Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 29 июня 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Тихоновой В.В. при секретаре Безусовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куликовского А.А. об обжаловании отказа в выдаче разрешения на строительство для реконструкции квартиры со строительством пристроя
УСТАНОВИЛ:
Куликовский А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г.Дзержинска Нижегородской области о выдаче разрешения на строительство для реконструкции квартиры N со строительством пристроя, расположенной по адресу: "адрес", оформленного письмом N от 17.04.2012г. и просил обязать Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области выдать Куликовскому А.А., состоящему на регистрационном учете по адресу: Адрес1, разрешение для реконструкции квартиры со строительством пристроя. Мотивировал свои требования тем, что он является собственником квартиры N по адресу "адрес" на основании договора купли-продажи квартиры, заключенного 24 февраля 2011 г., в связи с чем им было получено свидетельство о государственной регистрации права N от 04 марта 2011 г.. 05 июня 2005 г. Распоряжением N мэра г. Дзержинска вышеуказанная квартира была переведена в нежилое помещение. В 2012 г. в соответствии с п.7 ст.51 ГрК РФ им был подготовлен и предоставлен в Администрацию г. Дзержинска необходимый пакет документов для получения разрешения на строительство для реконструкции указанного помещения со строительством пристроя. Однако 17 апреля 2012 г. им был получен отказ N Администрации г.Дзержинска по основаниям части 13, 7 ст. 51 ГрК РФ в получении разрешения на строительство для реконструкции выше указанного объекта, в уведомлении об отказе указано то обстоятельство, что ".. . не представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации". Указанный отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) выше указанного объекта недвижимости заявитель считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы, а также создающим препятствия для дальнейшего оформления права собственности на имущество истца. В ч. 7 ст. 51 Кодекса предусмотрен перечень документов, направляемых застройщиком в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в орган, а именно: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Кодекса); положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (ч. 7 ст. 51 Кодекса). Требовать иные документы для получения разрешения на строительство не допускается (ч. 10 статьи 51 Кодекса). Таким образом, установленный ч.7 ст. 51 Кодекса перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В соответствии с п. 13 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи не может являться основанием для отказа в выдачи разрешения на строительство. В силу п. 14 ст. 51 указанного Кодекса отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. С учетом того обстоятельства, что им в надлежащей форме было подано заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), а также предоставлено органу местного самоуправления предусмотренные законом документы для рассмотрения и принятия решения, считает, что отказ в выдаче разрешения на строительство по изложенным в уведомлении от 17.04.2012 г. основаниям является незаконным.
Заявитель в судебное заседание явился. Заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Дзержинска Нижегородской области в судебное заседание не явился, в суд предоставил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным. Просит вынести решение на усмотрение суда. В отзыве указал, что в соответствие с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону; нарушения ими законных прав и интересов заявителя (ст. 254 ГПК РФ). Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя. На основании п. 14 ст. 1 ГрК РФ к реконструкции объектов капитального строительства относится - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема). Пунктом 1 ст. 51 ГрК РФ установлено что, разрешение на строительство (реконструкцию) представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с п. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (реконструкцию) выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Перечень документов необходимых для получения разрешения на строительство (реконструкцию) определен п. 7 ст. 51 ГрК РФ данный перечень является исчерпывающим. В обосновании своего требования Куликовский А.А. представил в материалы дела следующие документы а, именно: (договор купли - продажи квартиры, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 4 марта 2011 г. N, заключение "данные изъяты" от 01.04.2012 N на соответствие требования градостроительного плана земельного участка, технический паспорт квартиры N (реконструируемой), технические условия на присоединение к инженерным коммуникациям, Распоряжение Мэра города Дзержинска от 05.07.2005 г. N "О переводе жилого помещения в нежилое", заключение от 20.11.08 N по выбору земельного участка под строительство или размещение объекта, кадастровый план земельного участка, градостроительный план земельного участка от 20.09.2011 г. N, Постановление Администрации г. Дзержинска от 15.09.2011 г. N "Об утверждении градостроительного плана",). Как следует из заявления, Куликовский А.А. планирует осуществить реконструкцию кв. N, расположенной по "адрес" путем строительства пристроя, следовательно, с захватом части земельного участка, и несущей стены (общего имущества ст. 36 ЗК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. В материалах дела представлен протокол общего собрания в соответствии, с которым собственники помещений в указанном многоквартирном доме не возражают против проведения работ по реконструкции кв. N с захватом части общего имущества.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом установлено, чтозаявитель является собственником квартиры N по адресу "адрес" на основании договора купли-продажи квартиры, заключенного 24 февраля 2011 г. между ФИО1, ФИО2 и Куликовским А.А., в связи с чем, им было получено свидетельство о государственной регистрации права N от 04 марта 2011 г. /л.д. 9-10/.
Судом установлено, что 05 июня 2005 г. Распоряжением N мэра г. Дзержинска вышеуказанная квартира была переведена в нежилое помещение /л.д. 15/.
В 2012г. заявителем был подготовлен и предоставлен в Администрацию г. Дзержинска необходимый пакет документов в соответствии с п.7 ст.51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство для реконструкции указанного помещения со строительством пристроя. 17 апреля 2012 г. заявителем был получен отказ N Администрации г.Дзержинска по основаниям ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в получении разрешения на строительство для реконструкции выше указанного объекта, в уведомлении об отказе указано на то, что заявителем не представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации /л.д. 8/.
В соответствии с п. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с п. 6 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается: уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов); органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
В соответствии с п. 14 ст. 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В соответствии с п. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей); положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
Согласно п. 5.1 ст. 6 ГрК организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
Судом установлено, что согласно рабочего проекта шифр: N от 2011 г. Куликовский А.А. планирует осуществить реконструкцию кв. N расположенной по "адрес" путем строительства пристроя.
В соответствии с п. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Заявителем в материалы дела представлен протокол общего собрания в соответствии, с которым собственники помещений в указанном многоквартирном доме не возражают против проведения работ по реконструкции кв. N с захватом части общего имущества /л.д. 38-41/.
Кроме того заявителем предоставлено в суд экспертное заключение "данные изъяты"" от 20.11.08 г. N по выбору земельного участка под строительство или размещение объекта /л.д. 17/, экспертное заключение "данные изъяты"" от 21.11.08 г. N по выбору земельного участка под строительство или размещение объекта /л.д. 18/, кадастровый план земельного участка /л.д. 19-20/, градостроительный план земельного участка от 20.09.2011 г. N /л.д. 25-45/, Постановление Администрации г. Дзержинска от 15.09.2011 г. N "Об утверждении градостроительного плана" /л.д. 36/.
Исходя из вышеперечисленных норм права и материалов дела, суд приходит к выводу, что Администрация г.Дзержинска неправомерно отказала Куликовскому А.А. в выдаче разрешения на строительство для реконструкции квартиры N со строительством пристроя, расположенной по адресу: "адрес" с указанием причины отказа: не предоставление положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, так как данное заключения по указанному объекту не требуется.
Учитывая данные обстоятельства дела, суд считает заявленные требования Куликовского А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Куликовского А.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г.Дзержинска Нижегородской области о выдаче разрешения на строительство для реконструкции квартиры N со строительством пристроя, расположенной по адресу: "адрес", оформленный письмом N от 17.04.2012г., и обязать Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области выдать Куликовскому А.А., состоящему на регистрационном учете по адресу: Адрес1 , разрешение для реконструкции квартиры со строительством пристроя.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца с момента вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Федеральный судья Тихонова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.