неудовлетворительном состоянии, во всех окнах отсутствует остекление, деревянный пол в доме частично прогнил, электропроводка в доме отсутствует. Комиссия рекомендовала: привести в надлежащее состояние электропроводку, остеклить рамы, запланировать работы по замене деревянных дверей, по ремонту кровли.
Судом установлено, что органы местного самоуправления, с момента вступления Закона НО от 10.12.2004 г. N147-З в законную силу, не предпринимали мер по сохранности и ремонту жилого дома Ивановых П.Н. и О.Н., расположенного по адресу: ??., не предпринимали действия в порядке, установленным п.п.33,47 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47 (в редакции постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. N494), о признании жилого дома по адресу: ??., непригодным для проживания.
Согласно заключению комиссии экспертов судебной строительно-технической экспертизы ??., жилой дом по адресу ??, не соответствует строительно-техническим требованиям и не пригоден для проживания.
Исходя из указанных обстоятельств, истцы Иванову П.Н. и О.Н. в силу закона, не должны были нести бремя содержания принадлежащего им жилого дома. Кроме того, установленные повреждения жилого дома, не могут быть отнесены к случайным, поскольку возникли в результате разрушения другим лицом.
Судом установлено, что на основании заявлений от х.х.2003 г. Иванов П.Н. по состоянию на х.х.2011 г., а Иванова О.Н. по состоянию на х.х.2011 г. состоят на учете в администрации городского округа города Выкса Нижегородской области (правопреемника администрации города Выкса Нижегородской области) в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Иванов П.Н. за N х (в общей очереди за Nх), а Иванова О.Н. за Nх (в общей очереди за Nх).
Х.х.2008 г. и от х.х.2008 г. в адрес Ивановых П.Н. и О.Н. как состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города Выкса Выксунского муниципального района как сироты, были направлены письма-вызовы о необходимости пройти перерегистрацию.
Суду не были предоставлены сведения о том, Ивановы П.Н. и О.Н. были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области за 2011 год, утвержденного Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 28.04.2010 г. N186 (в редакции от 16.12.2010 г. N616), включены не были. Следовательно, администрация городского округа города Выкса Нижегородской области обязана внести Ивановых П.Н. и О.Н. в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области.
В соответствии с паспортными данными Иванова О.Н., ?? с х.х.2002 г. зарегистрирована по адресу: ?..; паспортными данными Иванова П.Н. ?? с х.х. 2003 г. зарегистрирован по адресу: г??
Согласно акту обследования жилого дома от х.х.2002 г. жилой дом по адресу: ??? не пригоден для эксплуатации, следовательно, Иванова О.Н. изначально была зарегистрирована в жилом доме, не пригодным для эксплуатации.
В силу ч.1 ст.38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В силу п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающими в помещениях, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст.52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются? детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе" предусмотрено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 дл 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно с п.1 ст.8 данного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ч.1 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области", установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
В соответствии с п.1 ст.5 указанного Закона Нижегородской области, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Несмотря на то, что на момент обращения прокурора в суд с настоящими исками в интересах Ивановых П.Н. и О.Н., Ивановым П.Н. и О.Н. уже достигли х-ти летнего возраста (Иванову П.Н. х года исполнилось х.х.2003 г., а Ивановой О.Н. х.х.2011 г.), они не утратили свое право на меры социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку с заявлением о предоставлении жилого помещения в органы местного самоуправления обратились х.х.2003 г. и до настоящего времени их право на получение жилого помещения, не реализовано.
Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании сторонами в судебном заседании не оспаривалось, поэтому суд в соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ, находит их установленными.
Согласно методической рекомендации по реализации Закона Нижегородской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" от 30.09.2008 г. N116-З, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16.03.2009 г. N117, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на соответствующий финансовый год.
Не соблюдение ответчиками порядка по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма, установленным Положением о порядке формирования Сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. N566, не освобождает ответчиком от исполнения обязательств по предоставлению истцам жилых помещений по договорам социального найма.
Исковые требования прокурора и Ивановых П.Н. и О.Н. подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Ивановым П.Н. и О.Н. после выходи из детского государственного учреждения после достижения х-ти летнего возраста, стали проживать отдельно друг от друга, то жилые помещения по договору социальному найма им должны быть предоставлены каждому.
В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, Министерство по социальной политики Нижегородской области, освобождено от уплаты госпошлины, расходы по её уплате по настоящему делу отнести на счет государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Выксунского прокурора Нижегородской области, Иванова П. Н. и Ивановой О. Н. удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа города Выкса Нижегородской области внести Иванова П. Н. и Иванову О. Н. в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области внести сведения об Иванове П. Н.и Ивановой О.Н. в сводный список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый Министерством социальной политики Нижегородской области.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Иванову П.Н. и Ивановой О. Н. каждому вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - М.Н. Илюшков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.