Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 14 марта 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,
с участием заявителя Мгеряна С.В. и его представителя - адвоката Чуевой Е.А., представившей ордер N от 08.02.2012 г. и удостоверение N от 15.02.2003 г., выданное ГУ МЮ по Нижегородской области, представителя заинтересованного лица по доверенности Зайцевой А.А.,
при секретаре Соколовой Ю.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Мгеряна С.В. об оспаривании решения УФМС России по Нижегородской области об отказе в оформлении вида на жительство, возложении обязанности принять решение об оформлении вида на жительство,
УСТАНОВИЛ:
Мгерян С.В. обратился в суд с заявлением, мотивируя тем, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", 24.09.1997 г. он прибыл в Российскую Федерацию из "адрес", то есть государства, ранее входящего в состав "адрес", вместе с родителями, будучи "данные изъяты". Паспорта гражданина "адрес" или иного государства "данные изъяты" он не имел. Проживая на территории РФ с 1997 г. он не имел возможность получить паспорт гражданина РФ, поскольку его право было производно от права родителей. В настоящее время у него отсутствует какой-либо документ, удостоверяющий его личность, в связи с чем он не может реализовать свое право на обращение по поводу получения гражданства РФ. В отделение УФМС, куда он обращался с заявлением об установлении личности и признании за ним права на оформление гражданства в упрощенном порядке, ему было рекомендовано обратиться в Посольство "адрес" для определения наличия гражданства страны по месту предыдущего проживания. Его родители являются гражданами РФ, постоянно проживают в "адрес". В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 31.05.2002 г. "О гражданстве РФ" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, если они имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ. Для оформления гражданства в упрощенном порядке по указанному основанию, кроме подтверждения гражданства родителей, заявитель обязан подтвердить законность своего пребывания на территории РФ. В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона "О гражданстве РФ", определяющей принципы гражданства, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. При этом положительное разрешение вопроса о гражданстве Российской Федерации не может быть связано только формальным наличием регистрации по месту жительства или временного пребывания. Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного учета, Конституционный суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Конституция РФ (ст. 19, ч. 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета. Наличие и отсутствие регистрационного учета не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Лицо самостоятельно определяет место своего жительства и срок нахождения в том или ином месте временного пребывания, Уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства. Место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (Постановления Конституционного суда от 24.11.1995 г., N 14-от 04.04.1996 г. N 9-П, от 16.05.1996г. N 12-П, от 15.01.1998 г. N 2-П, от 02.02.1998 г. N Определение от 05.10.2000 г. N 199-О и др.).Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23.11.2011 г., вступившим в законную силу, установлен факт постоянного проживания заявителя на территории Российской Федерации с ноября 1997 г. по настоящее время. Вся его семья проживает в "адрес", его родители и родная сестра являются гражданами Российской Федерации и документированы паспортами российского образца.Установление решением суда факта проживания на территории Российской Федерации является основанием для его обращения в соответствующие органы с заявлением о выдаче вида на жительство, что впоследствии при выполнении положений Федерального закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" и представлении других необходимых документов позволит ему реализовать право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.Однако УФМС России по Нижегородской области указанные нормы закона не учтены, и письмом от 30.12.2011 г. ему было предложено обратиться в Посольство "адрес" по вопросу определения наличия гражданства "адрес" и получения свидетельства о возвращении на Родину.Эти доводы не согласуются с требованиями ст. 14 ФЗ "О гражданстве РФ". На основании изложенного, Мгерян С.В. просит суд возложить на УФМС России по Нижегородской области обязанность принять решение об оформлении ему вида на жительство.
В судебном заседании заявитель Мгерян С.В. и его представитель - адвокат Чуева Е.А. заявленные требования поддержали, указали, что заявитель в 1997 г. въехал на территорию РФ вместе с родителями по свидетельству о рождении, обучался в школе в "адрес". Регистрации на территории РФ не имел и не имеет, гражданства иностранного государства не имеет, проживает по адресу: Адрес1, национальный паспорт "адрес" не получал, никаких документов, кроме свидетельства о рождении, у него не имеется. 14.12.2011 г. он обратился в Дзержинский отдел УФМС России по Нижегородской области с заявлением, содержащим просьбу принять у него документы на оформление вида на жительство или гражданства в упрощенном порядке, приложив к нему решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23.11.2011 г. об установлении факта его проживания на территории РФ с ноября 1997 г. по настоящее время. В ответ на данное заявление им было получено сообщение о том, что его заявление рассмотрено, ему было рекомендовано обратиться в Посольство "адрес" для обращения по вопросу определения наличия гражданства "адрес" и получения свидетельства о возращении на Родину. Он полагает, что он имеет право на получение вида на жительство либо гражданства в упрощенном порядке в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", поскольку имеет родителей, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на территории Российской Федерации. Существо его заявления сводится к тому, чтобы УФМС России по Нижегородской области рассмотрело его заявление по существу и приняло решение либо о выдаче ему вида на жительство либо об отказе в выдаче вида на жительство. В 2010 г. он обращался в УФМС с заявлением об урегулировании его правового статуса на территории РФ, тогда же им представлялись сведения о том, что он не является гражданином "адрес", однако рассмотрение данного заявления не принесло ему никаких положительных результатов.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Нижегородской области по доверенности Зайцева А.А. в судебном заседании указала, что она считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Мгерян С.В. заявление о выдаче ему вида на жительство в установленном законом порядке с приложением необходимых документов не подавал. Поданное им заявление от 14.12.2011 г. нельзя расценивать как заявление о выдаче вида на жительство. Мгерян С.В. находится на территории РФ незаконно, поэтому ни на вид на жительство, ни на гражданство он в настоящее время претендовать не может.
Свидетель ФИО1, допрошенная в судебном заседании 14.03.2012 г., являющаяся начальником отделения миграционного контроля УФМС России по Нижегородской области, указала, что под легализацией понимается постановка на регистрационный учет. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) не может превышать девяносто суток. В течение этого времени он имеет право обратиться за получением разрешения на временное проживание в РФ. Прожив в РФ один год, при наличии разрешения на временное проживание, гражданин может получить вид на жительство, а затем - гражданство. Семья заявителя въехала на территорию РФ в 1997 г., поэтому порядок пребывания их на территории РФ определяется Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". В соответствии с указанным порядком для постановки на регистрационный учет по месту пребывания необходим документ, удостоверяющий личность, и миграционная карта. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, получившего миграционную карту, составляет не более девяноста суток со дня получения миграционной карты. На момент вступления в силу Федерального закона N 115-ФЗ Мгерян С.В. являлся "данные изъяты", поэтому его родителям было необходимо получить миграционную карту. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Поскольку родители заявителя не получили на него миграционную карту, то законный срок его временного пребывания на территории РФ закончился в 2003 г. В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Мгерян С.В. в настоящее время является незаконно находящимся на территории РФ. В 2010 г Мгерян С.В. обращался в УФМС по Нижегородской области с заявлением об урегулировании своего статуса, комиссией оно было рассмотрено и было установлено, что он не является лицом без гражданства, поскольку он не может им быть, так как закон о гражданстве в "адрес" был принят в 1995 г., он тогда был "данные изъяты" и находился на территории "адрес", не мог сам избирать гражданство, а потому в силу этого закона является гражданином "адрес". Поэтому ему было рекомендовано обратиться в Посольство "адрес" для документирования свидетельством о возращении на Родину либо паспортом. В некоторых посольствах документирование возможно в самом посольстве. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав "адрес", зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а","в" и "д" части первой статьи 13 данного Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Однако регистрации по месту жительства или разрешение на временное проживание в Российской Федерации у заявителя не имеется.
Выслушав стороны, свидетеля, изучив и проверив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, если они считают, что были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Как разъяснено п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" - к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (п. 20 Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г.).
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г.).
В соответствии с нормами Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", законно находящийся в РФ иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, а также порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "данные изъяты", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Для получения разрешения на временное проживание на территории РФ в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранный гражданин представляет, в числе прочих документов, документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту.
Как установлено судом, Мгерян С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", что подтверждается свидетельством о его рождении. В ноябре 1997 г., будучи "данные изъяты", он въехал на территорию РФ вместе со своими родителями ФИО2 и ФИО3, которые в настоящее время являются гражданами РФ. Паспорта гражданина "адрес" или иного государства в силу своего возраста заявитель на момент въезда на территорию РФ не имел. В настоящее время заявитель не имеет документа, удостоверяющего его личность.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23.11.2011 г., вступившим в законную силу 06.12.2011 г., установлен факт постоянного проживания заявителя на территории РФ с ноября 1996 г. по настоящее время.
14.12.2011 г. Мгерян С.В. обратился в УФМС России по Нижегородской области в г. Дзержинск с заявлением, в котором была изложена просьба о принятии документов на оформление вида на жительства или гражданства в упрощенном порядке. К заявлению им была приложена копия решения суда.
30.12.2011 г. УФМС России по Нижегородской области в г. Дзержинск было составлено уведомление, из которого следует, что заявление Мгеряна С.В. рассмотрено, однако учитывая, что на момент вступления в силу закона о гражданстве "адрес" - 18.11.1995 г. он являлся "данные изъяты" и не мог самостоятельно избирать иное гражданство (отсутствие гражданства), ему было рекомендовано обратиться в Посольство "адрес" для определения наличия гражданства "адрес" и получения свидетельства о возвращении на Родину.
В силу ст. 37 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, вступившего в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, получившего миграционную карту, составляет не более девяноста суток со дня получения миграционной карты.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из пояснений Мгеряна С.В., миграционная карта в течение срока временного пребывания в Российской Федерации, установленного принятым Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, получена на его имя не была.
По смыслу Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ выдача вида на жительство осуществляется только в отношении лиц, находящихся на территории РФ на законных основаниях, поэтому то обстоятельство, что судом был установлен факт проживания заявителя на территории РФ с ноября 1997 г. по настоящее время, не является правообразующим юридическим фактом.
При этом суд также отмечает, что в любом случае для подачи документов о выдаче вида на жительство необходим документ, удостоверяющий личность, в то время как такие документы у Мгеряна С.В. отсутствуют.
Кроме того, Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 N 41 (ред. от 08.06.2011) утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации", из которого следует, что вид на жительство оформляется путем подачи заявления установленной формы с приложением необходимых документов, в то время как такое заявление по установленной форме Мгеряном С.В. не подавалось.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 57, 67, 198, 249, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Мгеряну С.В. в удовлетворении заявления о возложении на УФМС России по Нижегородской области обязанности принять решение об оформлении вида на жительство - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: О.Н. Юрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.