Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 02 мая 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Силониной Н.Е.,
с участием адвоката Савинова В.А.,
при секретаре Устимовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебуркова В.А., Чебурковой Л.А. к Администрации г.Дзержинска Нижегородской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Чебурковы В.А., Л.А. обратились в суд с иском к администрации г.Дзержинска Нижегородской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, взыскании судебных расходов, мотивируя тем, что они являются собственниками по 1/2 доли квартиры, расположенной на N этаже N этажного дома по адресу: Адрес1, что подтверждается договором N от 14.05.1993г. 31.01.2012г. с целью согласования в установленном ст.26 ЖК РФ порядке проведения переустройства, принадлежащей им на праве собственности квартиры - установке газового теплогенератора ими были поданы в Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области следующие документы: заявление о переустройстве, зарегистрированное под N от 31.01.2012г.; договор о безвозмездной передаче жилья в собственность; проект переустройства жилого помещения, выполненный лицензированной организацией ООО " ТеплоГазПроект"; технический паспорт жилого помещения, составленный "данные изъяты" 01.03.2012г. истцами был получен ответ Администрации г. Дзержинска Нижегородской области N от 29.02.2012г. об отказе в согласовании переустройства принадлежащей им на праве собственности квартиры, в котором было указано, что "основания для согласования переустройства (установки газового теплогенератора) жилого помещения по адресу: Адрес1 отсутствуют". Считают, что данное решение Администрации об отказе в согласовании переустройства является незаконным и существенно нарушает права собственников жилого помещения в области жилищных отношений, так как ч.3 ст.26 ЖК РФ запрещает органу, осуществляющему согласование, требовать предоставление других документов кроме документов, установленных ч.2 ст.26 ЖК РФ. В Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области предоставлен полный пакет документов, в том числе и проект N "Переоборудование системы газопотребления в связи с установкой газового теплогенератора", выполненный лицензированной проектной организацией ООО "ТеплоГазПроект", и в данном проекте имеются все проектные решения для установки газового теплогенератора. Тем более, что данный проект согласован с специализированной газораспределительной организацией ООО "Дзержинскгоргаз", которая выдала технические условия на установку газового котла. Ссылка Администрации г. Дзержинска Нижегородской области в отказе на ч.15 ст. 14 ФЗ 190 от 27.07.2010 "О теплоснабжении" о запрещении перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии несостоятельна, т.к. до настоящего времени Правительством РФ не утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, а так же отсутствует утверждённый (запрещённый) перечень квартирных источников тепловой энергии. Так же в отказе Администрации несостоятельна ссылка на письмо технического директора ОАО "данные изъяты" от 21.02.2012г. N "О предоставлении информации", что дом подключён к городской системе централизованного отопления, т.к. это письмо по действующему законодательству не является основанием для отказа в переустройстве квартиры.
Истцы просят признать незаконным решение Администрации г.Дзержинска Нижегородской области N от 29.02.2012г. об отказе в согласовании переустройства принадлежащей им на праве собственности жилой квартиры и обязать Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области выдать решение о согласовании переустройства принадлежащей им на праве долевой собственности квартиры по адресу: Адрес1, взыскать понесенные издержки с ответчика.
Истец Чебуркова Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Истец Чебурков В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.Дзержинска Нижегородской области Солдатова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, считает требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в отзыве (л.д.57).
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ТеплоГазПроект" Галкин А.В., Груздева Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснили, что проект ими выполнен на основании технических условий, выданных ООО "Дзержинскгоргаз".
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Дзержинскгоргаз" Власов С.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ранее исковые требования поддержал по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "НКС" Ульяночкина А.С. в судебном заседании решение оставила на усмотрение суда, пояснила, что если уменьшится теплопотребление на квартиру, то изменится и тепловая нагрузка на дом.
Суд, с учетом мнения истца, его представителя - адвоката Савинова В.А., представителей ответчика и третьего лица ООО "ТеплоГазПроект", полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, представителей третьих лиц, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Чебурковы В.А. и Л.А. являются собственниками жилого помещения, по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждый, расположенного по адресу: Адрес1, на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность N от 14.05.1993г. (л.д.11).
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 25 Жилищного Кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (пункт 1).
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (пункт 2).
31.01.2012г. с целью согласования в установленном ст.26 ЖК РФ порядке проведения переустройства, принадлежащей им на праве собственности квартиры - установке газового теплогенератора, Чебурковы В.А. и Л.А. обратились в Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области с заявлением, предоставив следующие документы: заявление о переустройстве, зарегистрированное под N от 31.01.2012г.; договор о безвозмездной передаче жилья в собственность; проект переустройства жилого помещения, выполненный лицензированной организацией ООО "ТеплоГазПроект"; технический паспорт жилого помещения, составленный "данные изъяты"
Решением Администрации г.Дзержинска Нижегородской области N от 29.02.2012г. истцам было отказано в согласовании переустройства принадлежащей им на праве собственности квартиры, из которого следует, что к заявлению о переустройстве жилого помещения приложен рабочий проект N "Переоборудование системы газопотребления в связи с установкой газового генератора", выполненный ООО "ТеплоГазПроект" в 2012 году. Проектные решения, связанные с переводом жилого помещения на отопление от индивидуального газового теплогенератора и прекращением отопления этого помещения от внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома, в указанном проекте отсутствуют. Таким образом, в случае установки газового теплогенератора он может использоваться только в качестве проточного водонагревателя для целей горячего водоснабжения, а не в качестве источника тепловой энергии для отопления жилого помещения. В соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Согласно пунктам 3 и 11 ч.1 ст.4 указанного закона утверждение правил подключения к системам теплоснабжения относится к полномочиям Правительства РФ. До настоящего времени указанные правила Правительством РФ не утверждены. На основании письма технического директора ОАО "Нижегородские коммунальные системы" многоквартирный дом N по "адрес" подключен к городской системе централизованного отопления, при этом источником теплоснабжения дома является котельная N ООО "данные изъяты"". Соответственно, переход квартиры N указанного дома на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии в настоящее время запрещен. Таким образом, основания для согласования переустройства (установки газового теплогенератора) жилого помещения по адресу: Адрес1. отсутствуют (л.д.7-8).
Судом установлено, что многоквартирный дом N по "адрес", в котором расположена принадлежащая истцам на праве собственности квартира, подключен к городской системе централизованного отопления (л.д.9-10). В соответствии с проектом на установку газового теплогенератора для горячего водоснабжения и отопления квартиры N дома N по "адрес", выполненного ООО "ТеплоГазПроект", истцы намерены установить газовый теплогенератор для горячего водоснабжения и отопления взамен существующего водонагревателя. Проектом предусматривается замена проточного водонагревателя на газовый котел с открытой камерой сгорания "данные изъяты" 24-24 кВт., отвод продуктов сгорания от проточного водонагревателя осуществляется дымоотводящей трубой N через существующий дымовой внутристенный канал из желтого кирпича (л.д.27).
В соответствии с п.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
До настоящего времени Правила подключения к системам теплоснабжения и перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии Правительством РФ не утверждены, что не исключает возможность установки индивидуального квартирного источника тепловой энергии, при наличии необходимых технических условий, в порядке, установленном законом.
В соответствии с техническим паспортом на жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес1 имеется газоснабжение (л.д.21). 24.01.2012 ООО "Дзержинскгоргаз" выдало технические условия на газоснабжение, указав, что разрешается переустройство системы газопотребления в связи с установкой газового теплогенератора при условии, в том числе, обязательного наличия обособленных дымового и вентиляционного каналов с предоставлением акта на пригодность их к эксплуатации (л.д.16).
В соответствии с п.1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила), утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. N 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с п.5.5.3 Правил, самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускается. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.
В соответствии с п.71. СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010г. N 780, возможность размещения газоиспользуемого оборудования в помещениях зданий различного назначения и требования к этим помещениям устанавливаются соответствующими строительными нормами и правилами по проектированию и строительству зданий с учетом требований стандартов и других документов на поставку указанного выше оборудования, а также заводских паспортов и инструкций, определяющих область и условия его применения.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
В соответствии с п.п. 21 п.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009г. N 384-ФЗ "Технически регламент о безопасности зданий и сооружений", система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности; параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Представленный истцами Проект N "Переоборудование системы газопотребления в связи с установкой газового теплогенератора", выполненного ООО "ТеплоГазПроект", не содержит проектных решений, связанных с переводом жилого помещения на отопление от индивидуального газового теплогенератора с прекращением отопления этого помещения от внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Аналогичным образом часть 1 статьи 36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п.п.5,6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Сторонами не оспаривалось, что радиатор отопления, расположенный в квартире N дома N по "адрес", запорно-регулировочной арматуры, отключающих устройств от общей системы отопления многоквартирного дома не имеет, а потому является единым целым с системой внутридомового отопления многоквартирного дома.
Пунктом 1 ст.247 ГК РФ, пунктом 2 ст.36 ЖК РФ установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно п.3 ст.36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку система центрального отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона и подзаконных актов, относится к общему имуществу, то согласно п.3 ст.36, п.2 ст.40, ст.44 ЖК РФ, реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединение к имуществу одного из собственников возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, обращаясь с заявлением о переустройстве жилого помещения, кроме документов, указанных в ч.2 ст.26 ЖК РФ, следует представлять согласие всех участников по пользованию общей долевой собственности многоквартирного дома, в случае, если предполагаемое переустройство жилого помещения невозможно без изменения общего имущества в многоквартирном доме.
Такого согласия ни в администрацию г.Дзержинска, ни суду истцами не представлено.
Отказ органа, уполномоченного принимать решение о согласовании переустройства жилого помещения может быть признан неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведение переустройства соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Отказывая истцам в согласовании переустройства жилого помещения, ответчик действовал в рамках имеющихся полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, в связи с чем в иске следует отказать.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку в иске Чебурковым В.А., О.А. отказано, судебные расходы не подлежат взысканию с ответчика в пользу истцов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Чебуркова В.А., Чебурковой Л.А. к Администрации г.Дзержинска Нижегородской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд Нижегородской области.
Федеральный судья п/п Н.Е. Силонина
Копия верна.
Федеральный судья Н.Е.Силонина
Секретарь М.А.Устимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.