Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Власовой И.Н., при секретаре Бистерфельд С.А., с участием представителя заявителя А. - К., представителя должностного лица главы Администрации Выксунского муниципального района К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1516/2011 г. по заявлению
А. об обжаловании действий должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
А. обратилась с заявлением об обжаловании действий должностного лица - главы администрации Выксунского муниципального района К. в части вынесения Постановления Nх от х.х.2011г.
Свои требования заявитель А. мотивирует тем, что является собственником нежилого отдельно стоящего здания столярной мастерской общей площадью х кв.м., находящегося по адресу: ?.. на основании договора купли-продажи ?. В соответствии со ст.36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. С целью реализации своего права на приобретение земельного участка в собственность истец обратилась в администрацию Выксунского муниципального района х.х.2010г. Постановлением главы администрации Nх от х.х.2010г. определено предоставить ей за плату в собственность земельный участок площадью х кв.м., находящийся по адресу:?. участок "В" здание Nх кадастровый номер х, на котором расположено здание столярной мастерской и дано поручение КУМИ администрации Выксунского муниципального района осуществить продажу земельного участка по цене, действующей на момент заключения договора-купли продажи.
Согласно ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Согласно ч.2 ст.2 Закона РФ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами РФ, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а так же за пределами границ населенных пунктах в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Согласно ст.36 ЗК РФ договор купли-продажи земельного участка должен быть заключен в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка органом местного самоуправления. Таким образом, крайний срок заключения договора купли-продажи 12.11.2010г. На указанный день ставка налогообложения на данный земельный участок составляла х рублей. Десятикратный размер составляет именно такую цену. Истец х.х.2010г. оплатила сумму х рублей х коп. согласно платежного поручению Nх от х.х.2010г. Однако в представленном истцу х.х.2010г. проекте договора цена договора была указана в размере х рубля. Ответчик мотивирует это тем, что постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010г. N358 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" изменена кадастровая стоимость земельных участков. Истец обратилась в суд в порядке преддоговорного спора. Глава администрации Выксунского муниципального района ? непосредственно перед судебным заседанием постановлением от х.х.2011г. Nх отменил ранее вынесенное постановление о передаче ей земельного участка в собственность. Однако согласно ст.36, 28 ЗК РФ администрация не вправе отказать А. в заключении договора о передаче земельного участка в собственность. Поскольку для этого отсутствуют установленные законом основания. Кроме того, истцу был направлен проект договора, то есть сделана оферта. Согласно ст.436 ГК РФ полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте, либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. Истец ответила на оферту. Поскольку КУМИ в силу закона обязано заключить с истцом договор, то применяются правила для заключения договора, предусмотренные ч.2 ст.445 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора) и А. в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучения извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. В связи с этим спор об условиях договора и был передан в суд. При вынесении постановления Nх от х.х.2011г. глава администрации нарушил право истца на приобретение земельного участка в собственность. Заявитель просит признать действия главы администрации Выксунского муниципального района ? при вынесении постановления Nх от х.х.2011г. незаконными, нарушающими ее права и законные интересы. Признать постановление Nх от х.х.2011г. незаконным и недействующим с момента вынесения решения суда.
Представитель заявителя К. (на основании доверенности х.х.2011г. Nх), требования заявителя поддержал в полном объеме, считает, что Постановление Nх от х.х.2011г. "Об отмене постановления Администрации Выксунского муниципального района от х.х.2010г. Nх", вынесено незаконно. Глава администрации не имел права выносить такое постановление в силу Гражданского кодекса РФ, так как оферта не может быть отозвана. Просит признать Постановление Nх от х.х.2011г. незаконным и недействующим с момента вынесения решения суда.
От требований в части признания действия Главы администрации Выксунского муниципального района ? при вынесении постановления Nх от х.х.2011г. незаконными представитель заявителя отказался. Последствия отказа от требований представителю заявителя разъяснены и понятны.
Представитель должностного лица КУМИ администрации Выксунского муниципального района К. не согласен с заявлением А., пояснил, что постановлением от х.х.2003г. данный земельный участок выделен ОАО "В" в аренду сроком на х лет, на основании чего был заключен договор аренды Nх. В октябре 2010г. А. обратилась в КУМИ с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, первоначально было вынесено постановление Nх от х.х.2010 года "О предоставлении земельного участка в собственность А.", но возник спор по определению цены данного земельного участка, расположенного по адресу ?, участок "В", здание Nх По этому участку, провели проверку, в результате которой было обнаружено, что градостроительный регламент не был принят во внимание при вынесении постановления Nх от х.х.2010 года "О предоставлении земельного участка в собственность А.", а именно не учтен тот факт, что до 2013 года земельный участок расположенный по адресу ?., участок "В", здание Nх может быть предоставлен только в аренду. Им была подготовлена докладная записка на имя Главы Администрации Выксунского муниципального района из которой следует, что х.х.2010 года на основании личного заявления А. администрацией Выксунского муниципального района было вынесено Постановление Nх "О предоставлении земельного участка в собственность А." Текстом постановления разрешалось расторгнуть договор аренды земельного участка от х.х.2003 г.Nх с арендатором А. и предоставить его за плату в собственность А.. Проверка материалов, послуживших основанием для вынесения Постановления, выявила, что в период его подготовки специалистами КУМИ не учтены требования частей 1 и 2 ст.36 главы 4 Градостроительного кодекса.
1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
2)возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
З) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.
Не учтены требования статьи 85 Земельного кодекса РФ.
ч.2 Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, рекреационного и иных видов использования земельных участков.
ч.3 Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Участок с кадастровым N х имеет Градостроительный регламент строительства объекта, использования земельного участка и их допустимых изменений в ходе эксплуатации N х.
Настоящий регламент прилагается в качестве неотъемлемой части к документу, удостоверяющему право на землю. Установленный регламент сохраняется в случае перехода права аренды на земельный участок другому лицу, т.е. должен был быть передан прежним арендатором А..
В регламенте Nх указано: Установленный вид права и разрешенное использование земельного участка - Право аренды земельного участка сроком на х лет площадью х кв.м.
Впервые участок был предоставлен в аренду Постановлением администрации Выксунского муниципального района Nх от х.х.2003 года арендатору ОАО "В". Эта дата является началом действия градостроительного регламента, в отношении этого участка. Затем право аренды перешло А., вместе с прописанными в градостроительном регламенте ограничениями. Указанный документ теряет силу х.х.2013 года. В период с 2003 по 2013 год необходимо учитывать его требования при обращении арендаторов, желающих изменить правовой статус участка. Перед подачей заявления А. о предоставлении земельного участка в собственность, ей было необходимо обратиться в Отдел архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района с заявлением о внесении изменений в градостроительный регламент использования земельного участка, в части изменения установленного вида права и разрешенного использования земельного участка. С таким заявлением А. в Отдел архитектуры и градостроительства не обращалась. В просьбе А. о расторжении договора аренды и продажи участка в личную собственность, изложенных в ее заявлении от х.х.2010 г, следовало отказать.
А. направили уведомление об отмене постановления. Права А. не нарушены и в 2013 году она вправе приобрести этот участок в собственность по истечении срока аренды.
Выслушав представителя заявителя К., представителя должностного лица Королева В.В., заместителя начальника отдела архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района С., исследовав письменные материалы дела, суд находит требования А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что А. является собственником нежилого отдельно стоящего здания, общей площадью х кв.м. на основании договора купли-продажи от х.х.2010 г., заключенного с ОАО "В".
Согласно указанному договору купли-продажи, право собственности на указанное здание возникло у ОАО "В" на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от х.х.2008 г. и было зарегистрировано в государственном порядке х.х.2008 г., регистрационная запись Nх.
Земельный участок под зданием, общей площадью х кв.м., находился у продавца ОАО "В" в аренде сроком на х лет в соответствии с договором аренды от х.х.2003 г. Nх, заключенного с КУМИ Администрации Выксунского муниципального района на основании постановления администрации Выксунского района Нижегородской области от х.х.2003 г. Nх.
В соответствии с градостроительным регламентом, который прилагается в качестве неотъемлемой части к документу, удостоверяющему права на землю, у ОАО "В" в качестве установленного вида права и разрешенного использования земельного участка определено - право аренды сроком на х лет.
Установленный регламент сохраняется в случае перехода права на земельный участок другому лицу.
Указанный земельный участок, общей площадью х кв.м., расположенный по адресу: ?.., поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер - х, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов деревообрабатывающей промышленности.
Право собственности на здание общей площадью х кв.м. А. зарегистрировано в государственном порядке. Свидетельство о государственной регистрации права х.
Судом установлено, что указанный земельный участок после приобретения здания в собственность, находится у А. в аренде.
На основании постановления Администрации Выксунского муниципального района от х.х.2010 г. Nх, А. по ее заявлению был предоставлен за плату в собственность земельный участок, расположенный по адресу: ??. кадастровый номер х, общей площадью х кв.м.
Постановлением администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от х.х.2011 г. Nх ранее принятое постановление администрации Выксунского муниципального района от х.х.2010 г. Nх отменено в связи с приведением в соответствие с градостроительными регламентом.
В соответствии с ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.85 Земельного кодекса РФ, ? Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, регреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с градостроительным регламентом, который прилагается в качестве неотъемлемой части к документу, удостоверяющим права на землю, у ОАО "В" в качестве установленного вида права и разрешенного использования земельного участка установлено - право аренды сроком на х лет, с момента предоставления земельного участка в аренду, на основании постановления администрации Выксунского района Нижегородской области от х.х.2003 г. Nх "О предоставлении земельных участков в аренду ОАО "В".
Установленный регламент сохраняется в случае перехода права на земельный участок другому лицу.
Как следует из показаний заместителя начальника отдела архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района С., Постановлением администрации Выксунского муниципального района от 27.09.2002 года N2000 был утвержден "Временный порядок подготовки градостроительных требований к использованию земельных участков на территории Выксунского района." На практике, если меняется вид права и разрешенное использование земельного участка, то градостроительный регламент готовится заново сотрудниками отдела. Решение об изменении вида права и разрешенного использования принимает КУМИ администрации Выксунского муниципального района, начальник отдела архитектуры и градостроительства только подписывает подготовленный градостроительный регламент. Для изменения вида права и разрешенного использования земельного участка А. следовало обратиться с заявлением в КУМИ Выксунского муниципального района на имя главы администрации Выксунского муниципального района. После того, как заявление рассмотрено, на нем ставиться резолюция с указанием, либо аренда, либо собственность и до вынесения постановления о предоставлении земельного участка оно направляется в отдел архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района на согласование. В полномочия отдела архитектуры входит только градостроительная деятельность. Вопрос об изменении правового режима земельного участка не входит в полномочия отдела архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района.
Таким образом, довод представителя должностного лица К. о том, что заявителю А. до подачи заявления о предоставлении ей земельного участка в собственность, необходимо было первоначально обратиться в отдел архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района с заявлением о внесении изменений в градостроительный регламент в части изменения вида права и разрешенного использования земельного участка, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.
В судебном заседании установлено, что А. обратилась с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка от х.х.2003 года N х и предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: ?.. кадастровый номер х, рассмотрев данное заявление А. х.х.2010 года N х было вынесено Постановление о предоставлении земельного участка в собственность А.. Данное решение было принято должностным лицом Главой администрации Выксунского муниципального района К. в рамках его должностных полномочий определенных в п.10 ст.38 Устава Выксунского муниципального района Нижегородской области.
Таким образом, вывод, содержащийся в докладной записке на имя главы Администрации Выксунского муниципального района о том, что при переходе права собственности на здание на основании договора купли-продажи от х.х.2010 г., А. до х.х.2013 г. земельный участок может быть предоставлен только в аренду, является ошибочным.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если собственник строения приобрел право аренды земельного участка, то это не исключает его права на приобретение впоследствии названного земельного участка в собственность. Данное право основано на положениях ст.15 и п.4 ст.28 ЗК РФ.
В силу п.2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности за исключением случаев изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.
С учетом вышеизложенного, суд делает вывод, что Постановление администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от х.х.2011 г. Nх, которым ранее принятое постановление администрации Выксунского муниципального района от 12.10.2010 г. N3205 "О предоставлении земельного участка в собственность А." отменено в связи с приведением в соответствие с градостроительными регламентом, не основано на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление А. удовлетворить.
Признать постановление Администрации Выксунского района Нижегородской области от х.х.2011г. Nх об отмене Постановления Администрации Выксунского района от х.х.2010 года N х незаконным и недействующим с момента принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение 10 суток.
Судья- И.Н. Власова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.