Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 мая 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бочаровой Е.П., при секретаре Ерастовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова В.В., Романовой М.В., Романовой И.В., Валь Е.В. к Администрации города Дзержинска о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании переустройства жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Романовы В.В., М.В., И.В., Валь (Романова) Е.В. обратились в суд с указанным иском в обоснование которого указали, что являются собственниками по 1/4 доли жилой квартиры, расположенной на N этаже N этажного дома по адресу: Адрес1, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права серия N от 02.07.97. и N от 15.05 07. 23.05.2011 года, с целью согласования в установленном ст. 26 Жилищного кодекса РФ порядке проведения переустройства принадлежащей им на праве собственности квартиры -установке газового теплогенератора, ими были поданы в Администрацию города Дзержинска следующие документы:
1.Заявление о переустройстве, зарегистрированное в журнале под N от 25.05.11.
2. Свидетельства о государственной регистрации права собственности.
3. Проект переустройства жилого помещения, подготовленный лицензированной организацией ООО "данные изъяты"
4. Технический паспорт жилого помещения, составленный "данные изъяты"
10 июня 2011 года был получен ответ Администрации города Дзержинска N от 10.06.11. об отказе в согласовании переустройства принадлежащей им на праве собственности квартиры, в котором было указано, "...что достаточные основания для согласования переустройства (установки газового теплогенератора) жилого помещения по адресу Адрес1 отсутствуют". Истцы считают, что данное решение Администрации г.Дзержинска об отказе в согласовании переустройства является незаконным и существенно нарушает права собственников жилого помещения в области жилищных отношений, так как ч.3 ст. 26 ЖК РФ запрещает органу, осуществляющему согласование, требовать предоставление других документов кроме документов, установленных ч.2 ст.26 ЖК РФ. В Администрацию г. Дзержинска представлен полный пакет документов, в том числе и проект N "Переустройство внутриквартирной системы газопотребления", выполненный лицензированной проектной организацией ООО "данные изъяты" и в данном проекте имеются все проектные решения для установки газового теплогенератора. Тем более, что данный проект согласован со специализированной газораспределительной организацией-ООО "Дзержинскгоргаз", которая выдала технические условия на установку газового котла. Ссылка администрации в отказе на ч.15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.10. N о запрещении перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использований индивидуальных источников тепловой энергии - несостоятельна, так как до настоящего времени Правительством РФ не утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, а также отсутствует утвержденный (запрещенный) перечень квартирных источников тепловой энергии. Также несостоятельна в отказе ссылка администрации на письмо технического директора ОАО "данные изъяты" от 31.05.11. N о том, что их дом подключен к городской системе централизованного отопления, т.к. это письмо по действующему законодательству не является основанием для отказа в переустройстве квартиры. Истцы просят в судебном порядке признать незаконным решение Администрации города Дзержинска N от 10.06.11. об отказе в согласовании переустройства принадлежащей им на праве собственности жилой квартиры и обязать Администрацию г. Дзержинска выдать решение о согласовании переустройства принадлежащей им на праве долевой собственности квартиры по адресу Адрес1
Романов В.В. и адвокат Савинов В.А., представляющий его интересы на основании ордера в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. Романов В.В. пояснил, что первоначально его исковые требования были удовлетворены, Администрацией г.Дзержинска было выдано решение о согласовании переустройства. Он купил всё необходимое для установки оборудование, при рассмотрении надзорной жалобы, выяснено, что не хватает документов по тепловому оборудованию, по гидравлической установке. Он собрал все необходимые документы в настоящее время. Савинов В.А. пояснил, что были допущены нарушения со стороны Администрации г.Дзержинска, так например, были нарушены, в отношении истцов, нормы ст.27 ЖК РФ. Они дополнили проект и сделали вторую часть проекта. У этого нового устройства, есть отключающее устройство, это имущество к общему имуществу никакого отношения не имеет. Им просто будет выдано разрешение, потом будут произведены работы и будет акт по приемке по исполненным работам. Это промежуточное решение, а потом будет еще решение на переустройство и ввод в эксплуатацию. Претензии Администрации они не оспаривают. Если бы не было запорной арматуры, то это было бы общим имуществом, так указала вышестоящая инстанция. И это следует из решения верховного суда.
Романова И.В., Валь Е.В. и Романова М.В. в судебное заседание не явились, представили заявления, где просят рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Администрации г. Дзержинска Щетинин Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв, где просит отказать в иске по следующим основаниям.
1. В соответствие с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, установление совокупность юридических фактов:
нарушены ли права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он
незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Кроме того, согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действию (бездействию) относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления. должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, существенным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя.
Материалами дела не подтверждается несоответствие решения органа местного самоуправления закону либо иному нормативно правовому акту.
2. Оспариваемое решение в согласовании переустройстве жилого помещения является законным и обоснованным, подготовленным в строгом соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям.
В соответствие с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Пунктом 3 и 11 ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона утверждение правил подключения к системам теплоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации. До настоящего времени указанные Правила Правительством Российской Федерации не утверждены.
Таким образом, перечень квартирных источников тепловой энергии, с использованием которых может осуществляться отопление жилых помещений, в настоящее время также отсутствует.
Вместе с тем считает, что при наличии прямого запрета о переходе на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и при отсутствии перечня, который определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, Администрация г. Дзержинска лишена возможности выдать разрешение на переустройство квартиры расположенной по адресу: "адрес".
Письмо технического директора ОАО "данные изъяты" от 31.05.2011 N "О предоставлении информации", подтверждает что, многоквартирный дом N по "адрес", подключен к городской системе централизованного отопления.
Щетинин Е.Н. пояснил, что истцом не было представлено подтверждающих документов разделения общего имущества от устанавливаемого. Во исполнение предыдущего решения суда истцам было выдано решение о согласовании переустройства квартиры, а также издано постановление, данные документы в данный момент существуют и никем не отменены.
Представитель третьего лица ООО "Дзержинскгоргаз" по доверенности Сметанина Е.В., в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что Романовым были выданы технические условия, все требования были выполнены, с ними было согласовано.Установка газового котла в квартире истцов не отразится на стабильности работы другого газового оборудования многоквартирного дома.
Представитель третьего лица ООО "Института Дзержинскгражданпроект" по доверенности Иванкова Л.А., в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что ни для истцов, ни для других граждан отрицательных изменений данное переустройство не влечет. Тепловой баланс в доме не поменяется, поскольку тепловая нагрузка на эту квартиру будет больше. Ничего в общей системе отопления менять не нужно.
Представитель ООО "данные изъяты" в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статья 26 ЖК РФ определяет основания для проведения собственником (пользователем) жилого помещения его переустройства или перепланировки, а также устанавливает порядок действий заинтересованных лиц в целях проведения переустройства или перепланировки.
Согласно пункта 1 данной статьи переустройство либо перепланировка жилых помещений должны осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение. Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о перепланировке или переустройстве жилого помещения.
Пункт 2 ст. 26 ЖК РФ определяет перечень документов, которые представляются собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом в орган местного самоуправления для принятия решения о переустройстве или перепланировке.
Судом установлено, что истцы являются сособственниками квартиры N в доме N по "адрес" по 1/4 доли каждый(л.д.10-11). 23.05.2011 г.. с целью согласования в установленном ст. 26 ЖК РФ порядке проведения переустройства принадлежащей им на праве собственности квартиры - установке газового теплогенератора им были поданы в Администрацию г. Дзержинска документы, перечень которых установлен п. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Решением Администрации г. Дзержинска N от 10.06.2011 г. истцам было отказано в согласовании переустройства принадлежащей им на праве собственности квартиры (л.д.8).
Как указано Администрацией г. Дзержинска в решении об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Пунктом 3 и 11 ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона утверждение правил подключения к системам теплоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации. До настоящего времени указанные Правила Правительством Российской Федерации не утверждены и перечень квартирных источников тепловой энергии, с использованием которых может осуществляться отопление жилых помещений, в настоящее время также отсутствует.Поэтому достаточные основания для согласования переустройства (установки газового теплогенератора) отсутствуют.
Как следует из материалов дела, истцами, по сути, заявлены требования, вытекающие из публичных правоотношений, а именно об оспаривании решения органа местного самоуправления, которые подлежат рассмотрению в рамках главы 25 ГПК РФ.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"), судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.25 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Исходя из п.1 ст.254, ст.255 ГПК РФ, п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", существенным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя.
Между тем, доказательствами по делу факт несоответствия закону и нарушения прав истцов оспариваемым решением органа местного самоуправления не подтвержден. Кроме того, законность данного решения Администрации г.Дзержинска истцами в настоящее время не оспаривается, поскольку на основании решения суда от 9.08.11 г., 19.12.11 г. Администрацией г.Дзержинска было выдано решение N о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения кВ N д. N "адрес" (л.д.177), а также вынесено Постановление Администрации г.Дзержинска N от 19.12.11 г., в соответствии с которым согласовано переустройство вышеуказанной квартиры, срок производства ремонтно-строительных работ с 25.11.11 г. по 25.11.12 г. (л.д.176).
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным решения Администрации г.Дзержинска N от 10.06.11 г. Что касается остальных заявленных требований суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Из указанного определения следует, что переустройство касается изменения внутреннего пространства жилого помещения.
В соответствии со статьей 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Установлено, что многоквартирный жилой дом N по "адрес", в котором расположена принадлежащая истцам на праве собственности квартира, подключен к городской системе централизованного отопления (л.д.26).
Согласно п. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010г. N190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Вышеуказанное положение закона не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, который должен быть определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
В настоящее время Правила подключения к системам теплоснабжения и перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии Правительством РФ не утверждены, что не исключает возможность установки индивидуального квартирного источника тепловой энергии при наличии необходимых технических условий в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст.ст.25,26 ЖК РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения относятся к переустройству жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения обязан представить в орган, осуществляющий согласование:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Истцами были представлены технические условия на газоснабжение (разрешение на переустройство системы газопотребления N от 29.12.2010г., выданные ООО "Дзержинскгоргаз", а также проект N составленный ООО "данные изъяты"
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. N170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушение прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).
В соответствии с п.7.1 СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010г. N780, возможность размещения газоиспользующего оборудования в помещениях зданий различного назначения и требования к этим помещениям устанавливаются соответствующими строительными нормами и правилами по проектированию и строительству зданий с учетом требований стандартов и других документов на поставку указанного выше оборудования, а также заводских паспортов и инструкций, определяющих область и условия его применения.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Федеральный закон от 30.12.2009г. N384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп.21 п.2 ст.2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Между тем, рабочий проект N "Переустройство внутриквартирной системы газопотребления". Установка газового теплогенератора взамен проточного водонагревателя для горячего водоснабжения и отопления квартиры", выполненный ООО "данные изъяты" и представленный истцами в орган местного самоуправления для согласования переустройства жилого помещения, не содержит проектных решений, связанных с переводом жилого помещения на отопление от индивидуального газового теплогенератора с прекращением отопления этого помещения от внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома.,поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания.
Истцами, на данный период времени, в силу ст.ст.56-60 ГПК РФ, в обоснование заявленных требований, помимо рабочего проекта "переустройства внутриквартирной системы газопотребления", выполненного ООО "данные изъяты" дополнительно, и во исполнение требований жилищного законодательства, предъявляющего определенные требования к предоставляемой документации, представлены, выполненные ОАО "данные изъяты" "Расчет теплового потока на отопление квартиры(л.д.146-155),заключение ООО "данные изъяты" о том, что гидравлический режим и перерасчет дроссельной шайбы на д N по "адрес" не требуется (л.д.146-155),а также уточненный проект ООО "Института Дзержинскгражданпроект" N от 2012 г. (л.д.166), которым установлено, что установка газового котла в квартире Романовых не отразится на стабильности работы другого газового оборудования многоквартирного дома. Данный факт также подтвердила в судебном заседании и представитель ООО "Института Дзержинскгражданпроект", пояснившая, что тепловая нагрузка в квартире будет выше, охлаждение других квартир не произойдет, для других жильцов ничего не изменится. Ни для истцов, ни для других граждан отрицательных изменений данное переустройство не влечет.
Данные обстоятельства подтвердила и представитель ООО "Дзержинскгоргаз",пояснившая также касаемо вопроса о предоставлении гидравлического расчета системы теплоснабжения многоквартирного дома, расчета тепловой нагрузки системы теплоснабжения и остаточной тепловой нагрузки на отопление мест общего пользования, что при составлении рабочего проекта на переустройство (переоборудование) системы газоснабжения такие расчеты не требуются и никакого отношения к данному проекту не имеют. Данные расчеты имеются в технической документации на дом и в отдельном проекте на отопление.
Не доверять данным доказательствам, как письменным, так и пояснениям представителей 3-х лиц, у суда оснований не имеется, поскольку они отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств.
Согласно п.1 ст.290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержаться и в п.1 ст.36 ЖК РФ.
При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Согласно п.п.5,6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 1 ст.247 ГК РФ, пунктом 2 ст.36 ЖК РФ установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно п.3 ст.36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку система центрального отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона и подзаконных актов, относится к общему имуществу, то согласно п.3 ст.36, п.2 ст.40, ст.44 ЖК РФ, реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединение к имуществу одного из собственников возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что 27.03.12 г. истцы обратились с заявлением к директору ООО "данные изъяты" где обязуются поддерживать температурный режим в жилых помещениях по адресу: Адрес1 не ниже 18 градусов в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг, СНиПов и других санитарных требований (л.д.148). В соответствии с письмом ООО "данные изъяты" от 22.05.12 г. было произведено обследование системы отопления в квартире истцов с предоставлением соответствующего акта (л.д.179), в результате которого выявлено, что все имеющиеся в квартире приборы отопления (радиаторы) имеют отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления. Расположенные в квартире радиаторы предназначены для отопления только одного жилого помещения кВ.84. Таким образом, демонтаж отопительных приборов в кВ. N д N по "адрес" никоим образом не отразится на функционировании общедомовой системы отопления (л.д.178). В соответствии с письмом Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства от 7.02.11 г. ?в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащего капитальному ремонту за счет Фонда, могут включаться обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), расположенные в жилых помещениях, при условии, что они не имеют отключающих устройств (л.д.180-182). Как следует из ответа Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 23.05.12 г. находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст.26 ЖК РФ) (л.д.183-184).
Таким образом, истцами в данный момент времени представлены все необходимые доказательства, подтверждающие соблюдение ими требований закона, а также документы о том, что в результате данного переоборудования не нарушаются права третьих лиц - жильцов многоквартирного дома, таким образом, согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в данном случае не требуется.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Администрацию г. Дзержинска следует обязать выдать истцам решение о согласовании указанного переустройства.
Руководствуясь ст. ст.12,55- 57, 67,192- 198 ГПК РФ,ст.ст.26,27,36 ЖК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Романова В.В., Романовой М.В., Романовой И.В., Валь Е.В. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Дзержинска выдать Романову В.В., Романовой М.В., Романовой И.В., Валь Е.В. решение о согласовании переустройства квартиры N в д. N по "адрес"
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Федеральный судья: п/п Е.П. Бочарова
Копия верна:
Судья: Е.П.Бочарова
Секретарь: Н.А.Ерастова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.