Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23 мая 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Тихомировой С.А.,
с участием заявителя Ермошиной Т.М.,
при секретаре Николаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ермошиной Т.М., Ермошина А.А. об оспаривании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области" об отказе в осуществлении государственного учета,
УСТАНОВИЛ:
Ермошина Т.М., Ермошин А.А. обратились в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что решением Дзержинского городского суда Нижегородской области по гражданскому делу N от 10.02.2012 года удовлетворены исковые требования заявителей к "данные изъяты" квартира (жилое), общая площадь 62,20 кв.м., расположенная по адресу: Адрес1, признана частью жилого дома (жилое), общей площадью 62,20 кв.м., этаж: N, расположенного по адресу: "адрес", инвентарный номер N, часть дома N, судом постановлено, что вышеуказанное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества - квартира (жилое), площадь: общая 62,20 кв.м., этаж: N, адрес (местоположение) объекта: Адрес1 Ермошина Т.М., обратилась в Межрайонный отдел N филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области с заявлением о государственном учете объекта капитального строительства - части жилого дома (жилое), площадь: общая 62,20 кв.м., этаж: N, расположенного по адресу: "адрес" инвентарный номер N, часть дома N с приложением технического паспорта здания (строения) N от 20.03.2012 года, решением Дзержинского городского суда Нижегородской области по делу N от 10.02.2012 года, свидетельством о государственной регистрации права N от 09.04.2007 года. Рассмотрев представленные документы, орган кадастрового учета 23.04.2012 года принял решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, мотивируя тем, что приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 года N 577 утвержден порядок осуществления государственно учета зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства в переходный период применения ФЗ "О государственном кадастровом недвижимости", из содержания пункта 1 указанного порядка следует невозможность государственного учета частей объектов учета. Между тем, данное решение нельзя признать законным и обоснованным в силу следующего.
В ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указаны объекты, подлежащие учету в кадастре недвижимости: земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения.
Статьей 43 указанного Федерального закона предусмотрены следующие правила: 1. До 1.01.2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее настоящей статье - переходный период. (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
2. В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
2.1 В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в
сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного
учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.
2.2 Органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливается порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период (далее - порядок осуществления государственного учета в переходный период), в том числе:
1) основания и сроки осуществления такого учета;
2) порядок представления документов для осуществления такого учета;
3) состав необходимых для осуществления такого учета документов;
4) основания для приостановления осуществления такого учета и отказа в его осуществлении;
5) порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, государственный учет которых осуществлен в переходный период, с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего
Федерального закона состава сведений и содержащих эти сведения документов.
3. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться
в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона".
В соответствии с пунктом 1 части 13 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, (далее - Порядок учета) в Единый государственный реестр вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта учета, а именно о виде объекта учета (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства). Таким образом, и закон о государственном кадастре недвижимости, и приведенный порядок оперируют одной и той же терминологией в отношении видового деления объектов учета.
В соответствии с частью 70 Порядка учета орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного учета в случае, если имущество, о государственном учете которого представлено заявление, не является объектом учета, государственный учет которого осуществляется в соответствии с Порядком. При этом частью 71 Порядка учета также установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на государственный учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
Вступившим в законную силу решением от 10.02.2012 года по делу N установлено, что квартира N в доме N по адресу: "адрес" состоит из N комнат и вспомогательных помещений. Данная квартира находится в N жилом доме, состоящем из N квартир. В каждом жилом помещении (квартире) дома есть отдельные вводы (точки присоединения) к электрической сети, у каждого имеется отдельная локальная канализация, вода для бытовых нужд берется из водопровода "адрес", имеющего самостоятельные вводы в каждую из квартир, а также из артезианских скважин, имеющихся в каждой из квартир, система отопления в каждой из квартир самостоятельная, автономная по отношению друг к другу, отопление дровяное, горячее водоснабжение, также организовано в каждой квартире самостоятельно (дровяная колонка). Таким образом, не имеется общих инженерных сетей. N квартиры дома N не имеют общих с соседями помещений, разделены капитальной кирпичной стеной, имеют самостоятельные входы и выходы и находятся в N жилом доме с прилегающими земельными участками, также разделенными между собой забором, на земельных участках расположены хозяйственные постройки, каждая из которых принадлежит и используется лично каждым из соседей. Жилой дом N не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, в связи с чем жилое помещение - квартира N является в силу п. 1 ст. 16 ЖК РФ частью жилого дома.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, изолированность и обособленность, как самостоятельного объекта недвижимости - части жилого дома N установлена вступившим в законную силу судебным актом, обязательным в силу положений ст. 13 ГПК РФ для всех органов государственной власти.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда N 14 от 02.07.2009г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и другие), исходя из положений статей 23 и 24 ГПК РФ, рассматриваются по первой инстанции районным судом. Указанным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что, разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).
Между тем, в соответствии положениями ст. ст. 15, 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Поскольку объект - часть жилого дома и объект - квартира не равнозначные понятия, исходя из положений ч. 3 ст. 43 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также исходя из того, что данный закон, как и Порядок учета не содержат запрета на описание смежных помещений, расположенных в здании в качестве одного объекта недвижимости - помещения, которое изолировано и обособлено от других помещений в здании, отказ в государственно учете части жилого дома не соответствует закону и нарушает наши права на постановку на государственный учет объекта недвижимости, принадлежащего нам на праве собственности, статус и вид которого определен вступившим в законную силу решение суда.
Следует отметить, что постановка на государственный учет части жилого дома была обусловлена изменением вида жилого помещения с квартиры на часть жилого дома, требованиями действующего законодательства о государственном кадастре недвижимости и отсутствием в Едином государственном реестре объектов капитального строительства сведений об упомянутом выше жилом помещении именно как о части жилого дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статьей 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 33 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
При этом, если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Пунктами 23, 24 Правил ведения государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, установлено, что Подраздел 1 содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа, формы подраздела I соответствуют видам недвижимого имущества: земельному участку (форма 1-1), зданию или сооружению (форма 1-2), жилому, нежилому помещению и прочим составляющим здания или сооружения (форма 1-3), участку лесного фонда (леса) (форма 1-4), предприятию (форма 1-5), участку недр, многолетним насаждениям (форма 1-6), - приведены в Приложении N 1.
Первоначально обращение с иском о признании квартиры частью жилого дома было обусловлено желанием и необходимостью оформления в частную собственность огороженного забором земельного участка, находящегося непосредственно под нашей частью жилого дома, под нашими хозяйственными постройками, и используемого для эксплуатации указанных объектов недвижимости, на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд согласился с позицией заявителей и удовлетворил иск, признав квартиру частью жилого дома.
Согласно частей 1, 2 и 3 статьи 13 ГПК РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Отказ в постановке на государственный учет части жилого дома со ссылкой на то, что он не является объектом учета, основан на неверном толковании закона, влечет неисполнение и препятствует исполнению вступившего в законную силу решения Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10.02.2012 года по делу N, надлежащим исполнением которого является внесение в ЕГРП изменений в части наименования объекта недвижимого имущества с квартиры на часть жилого дома, расположенную по адресу: Адрес1, что невозможно в отсутствие государственного учета части жилого дома. В свою очередь отсутствие в ЕГРП сведений об объекте недвижимого имущества как части жилого дома препятствует заявителям в реализации исключительного права на формирование и выкуп (приватизацию) земельного участка, на котором расположена часть жилого дома и хозяйственные постройки, необходимые для её эксплуатации, на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 77 Порядка учета решение об отказе в осуществлении государственного учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства, суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Заявители просят приостановить действие решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 23.04. 2012 года N; признать решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 23.04.2012 года N незаконным; обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области осуществить, государственный учет части жилого дома (жилое), общей площадью 62,20 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" инвентарный номер N часть дома N, выдать кадастровый паспорт с указанием в графе 1.6 "вид жилого помещения" - часть жилого дома.
Заявитель Ермошина Т.М., в судебном заседании требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.
Заявитель Ермошин А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд полагает возможным.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил. Суд полагает возможным рассмотреть денное дело в отсутствие заинтересованного лица.
Представитель заинтересованного лица Дзержинского межрайонного отдела N ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил. Суд полагает возможным рассмотреть денное дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав заявителя, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10.02.2012 года, вступившим в законную силу 19.03.2012г. квартира N, общей площадью 62,20 кв.м., расположенная по адресу: "адрес" признана частью жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" Указанное решение является основаниемдля внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества - квартиры (жилое), площадь: общая 62,20 кв.м., этаж 1, адрес (местоположение) объекта: "адрес" (л.д.13-16).
Заявители Ермошина Т.М. и Ермошин А.А., являясь собственниками указанного недвижимого имущества по 1/2 доли каждый (л.д.25-28), обратились в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области с заявлением о государственном учете объекта капитального строительства.
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области от 23.04.2012г. N заявителям в осуществлении государственного учета было отказано. Основанием отказа указано, что имущество, о государственном учете которого представлено заявление, не является объектом учета, государственный учет которого осуществляется в соответствии с Порядком (л.д.63-64).
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном учете недвижимости" (далее Закон) предусматривает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с п.3 ст.1 Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В соответствии с п. 2 ст.20 Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В соответствии со ст.27 Закона:
1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
7. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
8. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
В соответствии со ст.43 Закона до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи. Органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливается порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период.
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ, ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ" К ОТНОШЕНИЯМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ, ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", утвержденный Приказом МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 14 октября 2011 г. N 577, устанавливает правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты учета) в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета указанных объектов учета.
Согласно п.21 Порядка с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для учета документы:
1) технический план объекта учета (при постановке на учет, учете изменений, за исключением государственного учета в связи с изменением указанных в подпунктах 6, 8 - 11, 13, 16 пункта 14 Порядка сведений) или копия разрешения на ввод объекта учета в эксплуатацию, если указанное разрешение выдано после 1 сентября 2012 г. (при постановке на учет или учете изменений такого объекта, за исключением государственного учета в связи с изменением указанных в подпунктах 6, 8 - 11, 13, 16 пункта 14 Порядка сведений о таком объекте учета);
2) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета (при снятии с учета такого объекта учета);
3) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
4) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект учета (при постановке на учет образуемого объекта учета, при учете изменений объекта учета или снятии с учета объекта учета и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект учета в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
5) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, помещения или сооружения, наименования сооружения (при государственном учете в связи с изменением указанных в подпунктах 10, 11, 13, 16 пункта 14 Порядка сведений о таком здании, помещении или сооружении);
6) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством присвоение (изменение) адреса объекту учета (при государственном учете в связи с изменением адреса объекта учета).
Согласно п.70 Порядка Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного учета в случае, если:
1) имущество, о государственном учете которого представлено заявление, не является объектом учета, государственный учет которого осуществляется в соответствии с Порядком;
2) заявление о государственном учете или необходимые для государственного учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
3) объект учета, о государственном учете которого представлено заявление, образуется из объекта учета или объектов учета и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом учета или преобразуемыми объектами учета не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) с заявлением о государственном учете обратилось ненадлежащее лицо;
5) истек срок приостановления осуществления государственного учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
6) технический план или акт обследования заверены подписью неуправомоченного лица;
7) заявление представлено в орган кадастрового учета, неуполномоченный осуществлять государственный учет на территории соответствующего кадастрового округа.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов, правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с п.10 ст.33 указанного Федерального закона до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.
Предоставление кадастрового паспорта обусловлено необходимостью установления и внесения в Единый государственный реестр прав уникальных характеристик объекта, позволяющих его точно идентифицировать, в соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Проанализировав указанные правовые нормы, суд приходит к следующему. Для реализации исполнения решения Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10.02.2012г. в части внесения изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества- квартиры (жилое), площадь: общая 62,29 кв.м., этаж N, адрес (местоположение) объекта: Адрес1, заявителям необходимо представить кадастровый паспорт части жилого дома. Кроме того, положения ч.3 ст.43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", п. 70 Порядка учета, основываясь на которых ФГБУ ""Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" принято решение об отказе в осуществлении государственного учета, не содержат запрета на описание смежных помещений, расположенных в здании в качестве одного объекта недвижимости- помещения, которое изолировано и обособлено от других помещений в здании. К тому же, в соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч.1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч.2). В соответствии со ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение от 23.04.2012г. N не соответствует действующему законодательству, создает препятствия и нарушает права и законные интересы заявителей в осуществлении государственного учета принадлежащего им имущества, не позволяя произвести учет объекта и исполнить решение суда, в связи с чем требования заявителей суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указанное выше решение следует признать незаконным, обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" восстановить нарушенные права и законные интересы заявителей- осуществить государственный учет части жилого дома, выдать кадастровый паспорт с указанием в графе 1.6 "вид жилого помещения"- часть жилого дома.
Вместе с тем, требования о приостановлении действия решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 23.04.2012г. N заявлены излишне, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ,суд
РЕШИЛ:
Заявление Ермошиной Т.М., Ермошина А.А. -удовлетворить частично.
Признать решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области от 23.04.2012г. N об отказе в осуществлении государственного учета- незаконным.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области осуществить государственный учет части жилого дома (жилое), общей площадью 62,20 кв.м., расположенной по адресу: "адрес" инвентарный номер N часть дома N, выдать кадастровый паспорт с указанием в графе 1.6 "вид жилого помещения"- часть жилого дома.
В удовлетворении заявления о приостановлении действия решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области от 23.04.2012г. N РКФ/12-51159- отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд Нижегородской области с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья п\п С.А.Тихомирова
Копия верна
Судья С.А.Тихомирова
Секретарь Е.С.Николаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.