Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 26 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Свешниковой М.В., с участием адвоката Ефремовой А.С., при секретаре Пяшиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ашурова М.М. о признании незаконным отказа должностных лиц в приеме документов,
УСТАНОВИЛ:
Ашуров ММ обратился в суд с заявлением, мотивируя тем, что он является гражданином "данные изъяты". С 18.08.2011г. Ашуров ММ зарегистрирован в РФ по месту жительства по адресу: "адрес". 09 апреля 2012 года он обратился в УФМС России по Нижегородской области с заявлением о выдаче ему разрешения на работу на территории РФ. К заявлению были приложены все необходимые документы, а именно: нотариально заверенная копия паспорта с переводом на русский язык, квитанция об уплате госпошлины, фото (35*45мм) в 4 экз., трудовой договор. Ашуров ММ подал свое заявление и вышеуказанные документы в соответствующее окно, однако работник УФМС ( ФИО1) проверил только его паспорт и сказал, что принимать документы от граждан, зарегистрированных по адресу: "адрес", он не будет, поскольку так распорядилось руководство УФМС. Ашуров ММ в этот же день обратился за разъяснениями действий ФИО1 к зам. начальнику по трудовой миграции УФМС ( ФИО2), который дал устный ответ, что сотрудники УФМС не будут принимать его заявление о выдаче разрешения на работу, поскольку по адресу регистрации на миграционном учете стоит слишком много иностранных граждан. Дать мотивированный письменный ответ по данному факту ФИО2 отказался. Поставить резолюцию об отказе в приеме документов на заявлении или каким-либо другим образом зафиксировать факт отказа в приеме вышеуказанных документов, ФИО2 также отказался. Осуществление миграционного учета в РФ входит в перечень государственных услуг, предоставляемых ФМС юридическим и физическим лицам (п. 13 Перечня гос. услуг, утвержденном Приказом ФМС России от 14.10.2009г. N241). В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010г. N210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Согласно ст.4 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010г., одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением данных услуг. Приказом ФМС России от 11.01.2008г. N 1/4/1/2 утвержден "Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" (далее Регламент). В соответствии с п. 123 Регламента, юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, или представителем уполномоченной им по доверенности организации, в установленном порядке осуществляющей трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо лицом, выступающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина, является их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе. Сотрудники УФМС отказались принимать у Ашурова ММ документы и регистрировать их. В соответствии со ст. 124 Регламента, сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, осуществляет проверку комплектности документов, сверяет заявление каждого иностранного гражданина с документом, удостоверяющим его личность, заносит данные документа в автоматизированную подсистему "Трудовая миграция" Центрального банка данных по учету иностранных граждан. Отказ в приеме документов по каким-либо другим основаниям, кроме как опечатки, описки в документах и т.д., Регламентом не предусмотрен. Сотрудники ОУФМС даже не изучали документы на предмет описок, опечаток и т.д. В соответствии со ст.254 ч.1,2 Гражданско-процессуального кодекса РФ: "1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. 2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются". Отказ должностных лиц УФМС в приеме заявления от 09.04.2012 года о выдаче разрешения на работу является необоснованным и нарушает его право на труд в РФ. Поскольку Ашуров ММ имеет разрешение на временное проживание на территории РФ, он каждый год обязан подтверждать свои доходы в УФМС, в противном случае разрешение на временное проживание может быть аннулировано. В соответствии со ст.13 ФЗ от 25.07.2002 N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": "1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. 2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя". Основанием для начала оказания государственной услуги в соответствии Регламентом является прием документов от иностранного гражданина при регистрации заявления. Т.е. сотрудники УФМС отказываются предоставлять мне государственную услугу по выдаче разрешения на работу на территории РФ, право на получение которой имеют все иностранные граждане без ограничения.
Ашуров ММ просит признать незаконным отказ Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области 09.04.2012г. в приеме заявления от Ашурова М.М. о выдаче разрешения на работу на территории РФ и обязать должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области принять его заявление о выдаче разрешения на работу.
Ашуров ММ в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Ашурова ММ - Ефремова АС по ордеру и доверенности заявленные требования поддержала.
Представитель УФМС России по Нижегородской области Зайцева АА по доверенности заявленные требования не признала, пояснила, что гражданин может собрать необходимые документы, но не подать их. 09.04.2012 г. ФИО2 не дежурил, данные вопросы он не решает. Ашуров ММ может в любой момент обратится в службу. Если гражданину отказывают в приеме документов, он требует письменный отказ, может обратиться к начальнику. Если отказывают в приеме документов, можно обратиться в основной офис УФМС по Нижегородской области. Для обращения в суд необходим официальный отказ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ч.1, п.4 ст. 258 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие)? должностного лица?, если считают, что нарушены их права и свободы.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены".
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009г., факты нарушения прав и свобод, создания препятствий к осуществлению его прав и свобод, возложения незаконной обязанности должен доказать заявитель.
Судом установлено, что Ашуров ММ является гражданином "данные изъяты".
По утверждению Ашурова М.М. 09.04.2012 г. он обратился в УФМС России по Нижегородской области с заявлением о выдаче ему разрешения на работу на территории РФ. К заявлению были приложены все необходимые документы, а именно: нотариально заверенная копия паспорта с переводом на русский язык, квитанция об уплате госпошлины, фото (35*45мм) в 4 экз., трудовой договор. Ашуров ММ подал свое заявление и вышеуказанные документы в соответствующее окно, однако, как утверждает Ашуров ММ, работник УФМС отказал в приеме документов.
Суду не представлено доказательство того, что Ашуров ММ обращался в УФМС по Нижегородской области с заявлением о выдаче ему разрешения на работу на территории РФ, так же как не представлено доказательство об отказе в принятии указанного заявления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ: Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд полагает заявление Ашурова ММ о признании незаконным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области 09.04.2012г. в приеме заявления от Ашурова М.М. о выдаче разрешения на работу на территории РФ и обязании должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области принять его заявление о выдаче разрешения на работу удовлетворению не подлежащим, ввиду их необоснованности, поскольку доказательств того, что Ашуров ММ обращался в миграционную службу, суду не представлено.
На основании вышеизложенного,
руководствуясь ст. ст. 12, 56,198, 254, 255 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Ашурова М.М. о признании незаконным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области 09.04.2012г. в приеме заявления от Ашурова М.М. о выдаче разрешения на работу на территории РФ и обязании должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области принять его заявление о выдаче разрешения на работу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Председательствующий судья п/п М.В. Свешникова
Копия верна. Судья - Секретарь -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.