Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 30 мая 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием истца Шканакиной Н.А., представителя ответчика Михайлычевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шканакиной Н.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась с указанным иском, мотивируя его тем, что с 03.04.1989 года по настоящее время она работает "данные изъяты" в "адрес": "данные изъяты" является структурным подразделением "данные изъяты". С 15.10.1998 года по 24.01.2002 года "данные изъяты" именовалась - "данные изъяты" 24.01.2002 года "данные изъяты" переименовано в "данные изъяты" С 01.01.2012 года "данные изъяты" является государственным бюджетным учреждением "данные изъяты" До 01.01.1997 года "данные изъяты" Независимо от переименования Учреждения и его структурных подразделений, характер работы и функциональные обязанности "данные изъяты", в том числе и истца, не изменялись. Ее работа всегда была связана с деятельностью по "данные изъяты" и протекала в муниципальном (государственном) учреждении "данные изъяты". В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, истец имеет право на льготное исчисление стажа (1 год работы за 1 год 6 месяцев). С учетом льготного исчисления, ее специальный стаж составляет 30 лет. 31.08.2011 гола истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ". В назначении пенсии истцу было отказано (письмо от 07.11.2011 года N). С решением Пенсионного фонда не согласна и считает, что ее права нарушены. В ее специальный стаж не засчитаны периоды ее работы: с 15.10.1998 года по 23.01.2002 года в должности "данные изъяты"", в связи с наименованием Учреждения. Не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18.09.1995 года пo 03.11.1995 года; с 20.01.2003 года по 07.03.2003 года, с 12.11.2007 года по 28.12.2007 года, которые были оплачены по основному месту работы в размере среднего заработка. Периодическое прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием при получении сертификата и допуска к работе по специальности "данные изъяты". Кроме того, не применен льготный порядок исчисления стажа в период отпуска по беременности и родам: с 16.03.1992 года по 20.08.1992 года и с 01.08.2000 года по 03.01.2001 года, а также период отпуска по уходу за ребенком с 21.08.1992 года по 05.10.1992 года. Просит признать решение ответчика от 07.11.2011 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать ответчика: включить в ее специальный стаж периоды ее работы с 15.10.1998 года по 31.07.2000 года в льготном порядке (1 год работы за 1 год 6 месяцев); включить в ее специальный стаж и засчитать в льготном порядке (1 год за 1 год 6 месяцев) периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18.09.1995 года по 03.11.1995 года, с 20.01.2003 года по 07.03.2003 года, с 12.11.2007 года по 28.12.2007 года; включить в ее специальный стаж в льготном порядке (1 год за 1 год 6 месяцев) периоды отпуска по беременности и родам с 16.03.1992 года по 20.08.1992 года и с 01.08.2000 года по 03.01.2001 года, а также период отпуска по уходу за ребенком с 21.08.1992 года по 05.10.1992 года; обязать ответчика назначить трудовую пенсию досрочно с 31.08.2011 года.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнила, мотивируя тем, что в иске она указывала период, подлежащий включению в специальный стаж с 21.08.1992 по 05.10.1992 года. Ответчик отказал ей во включении этого периода в специальный трудовой стаж со ссылкой на вступление в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ". Ссылка ответчика на указанный закон несостоятельна, поскольку он не имеет обратной силы. В силу части 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В отпуск по уходу за ребенком она пошла с 21.08.1992 года в период действия старого закона, именно тогда и возникло соответствующее правоотношение, следовательно, весь период отпуска должен быть включен в специальный стаж в льготном порядке. По старому закону (статья 167 КЗоТ РСФСР) отпуск по уходу за ребенком засчитывался в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений и оговорок. Следовательно, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, предоставленные по старому законодательству, должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитывается в специальный стаж в льготном исчислении. Аналогичное толкование закона дал и Верховный Суд РФ в своем определении N 11-B09-7 от 02.07.2009 года. Наименование учреждения " "данные изъяты"" отсутствует в перечне структурных подразделений, указанных в пункте 13 Правил N 781 от 29.10.2002 года. Указанное обстоятельство не может лишать истца права на досрочную пенсию, поскольку по состоянию на 01.01.2001 года пенсионное обеспечение "данные изъяты" работников регулировалось Постановлением Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 года "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с "данные изъяты" и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с "данные изъяты" (пункт 1 Списка указывает должность " "данные изъяты"" и вид учреждения " "данные изъяты"" без указания на структурные подразделения). В соответствии с законом "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года при исчислении стажа работы, дающего право на досрочную пенсию, применяется законодательство, действовавшее на время выполнения соответствующей работы. Курсы повышения квалификации являются обязательной частью трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации за ним сохраняется место работы и средняя зарплата по основному месту работы, что подтверждено прилагаемой справкой. Также за это время производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд. Просит так же обязать ответчика включить в ее специальный стаж в льготном порядке (1 год работы за 1 год 6 месяцев) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 20.12.1993 года.
В судебном заседании истец Шканакина Н.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что независимо от переименования учреждения она всегда работала в одном месте и выполняла одни и те же трудовые функции, ее вины в переименовании учреждения нет. Когда она уходила в отпуск по уходу за ребенком и находилась в отпуске по беременности и родам, действовал закон о включении указанных периодов в стаж в льготном порядке, в это время закон об исключении указанного периода еще не вступил в силу. На курсы повышения квалификации ее направлял работодатель, без прохождения курсов она не могла работать.
Представитель ответчика по доверенности Михайлычева Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв, согласно которому, при рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с "данные изъяты" деятельностью период работы с 15.10.1998 года по 24.01.2002 года в качестве "данные изъяты" не был учтен в специальный стаж Шканакиной Н.А. В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях 1РФ" от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим "данные изъяты" в государственных и муниципальных учреждениях "данные изъяты" не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах. При определении права на трудовую пенсию "данные изъяты" работникам в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды работы в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовых пенсии по ст. 27 и ст. 28 ФЗ 11.07.2002 года N 516. Кроме того, при определении права на трудовую пенсию можно руководствоваться Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П, согласно которому исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ может производиться по нормам действующего на 31.12.2001 года правового регулирования. В этой связи при определении права на досрочную пенсию "данные изъяты" работникам за период работы до 01.11.99 года могут применяться нормы постановления Совмина РСФСР 06.09.91 года N 464, за период с 01.11.99 года - постановления Правительства РФ 22.09.99 года N 1066, а за периоды после 12.11.2002 года - постановления Правительства от 29.10.2002 года N 781. Вышеназванными нормативными документами наименование учреждения " "данные изъяты"" не предусмотрено. В соответствии с пунктом 6 Правил N 781 от 29.10.2002 года предусмотрена возможность включения в специальный стаж периодов работы в учреждениях, не обладающих статусом юридического лица, но являющихся структурным подразделением организации, однако в перечне таких структурных подразделений наименование учреждения " "данные изъяты"" отсутствует. В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и п. 34 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии", периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" N 167-ФЗ. В выписке из индивидуального лицевого счета Шканакиной Н.А. сведения о специальном стаже работы с 15.10.1998 года по 24.01.2002 года отсутствуют. Норма статьи 13 Закона N 173-ФЗ о подтверждении периодов работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается и Приказом "данные изъяты" от 31.03.2011 года N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы". В Правилах N 516 период нахождения на курсах повышения квалификации не указан в числе периодов, подлежащих включению в специальный стаж. В соответствии с указанными Правилами, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в течение полного рабочего времени, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено иными нормативными актами. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Кроме того, законодатель сохранил для ряда категорий лиц льготные условия приобретения права на трудовую пенсию, и это право связывается с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При нахождении на курсах повышения квалификации такое неблагоприятное воздействие отсутствует. Только лишь факт получения истцом в спорные периоды заработной платы, с которой производились отчисления в бюджет в ПФР, не может служить достаточным основанием для включения периодов обучения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж. Периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В данные периоды сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется "данные изъяты" деятельность, то есть отсутствует факт работы в должности и в учреждении, перечисленные в Списках. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ" от 25.09.1992 года внес изменения в статью 167 и с 06.10.1992 года (дата вступления в силу изменений) право на включение отпуска по уходу за ребенком в стаж для назначения льготных пенсий никаким нормативным актом не предусматривалось. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ предусматривает включение отпусков по уходу за ребенком в страховой стаж, но не предусматривает его включение в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Таким образом, при требуемом стаже 30 лет на дату обращения за назначением пенсии подтверждено документами 24 года 11 мес. 22 дня. В судебном заседании так же пояснила, что курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, и не подлежат включению в льготном порядке, так как в эти периоды истец свои обязанности не исполняла. Работодатель сам не предоставил сведения о стаже истца в льготном порядке в "данные изъяты"".
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На основании п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) лицам, осуществлявшим "данные изъяты" в учреждениях "данные изъяты" не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 данного Закона, Спискисоответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ранее действовавшая редакция п.п. 11 п. 1 и п. 3 статьи 28 указанного Закона предусматривала аналогичные нормы.
29.10.2002 года Постановлением Правительства РФ N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствие с п.п. 11 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы при назначении такой пенсии.
11.07.2002 года Постановлением Правительства РФ N 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из записей в трудовой книжке и имеющихся в материалах дела документов истец работала:с 03.04.1989 года по 31.12.1996 года в качестве "данные изъяты"с 01.01.1997 года по 14.10.1998 года в качестве "данные изъяты"с 15.10.1998 года по 23.01.2002 года в качестве "данные изъяты"с 24.01.2002 года по 31.08.2011 года в качестве "данные изъяты"
31.08.2011 года истец обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с "данные изъяты". Ответчиком на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от 02.11.2011 года из подсчета специального стажа истца исключены периоды: периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации с 18.09.1995 года по 03.11.1995 года, с 20.01.2003 года по 07.03.2003 года, с 12.11.2007 года по 28.12.2007 года, отпуска по уходу за детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 06.10.1992 года по 20.12.1993 года, с 04.01.2001 года по 03.10.2002 года. Периоды отпуска по беременности и родам с 16.03.1992 года по 20.08.1992 года и с 01.08.2000 года по 03.01.2001 года, отпуска по уходу за ребенком с 21.08.1992 года по 05.10.1992 года учтены ответчиком в специальный стаж истца в календарном порядке. Период работы с 15.10.1998 года по 23.01.2002 года в качестве "данные изъяты" не учтен в специальном стаже истца (исключая период отпуска по беременности и родам с 01.08.2000 года по 03.01.2001 года). Остальные периоды были учтены ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев. При этом ответчик исчислил специальный стаж истца как 24 года 11 месяцев 22 дня. Истец оспаривает указанный порядок исчисления ее специального стажа.
Суд не может согласиться с доводом ответчика об исключении из специального стажа истца периода работы с 15.10.1998 года по 31.07.2000 года (до отпуска по уходу за ребенком) в качестве "данные изъяты"" и не применении в отношении указанного периода льготного порядка исчисления.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с "данные изъяты", и правил исчисления сроков в выслуге для назначения пенсий в выслугу лет в связи с "данные изъяты" в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с "данные изъяты" засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников "данные изъяты" учреждений, "данные изъяты" и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с "данные изъяты" от 22 сентября 1999 года.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников "данные изъяты" учреждений, "данные изъяты" и иная работа которых по "данные изъяты" дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 года, было предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение среднего "данные изъяты" персонала независимо от наименования должности "данные изъяты" учреждений всех форм собственности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления от 06 сентября 1991 год N 464, действующего до 01.11.1999 года, льготное исчисление стажа предусматривается "данные изъяты", должность "данные изъяты" относится к "данные изъяты". При этом Список не содержит расшифровки должностей и Перечень структурных подразделений, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев.
В соответствии с Положением об оплате труда работников "данные изъяты", утвержденным приказом "данные изъяты" от 23.11.1992 года N 301, в числе отделений "данные изъяты" профиля указаны "данные изъяты" отделение. В силу пункта 3.3.5.1 Положения об оплате труда работников "данные изъяты", утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. N 377 "данные изъяты" профиль имело "данные изъяты" (в том числе "данные изъяты") отделение.
Письмом Министерства "данные изъяты" РФ от 13.11.1997 года N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет "данные изъяты"" предусмотрено, что структурные подразделения "данные изъяты" учреждений, предназначенные для "данные изъяты", именуются "данные изъяты" отделениями ( "данные изъяты") и являются отделениями "данные изъяты" профиля. "данные изъяты" так называемые "данные изъяты" отделения (блоки) являются основной структурной единицей "данные изъяты" отделений, и поэтому "данные изъяты" персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и "данные изъяты".
В разделе "Наименование должностей" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с "данные изъяты", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, указана " "данные изъяты"", в пункте 1 раздела "Наименование учреждений" этого Списка указана "данные изъяты"), в пункте 20 - "данные изъяты".
Постановлением Минтруда РФ от 22.10.2001 года N 76 установлено, что работа в учреждениях, наименование которых содержит слово " "данные изъяты"" засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона РФ от 20.11.1990 года N 340-1.
Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с "данные изъяты", утвержденных Постановлением N 1066, предусматривалось, что "данные изъяты", работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений "данные изъяты" и должностей "данные изъяты" работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, определены отделения "данные изъяты", предусмотренных пунктами 1-6, 20 Списка, в том числе "данные изъяты", и должность " "данные изъяты"".
В соответствии со Списком от 29.10.2002 года N 781 в перечне наименования должностей в числе среднего "данные изъяты" персонала перечислены " "данные изъяты"", в пункте 1 раздела "Наименование учреждений" указаны "данные изъяты" всех наименований, а так же "данные изъяты" (пункт 20).
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим "данные изъяты" в учреждениях "данные изъяты", утвержденных Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений "данные изъяты" в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях ( "данные изъяты"), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
К перечню структурных подразделений учреждений "данные изъяты" и должностей "данные изъяты", работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, отнесены отделения "данные изъяты", предусмотренных пунктами 1-6, 20 Списка, в том числе "данные изъяты", и должность " "данные изъяты"".
Причиной исключения из специального стажа истца оспариваемого периода явилось наименование учреждения - "данные изъяты"", и отсутствие в перечне структурных подразделений наименование учреждения " "данные изъяты"".
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из материалов дела усматривается, что Приказом "данные изъяты" N от 30.12.1988 года с 01 января 1989 года "данные изъяты" был объединен с "данные изъяты", принято решение о наименовании "данные изъяты". На основании распоряжения главы местного самоуправления "адрес" N от 05.10.1998 года, 15.10.1998 года "данные изъяты" переименована в "данные изъяты"". Уставом "данные изъяты"", зарегистрированным 15.10.1998 года, предусмотрены структурные подразделения учреждения: "данные изъяты". По штатным расписаниям "данные изъяты", и штатным расписаниям "данные изъяты"", в переходный период при переименовании учреждения его структура, наименование и количество должностей не изменилось. Приказом "данные изъяты" N от 23.01.2002 года было принято решение о приведении наименования "данные изъяты"" в соответствии с Номенклатурой учреждений "данные изъяты", утвержденной Приказом Министерства "данные изъяты" Российской Федерации от 03.11.1999 года N "данные изъяты"" переименовано в "данные изъяты"
До утверждения Приказом Министерства "данные изъяты" Российской Федерации от 03.11.1999 года N Номенклатуры учреждений "данные изъяты" действовала Номенклатура учреждения "данные изъяты", утвержденная Приказом Министерства "данные изъяты" Российской Федерации от 09.04.1998 года N, аналогичная по содержанию в части наименования "данные изъяты" Приказом Министерства "данные изъяты" Российской Федерации от 12.10.1999 года N 371 "О Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, и Правилах исчисления выслуги лет для назначении пенсии за выслугу лет" было определено во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с "данные изъяты", и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с "данные изъяты"", руководителям органов управления "данные изъяты" субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений федерального подчинения привести наименования учреждений "данные изъяты" и должностей "данные изъяты" работников в соответствии с номенклатурой учреждений "данные изъяты" и должностей "данные изъяты", а также с действующими штатными нормативами, утверждаемыми Министерством "данные изъяты" Российской Федерации.
Письмом Министерства "данные изъяты" Российской Федерации N 2510/4920-02-32 от 17.05.2002 года было разъяснено, что Минтруду России по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право по представлению "данные изъяты" России устанавливать тождественность должностей,
учреждений и их структурных подразделений с ранее применявшимися наименованиями должностей, учреждений и их структурных подразделений, работа в которых включалась в выслугу лет, то есть в отношении только тех должностей, учреждений и подразделений, которые были переименованы в централизованном порядке нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с требованиями Минтруда России, предъявляемыми к процедуре установления тождественности, органу управления "данные изъяты" субъекта Российской Федерации необходимо представить в "данные изъяты" ходатайство об установлении тождественности наименований должностей "данные изъяты", учреждений "данные изъяты" и их структурных подразделений, применявшихся до введение в действие Списков, наименованиям должностей "данные изъяты", учреждений "данные изъяты" и их структурных подразделений, предусмотренным в Списках, утвержденных постановлением Правительства N 1066 и постановлением Совмина РСФСР N 464. В ходатайстве должно быть указано, когда и на основании каких нормативных правовых актов были изменены наименования должностей, учреждений и их структурных подразделений и приложить копии этих нормативных актов. Представленные документы рассматриваются "данные изъяты", после чего соответствующее ходатайство направляется в Минтруд России. Вместе с тем, тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольно порядке, то есть на основании решений администрации органов (или учреждений) субъектов Российской Федерации, а так же в случаях произвольного или ошибочного изменения наименований должностей или структурных подразделений. В этих случаях решение пенсионных фондов об отказе в назначении досрочных пенсий может быть обжаловано только в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, преобразование "данные изъяты" в "данные изъяты"", а затем в "данные изъяты"" не предопределило различий в условиях и характере профессиональной деятельности её работников и не свидетельствует о существовании таких различий. В период с 15.10.1998 года по 31.07.2000 года истец работала в должности "данные изъяты", входившего с состав "данные изъяты", выполняя должностные обязанности, тождественные выполняемым в той же должности "данные изъяты", при этом не изменялись не только ее трудовые функции, но и ее непосредственное рабочее место. "данные изъяты" было поименовано в нарушение Номенклатуры учреждения "данные изъяты", утвержденной Приказом Министерства "данные изъяты" Российской Федерации от 09.04.1998 года N 110, и Номенклатуры учреждений "данные изъяты", утвержденной Приказом Министерства "данные изъяты" Российской Федерации от 03.11.1999 года N 395, что не должно влиять на права истца в области пенсионного регулирования.
Неисполнение работодателем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы в органы пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Закона РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", так же не может служить основанием к отказу во включению истцу рассматриваемого периода в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом, спорный период подлежит включению в специальный стаж истца в льготном порядке - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
В периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 16.03.1992 года по 20.08.1992 года и с 01.08.2000 года по 03.01.2001 года истец занимала должность "данные изъяты" при "данные изъяты" и при "данные изъяты"", данные периоды при установленных судом обстоятельствах и решению ответчика подлежат включению в специальный стаж истца в льготном порядке. В указанный период истец была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, листок нетрудоспособности.
В соответствии со статьей 165 Кодекса законов о труде Российской Федерации (утратившего силу с 01.02.2002 года) женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков,включая дополнительные. При этом по смыслу приведенного пункта Правил, указанные периоды засчитываются в специальный стаж в том же порядке (календарном или льготном), в каком засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом,период нахождения в отпуске по беременности и родам является период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и должен быть исчислен в льготном порядке, как и период работы, в течение которого он предоставлен.
Спорным является так же период отпуска по уходу за ребенком с 21.08.1992 года по 20.12.1993 года, часть которого с 21.08.1992 года по 05.10.1992 года учтен ответчиком в календарном порядке.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период начала отпуска по уходу за ребенком у истца до принятия Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", суд считает необходимым включить период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 21.08.1992 года по 20.12.1993 года в специальный стаж в льготном порядке, так как в отпуске по уходу за ребенком истец находилась в период работы в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с исчислением специального стажа в льготном порядке.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Данные гарантии предусматривались также действующей до введения Трудового кодекса Российской Федерации статьей 112 КЗоТ РСФСР.
В соответствие со статьей 196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об "данные изъяты" от 22.07.1993 года N 5487-1 (с изменениями и дополнениями), установлено, что "данные изъяты" работники могут быть допущены к практической "данные изъяты" деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы "данные изъяты", либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных "данные изъяты" ассоциаций и подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании чего "данные изъяты" работникам выдается требуемый законодательством сертификат.
Повышение квалификации работников юридического лица, осуществляющих "данные изъяты" деятельность, один раз в пять лет является одним из лицензионных требований при осуществлении организацией "данные изъяты" деятельности (пункт 5 Положения о лицензировании "данные изъяты" деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30). Кроме того, "данные изъяты" работникам необходимо повышать квалификацию в связи с истечением срока действия сертификата специалиста, который позволяет работать по "данные изъяты" специальности. Обязательное повышение квалификации предусмотрено, в частности для "данные изъяты" работников приказом "данные изъяты" от 5 июня 1998 года N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним "данные изъяты" образованием".
По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производит необходимые отчисления в Пенсионный фонд. Истец направлялась на усовершенствование работодателем, что подтверждается представленными истцом приказами о направлении ее на курсы повышения квалификации, в период прохождения усовершенствования истец повышала свою квалификацию по "данные изъяты" специализации с целью осуществления "данные изъяты" деятельности, прохождение курсов повышения квалификации являлось обязанностью истца в связи с занимаемой должностью. В указанные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
На курсах повышения квалификации истец находилась в период работы в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 18.09.1995 года по 03.11.1995 года, с 20.01.2003 года по 07.03.2003 года, с 12.11.2007 года по 28.12.2007 года. Указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в календарном порядке, поскольку льготный порядок исчисления специального стажа при нахождении истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, что следует из представленных свидетельств и справки работодателя, законодательно применительно к рассматриваемым периодам не предусмотрено. Требования истца об исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном порядке удовлетворению не подлежат.
Таким образом, стаж, необходимый для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости, составляют периоды работы: с 03.04.1989 года по 15.03.1992 года работы, с 16.03.1992 года по 20.08.1992 года отпуска по беременности и родам, с 21.08.1992 года по 20.12.1993 года отпуска по уходу за ребенком, с 21.12.1993 года по 17.09.1995 года работы - в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, с 18.09.1995 года по 03.11.1995 года курсов повышения квалификации - календарно, с 04.11.1995 года по 14.10.1998 года работы, с 15.10.1998 года по 31.07.2000 года работы, с 01.08.2000 года по 03.01.2001 года отпуска по беременности и родам - в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, с 04.10.2002 года по 19.01.2003 года работы - в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, с 20.01.2003 года по 07.03.2003 года курсов повышения квалификации - календарно, с 08.03.2003 года по 11.11.2007 года работы - в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, с 12.11.2007 года по 28.12.2007 года курсы повышения квалификации календарно, с 29.12.2007 года по 31.08.2001 года работы - в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев. Специальный стаж истца с применением льготного исчисления составляет более 30 лет.
Учитывая, что истец обратилась за назначением пенсии 31.08.2011 года, когда у нее возникло право на досрочную трудовую пенсию, требования истца об обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением "данные изъяты" с 31.08.2011 года подлежат удовлетворению.
Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при обращении в суд были понесены судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шканакиной Н.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области включить в специальный стаж Шканакиной Н.А., периоды работы, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением "данные изъяты":
периоды отпуска по беременности и родам с 16.03.1992 года по 20.08.1992 года и с 01.08.2000 года по 03.01.2001 года, период отпуска по уходу за ребенком с 21.08.1992 года по 20.12.1993 года, период работы с 15.10.1998 года по 31.07.2000 года - в льготном порядке 1 год за 1 год 6 месяцев,
периоды курсов повышения квалификации с 18.09.1995 года по 03.11.1995 года, с 20.01.2003 года по 07.03.2003 года, с 12.11.2007 года по 28.12.2007 года - в календарном порядке.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области назначить Шканакиной Н.А. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением "данные изъяты" с 31.08.2011 года.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области в пользу Шканакиной Н.А. расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Дзержинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.А.Воробьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.