Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 04 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Бочаровой Е.П.,
при секретаре Ерастовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сушковой С.А. к ГУ УПФ РФ по г.Дзержинску о включении периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Сушкова С.А. обратилась в суд с данным иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску, мотивируя тем, что осуществляет "данные изъяты" и иную деятельность по "данные изъяты" в учреждениях "данные изъяты" с 13.11.81г. по настоящее время. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости "данные изъяты" работникам, определяется в соответствии с п.п. 11 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации" от 17.12.2001г. N173-Ф3. Право на досрочную пенсию предоставляется лицам, осуществляющим "данные изъяты" и иную деятельность по "данные изъяты" в учреждениях "данные изъяты" не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, не зависимо от возраста. 26 сентября 2011 года, она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Дзержинске Нижегородской области, с письменным заявлением о досрочном назначении мне пенсии по старости в связи с наличием у нее стажа работы 30 лет, дающего мне права на досрочную трудовую пенсию по старости. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Дзержинске Нижегородской области N от 24 ноября 2011 ей было отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости из- за отсутствия специального трудового стажа на соответствующих видах работ. Ответчик не включил в ее специальный стаж, дающий право на пенсию следующие периоды: с 02.01.1992-15.02.1993г. в "данные изъяты" (продолжительностью 1 год 1 месяц 14 дней) в должности "данные изъяты", поскольку " "данные изъяты"" списками не поименован. В "данные изъяты" стаж может быть включена работа в "данные изъяты", независимо от их наименований, если это были "данные изъяты", независимо от их наименования, если это были "данные изъяты" Федеральных органов Государственной власти и органов Государственной власти субъектов Российской Федерации " "данные изъяты"" в "адрес", является "данные изъяты" органов Государственной власти "адрес". В подсчет специального стажа работы включены без применения льготного порядка "т.е в календарном порядке" следующие периоды: периоды отпуска по беременности и родам- с 24.07.1987 по 15.11.1987г.г. и с 13.12.1989 по 03.05.1990г.г. "продолжительностью 8 месяцев 13 дней": периоды отпуска по уходу за детьми с 16.11.1987 - 20.03.1989 г.г. и с 04.05.1990-02.01.1992 г.г. (продолжительностью 03 года 4 дня), поскольку льготный порядок исчисления стажа может применяться только в отношении периода работы. С решением комиссии, она не согласна, считает, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, по следующим основаниям: исключен период с 02.02.1992-15.02.1993г.г (1 год 1 месяц 14 дней) в должности "данные изъяты", т.к "данные изъяты" не является- "данные изъяты" Федеральных органов Государственной власти и органов Государственной власти Российской Федерации, однако, в это время, истица добросовестно выполняла свои функциональные обязанности, возложенные
на нее, т.е. осуществляла "данные изъяты", независимо от названия
госучреждения. В подсчет специального стажа работы включены без применения льготного порядка (т.е. в календарном порядке) следующие периоды: нахождение в отпуске по беременности и родам- с 24.07.1987 по
15.11.1987г.г. и с 13.12.89 по 03.05.1990г.г. (продолжительностью 8 месяцев
13 дней). Периоды отпуска по уходу за детьми- с 16.11.1987 по 20.03.1989г.г. и с
04.05.1990 по 02.01.1992 г.г. (продолжительностью 03 года 04 дня), хотя на
тот момент действовало постановление министров РСФСР от 06.09.1991 г.
N, согласно, которому, "данные изъяты" один год работы в этих должностях и
подразделениях засчитывалось за 1 год и 6 месяцев, а, она перед уходом в
отпуск, по уходу за детьми работала в "данные изъяты" Поэтому, данный период подлежит зачету в
специальный стаж из расчета за 1 год и 6 месяцев. И согласно пункту 7
разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично
оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста
полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы
по уходу за ребенком по достижении возраста ребенка до 3 лет",
утвержденного Постановлением ГОСКОМ Труда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 29 ноября 1989 года N. Время отпуска по уходу за ребенком по достижению полутора лет засчитывается так же в стаж, дающее право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Законодательством, дающим на тот период времени не предусматривалось такого запрета. В связи с чем просит суд, решение Пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с "данные изъяты" деятельностью, признать необоснованным. Обязать ответчика включить ей в стаж для досрочной трудовой
пенсии по старости в льготном порядке: период работы с 02.01.1992 по
15.02.1993г.г. (т.е 1 год 1 месяц 14 дней) в "данные изъяты".; период нахождения в декретном отпуске по беременности и родам -
с 24.07.1987 по 15.11.1987 г.г. и с 13.12.1989 по 03.05.1990гг.
(продолжительностью 8 месяцев 13 дней), Периоды отпуска по уходу за
детьми- с 16.11.1987 по 20.03.1989 г.г. и с 04.05.1990 по 02.01.1992 г.г.
(продолжительностью 03 года 04 дня); назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с "данные изъяты" деятельностью с даты обращения, т.е. с 26.09.2011 года.
В судебном заседании Сушкова С.А. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика, ГУ УПФ РФ по г. Дзержинску, Михайлычева Е.Н., в судебное заседание не явилась, представила отзыв, где исковые не признает, указала следующее. Досрочное назначение пенсии по старости "данные изъяты" работникам осуществляется в соответствии со ст. 27 п. 1 пп.20 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ. Пенсия в связи с "данные изъяты" и иной деятельностью по "данные изъяты" в учреждениях "данные изъяты" устанавливается при специальном стаже не менее 25 лет в сельской местности ипоселках городскоготипа и не менее 30лет в городах.
Всвязи с вступлением в силу Конституционного Суда от 29.01.2004г. N 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001г. В этой связи при определении права на досрочную пенсию "данные изъяты" работникам за период работы до 01.11.99г. могут применяться постановления Совмина РСФСР от 06.09.91г. N 464, за период с 01.11.99г. - постановление Правительства РФ от 22.09.99г. N 1066, за периоды после 12.11.2002г.- постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781.
Сушкова С.А. претендует на включение в ее "данные изъяты" стаж периода работы в "данные изъяты" с 02.01.1992г. по 15.02.1993г. Списком N "данные изъяты" поименованы не были.В Списках N и N поименованы "данные изъяты" соответствующих наименований и профилей. "данные изъяты" среди них отсутствует.
Работа в "данные изъяты" независимо от их наименования включается в "данные изъяты" деятельность только, если это были "данные изъяты" федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. "данные изъяты" не является учреждением, предусмотренным Списками, поскольку является "данные изъяты".
В период с 13.11.1981г. по 02.01.1992г.Сушкова С.А. работала в качестве "данные изъяты".
В данный период времени имели место периоды с 24.07.1987г. по 15.11.1987г. и с 13.12.1989г. по 03.05.1990г. отпуска по беременности и родам и с 16.11.1987г. по 20.03.1989г. отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, и с 04.05.1990г. по 02.01.1992г. отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет которые учтены в специальный стаж в календарном исчислении. Сушкова С.А. просит учесть периоды нахождения на больничном листе и в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении. Отпуск по беременности и родам предоставляется женщинам в соответствии с медицинским заключением. Основанием для предоставления отпуска является листок временной нетрудоспособности, выданный врачом, и который является документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
В связи с этим, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается, как период получения пособия по временной нетрудоспособности, и включается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с "данные изъяты" и иной деятельностью по "данные изъяты".
При этом правилами, утвержденными постановлением Правительства РВ от 11.07.2002г. N 516, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Учитывая условия и характер труда "данные изъяты" работников, Правительством РФ утверждены Правила, определяющие условия реализации права на досрочную трудовую пенсию в связи с "данные изъяты" и иной деятельностью по "данные изъяты" N от 22.10.2002г.
Так, пунктом 5 Правил, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке N, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
Таким образом, названным нормативным правовым актом Правительства РФ установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы, а не какой-либо другой деятельности.
Периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В данные периоды сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется "данные изъяты" и иная деятельность по "данные изъяты", т.е. отсутствует факт работы в должности и в учреждении, перечисленных в Списках. Учитывая изложенное, спорные периоды работы могут быть учтены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с "данные изъяты" и иной деятельностью по "данные изъяты", в календарном порядке. С учетом изложенного "данные изъяты" стаж Сушковой С.А. составляет 26 лет 5 месяцев 17 дней, что не достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с "данные изъяты" деятельностью. Просит в иске отказать.
В последнее судебное заседание Михайлычева Е.Н. не явилась, представила заявление, где просит дело рассмотреть в ее отсутствие, что суд считает возможным.
Выслушав истца и представителя ответчика, изучив и проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п/п 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) лицам, осуществлявшим "данные изъяты" и иную деятельность по "данные изъяты" в государственных и муниципальных учреждениях "данные изъяты" не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 ст.27 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
29.10.2002 г. Постановлением Правительства РФ N были утверждены "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим "данные изъяты" и иную деятельность по "данные изъяты" в государственных и муниципальных учреждениях "данные изъяты" в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Перечень структурных подразделений учреждений "данные изъяты" и должностей "данные изъяты", работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (далее - Перечень).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Как следует из записей в трудовой книжке и имеющихся в материалах дела документов истец работала:
- с 13.11.81 г. по 11.01.84 г. "данные изъяты"
- с 12.01.84 г. по 31.07.87 г. "данные изъяты"
- с 2.01.92 г. по 15.02.93 г. "данные изъяты"
- с 22.02.93 г. по 21.03.93 г. "данные изъяты"
- 22.03.93 г. по 5.08.93 г. "данные изъяты"
- с 15.01.96 по 15.02.98 г. "данные изъяты"
- с 10.03.98 г. по 15.09.05 г. "данные изъяты", с 16.05.98 г. "данные изъяты"
- с 16.09.05 г. по 04.09.06 г. состояла в ЦЗН как безработная
- с 1.02.11 г. по настоящее время в качестве "данные изъяты"
26.09.11 г. Сушкова С.А. обратилась в УПФ РФ по г.Дзержинску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии,в назначении таковой ей было отказано.При этом ответчиком из подсчета специального стажа истца исключен период работы с 2.01.92 по 15.02.93 г. в "данные изъяты" (1 год 2 месяц 14 дней), а период отпуска по беременности и родам и период с 24.07.87 по 15.11.87 г. и с 13.12.89 г. по 3.05.90г. (8 месяцев 13 дней), периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 16.11.87 г. по 20.03.89 г. и с 4.05.90 по 2.01.92 г. (3 года 4 дня) включены ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении без применения к этому периоду льготного исчисления.
Суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с указанным Перечнем работа в течение года в должности "данные изъяты" в отделениях "данные изъяты" все наименований засчитывается в стаж работы как год и шесть месяцев.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Установлено, что истица имеет "данные изъяты" (л.д.15,16).
Поскольку спорные периоды - отпуска по беременности и родам и нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет имели место до 01.11.1999 г., при определении специального стажа суд, учитывая положения Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 г. N 2-П, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которым у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, исходит из нормативных актов, действующих в спорный период- Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников "данные изъяты" учреждений, "данные изъяты" и иная работа в которых по "данные изъяты" дает право на пенсию за выслугу лет", установлено, что "данные изъяты" один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Разрешая требование истца относительно включения в специальный стаж периода отпуска по беременности и родам, суд исходит из того, что этот период следует относить к периодам временной нетрудоспособности. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Изложенное подтверждается информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ N и Пенсионного фонда РФ N от 04.11.2002 г.
Каких-либо исключений об исчислении в календарном порядке для специального стажа отпуска по беременности и родам указанные нормативно-правовые акты не содержали.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 09.12.1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста во время действия приведенных выше Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, и должен исчисляться в том же порядке, что и время работы, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В связи с чем период отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за детьми с 24.07.87 по 15.11.87 г. и с 13.12.89 г. по 3.05.90г. (8 месяцев 13 дней), периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 16.11.87 г. по 20.03.89 г. и с 4.05.90 по 2.01.92 г. (3 года 4 дня) подлежит зачету в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Указанный выше период в льготном исчислении будет составлять в общей сложности 1 год 20 дней (8 месяцев 13 дней + 4 месяца 7 дней), а отпуска по уходу за детьми будут составлять 4 года 6 месяцев 6 дней (3 года 4 дня + 1 год 6 месяцев 2 дня).
Что касается требований о включении в стаж работы в льготном порядке период работы с 2.01.92 г. по 15.02.93 г. (1 год, 1 месяц 14 дней) в "данные изъяты", то суд приходит к следующему.
В соответствии со справкой N от 15.09.11 г. "данные изъяты" Сушкова С.А. со 2.01.1992 г. освобождена от должности "данные изъяты" по ст.34 п.5 КЗОТ Таджикской ССР в связи с переводом в распоряжение "данные изъяты" (приказ N от 2.01.1992 г. (л.д.19). Как следует из справки N от 1.07.2010 г. Сушкова С.А. работала в Республиканском "данные изъяты" с 2.01.1992 г. (приказ N от 23.01.92 г.) по 15.02.1993 г. (приказ N от 1.03.93 г.) "данные изъяты". За время работы в отпуске без сохранения заработной платы и учебном отпуске не была (л.д.22). Справкой N от 12.09.11 г. подтверждается, что в составе "данные изъяты" находилось "данные изъяты". (л.д.24).
Ответчиком был полностью исключен из специального стажа истца период работы в "данные изъяты" с 02.01.1992г. по 15.02.1993г., поскольку Списком N "данные изъяты" поименованы не были.В Списках N и N поименованы "данные изъяты" соответствующих наименований и профилей. "данные изъяты" среди них отсутствует.Работа в "данные изъяты" независимо от их наименования включается в "данные изъяты" деятельность только, если это были "данные изъяты" федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. "данные изъяты" не является учреждением, предусмотренным Списками, поскольку является "данные изъяты" органов государственной власти "адрес"
Суд считает, что спорный период подлежит включению в специальный стаж Сушковой С.А. частично по следующим основаниям.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г., принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья 22 этого документа устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 названной декларации указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.
Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 г. N, предусмотрен "данные изъяты" (код позиции N).
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 11 постановления N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Ранее действующее пенсионное законодательство, а именно Закон от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривало включение в общий трудовой стаж работы по найму за границей, что было обусловлено международной солидарностью трудящихся союзных республик, входящих в состав Советского Союза, и равенством пенсионных прав трудящихся на всей территории СССР. После распада Союза все бывшие союзные республики приобрели статус самостоятельных иностранных государств со своим законодательством и со своими нормами пенсионного обеспечения. Вопросы, касающиеся назначения пенсий гражданам, прибывшим из других государств или имеющих стаж работы на территории других государств, регламентируются международными договорами и соглашениями.
Российская Федерация и Республика "адрес" являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Международные договоры по вопросам социального и пенсионного обеспечения строятся на основе принципов, предусмотренных Конвенцией N 118 "О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения", принятой Международной Организацией Труда в 1962 году, и рекомендованной для подготовки международных договоров в области социального и пенсионного обеспечения - "территориальности" или "пропорциональности".
Соглашение от 13 марта 1992 года является международным договором, построенным по принципу "территориальности", что указано в статье 1 данного международного договора. При этом все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по данному Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся.
Таким образом, договор, заключенный на основе принципа "территориальности", ставит переехавшего в другую страну пенсионера в равное положение по условиям и нормам пенсионного обеспечения, в каком находятся пенсионеры, проживающие в этой стране. Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, при этом, территориальные органы ПФР являются самостоятельными юридическими лицами.
В соответствии с со ст.6 Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисления пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В соответствии со ст.12 Соглашение, оно вступает в силу с момента подписания.
Как следует из Письма МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 января 1994 г. N 1-369-18 Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года ( "адрес" производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
После подписания Соглашения от 13.03.1992 г. Республика "адрес" является независимым и самостоятельным государством, таким образом, действующим в Российской Федерации законодательством не предусмотрено включение в стаж работы, времени работы на территории Республики "адрес" после распада СССР, иного положения данное соглашения, являющееся международным договором, не содержит. Кроме того, "данные изъяты" не поименован ни одним из Списков, применяемых при определении права на досрочную трудовую пенсию, связанную с "данные изъяты" деятельностью, включение данного периода работа истца независимо от наименования центра после 13.03.92 г. был бы возможен только в случае, если бы данный "данные изъяты" был отнесен к федеральным органам государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, однако, данный "данные изъяты" относится к органу государственной власти Республики "адрес". Таким образом, в специальный стаж истца подлежит включению в льготном порядке период ее работы в "данные изъяты" с 3.01.1992 г. по 13.03.1992 г., в льготном исчислении.
Таким образом, специальный "данные изъяты" стаж истца на день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, т.е. на 26.09.11 г., составлял менее 30 лет (28 лет 7 месяцев 12 дней), а потому ответчиком законно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.39 Конституции РФ, ст. 12, 55, 56, 57, 67,192- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сушковой С.А. удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску включить в специальный стаж Сушковой С.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с "данные изъяты" и иной деятельностью по "данные изъяты" в льготном исчислении, периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми, с 16.11.1987 г. по 20.03.1989 г. и с 4.05.1990 по 2.01.1992 г., периоды отпусков по беременности и родам с 24.07.1987 по 15.11.1987 г. и с 13.12.1989 г. по 3.05.1990г., а также период работы в "данные изъяты" со 3.01.1992 г. по 13.03.1992 г. В удовлетворении остальной части исковых требований- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья:п.п. Е.П. Бочарова
Копия верна:
Судья: Е.П.Бочарова.
Секретарь: Н.А.Ерастова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.