Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21 июня 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,
с участием истца Арефьевой М.Н.,
при секретаре Белиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арефьевой М.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску об исчислении трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Арефьева М.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску (далее - ГУ УПФ РФ по г. Дзержинску), мотивируя тем, что 23.01.2012 г. она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости как "данные изъяты" работнику, решением ответчика от 30.03.2012 г. ей было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия у нее необходимой продолжительности специального стажа. Ответчик исключил из ее специального стажа период нахождения на курсах повышения квалификации с 15.11.2004 г. по 16.12.2004 г. продолжительностью 1 месяц 2 дня; период отпуска по беременности и родам с 25.01.1985 г. по 25.05.1985 г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 26.05.1985 г. по 31.03.1986 г. были включены ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении. Перед отпуском по уходу за ребенком истец работала "данные изъяты" в "данные изъяты" В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "данные изъяты" один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывался за один год и 6 месяцев. Период отпуска по беременности и родам является периодом временной нетрудоспособности, а потому включается в специальный стаж в льготном исчислении. Согласно п. 7 разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. за N, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывался в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. По подсчету истца на дату обращения к ответчику ее специальный стаж составил 29 лет 11 месяцев 27 дней, при необходимом стаже - 30 лет.
Истец просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж в льготном исчислении период отпуска по беременности и родам и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, период нахождения на курсах повышения квалификации включить в календарном исчислении, и назначить ей пенсию с 27.01.2012 г.
В судебном заседании истец Арефьева М.Н. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г. Дзержинску Михайлычева Е.Н. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство, в котором просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв на иск, в котором указала, что заявленные исковые требования не признает, поскольку в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, период нахождения на курсах повышения квалификации не указан в числе периодов, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, а только лишь факт получения истцом в спорные периоды заработной платы, из которой производились отчисления в бюджет ПФР, не может служить достаточным основанием для включения периодов прохождения курсов повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно п. 5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Отпуск по беременности и родам предоставляется женщине в соответствии с медицинским заключением, основанием для предоставления отпуска является листок временной нетрудоспособности, выданный врачом, в связи с чем данный период включается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, в календарном порядке. Правительством РФ утверждены Правила, определяющие условия реализации права на досрочную трудовую пенсию в связи с "данные изъяты" и иной деятельностью "данные изъяты" N 781 от 22.10.2002 г., которыми установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работа, а не какой-либо другой деятельности. Периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности, при этом "данные изъяты" и иная деятельность по "данные изъяты" не осуществляется, поэтому эти периоды могут быть учтены в специальный стаж только в календарном порядке.
Выслушав истца, изучив и проверив материалы дела, ознакомившись с материалами пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п/п 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) лицам, осуществлявшим "данные изъяты" и иную деятельность "данные изъяты" в государственных и муниципальных учреждениях "данные изъяты" не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст.27 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
29.10.2002 г. Постановлением Правительства РФ N 781 были утверждены "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим "данные изъяты" и иную деятельность "данные изъяты" в государственных и муниципальных учреждениях "данные изъяты" в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иПеречень структурных подразделений учреждений "данные изъяты" и должностей "данные изъяты" работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (далее - Перечень).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Как следует из записей в трудовой книжке и имеющихся в материалах дела документов истец работала:
с 26.04.1982 г. по 31.03.1986 г. - в качестве "данные изъяты" (в льготном исчислении с 26.04.1982 г. по 24.01.1985 г. - 4 года 1 месяц 13 дней и в календарном исчислении с 25.01.1985 г. по 31.03.1986 г. - 1 год 2 месяца 6 дней),
с 21.04.1986 г. по 02.02.1992 г. - в качестве "данные изъяты" (в календарном исчислении 5 лет 9 месяцев 11 дней),
с 28.09.1993 г. по 10.07.1995 г. - в качестве "данные изъяты" и с 11.07.1995 г. по 23.01.2012 г. - в качестве "данные изъяты" (в календарном исчислении общей продолжительностью 18 лет 2 месяца 22 дня).
При этом ответчиком из подсчета специального стажа истца исключен период нахождения на курсах повышения квалификации с 15.11.2004 г. по 16.12.2004 г. продолжительностью 1 месяц 2 дня. Отпуск (больничный лист) по беременности и родам с 25.01.1985 г. по 25.05.1985 г. и период отпуска по уходу за ребенком с 26.05.1985 г. по 31.03.1986 г. включены ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении.
При этом ответчик исчислил специальный стаж истца как 29 лет 3 месяца 22 дня.
Суд полагает, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации продолжительностью 1 месяц 2 дня подлежит включению в ее специальный стаж по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ст. 10 этого же Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.2.10, 2.2.10.1 приказа Минздрава СССР от 10.11.1986 г. N 1480 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников "данные изъяты"" время учебы на курсах усовершенствования, специализации или повышения квалификации входит в стаж работы по специальности.
В силу положений ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Так как на курсы усовершенствования истец направлялась работодателем; это было необходимо для подтверждения квалификации "данные изъяты" работника и связано с осуществлением "данные изъяты" деятельности, время нахождения на курсах усовершенствования является периодами рабочего времени, по месту работы истцу выплачивался средний заработок, в течение этого времени уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, суд полагает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в календарном порядке.
Поскольку спорные периоды - отпуска по беременности и родам и нахождения в отпуске по уходу за ребенком имели место до 01.11.1999 г., при определении специального стажа суд, учитывая положения Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 г. N 2-П, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которым у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, исходит из нормативных актов, действующих в спорный период - Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N "Об утверждении Списка профессий и должностей работников "данные изъяты" учреждений, "данные изъяты" и иная работа в которых "данные изъяты" дает право на пенсию за выслугу лет", установлено, что "данные изъяты" один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Разрешая требование истца относительно включения в специальный стаж периода отпуска по беременности и родам в льготном исчислении, суд исходит из того, что этот период следует относить к периодам временной нетрудоспособности. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Изложенное подтверждается информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ N 7392-юл и Пенсионного фонда РФ N лч-25-25/1067 от 04.11.2002 г.
Каких-либо исключений об исчислении в календарном порядке для специального стажа отпуска по беременности и родам указанные нормативно-правовые акты не содержали, в связи с чем период отпуска по беременности и родам с 25.01.1985 г. по 25.05.1985 г. продолжительностью 4 месяца 1 день подлежит зачету в специальный стаж Арефьевой М.Н. в льготном исчислении как 6 месяцев 1 день.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 09.12.1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Арефьевой М.Н. в отпуске по уходу за ребенком с 26.05.1985 г. по 31.03.1986 г. 10 месяцев 6 дней подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, и должен исчисляться в том же порядке, что и время работы, то есть в льготном исчислении как 15 месяцев 9 дней, то есть 1 год 3 месяца 9 дней.
Таким образом, специальный "данные изъяты" стаж истца на день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, т.е. на 23.01.2012 г., составит 29 лет 11 месяцев 27 дней. Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у истца с 27.01.2012г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Арефьевой М.Н. обоснованы и законы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной истцом при подаче иска госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 55, 56, 57, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Арефьевой М.Н. удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску включить специальный в стаж Арефьевой М.Н., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с "данные изъяты" и иной деятельностью "данные изъяты", периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 15.11.2004 г. по 16.12.2004 г. продолжительностью 1 месяц 2 дня; период отпуска по беременности и родам с 25.01.1985 г. по 25.05.1985г. в льготном исчислении как 6 месяцев 1 день и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 26.05.1985 г. по 31.03.1986 г. в льготном исчислении как 1 год 3 месяца 9 дней.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинска назначить Арефьевой М.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ей "данные изъяты" и иной деятельностью "данные изъяты", начиная с 27.01.2012 г.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску в пользу Арефьевой М.Н. судебные расходы в виде госпошлины, уплаченной при подаче иска, в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: п/п О.Н. Юрова
Копия верна.
Судья: О.Н. Юрова
Секретарь: Е.В. Белина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.