Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе:
Судьи Казаковой М.М.
При секретаре Доманиной А.В.
С участием заявителя Григоряна С.М., его представителя адвоката Киселева Ю.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григоряна С.М. о признании недействительным решения Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области
УСТАНОВИЛ:
Григорян С.М. обратился в суд с заявлением, где просит признать незаконным отказ УФМС России по Владимирской области от 02.08.2011г. в продлении ему вида на жительство. В обоснование своих требований заявитель указал, что проживает на территории Российской Федерации с 1993г., имел вид на жительство сроком до 02.08.2011г., до указанной даты был зарегистрирован в доме N "адрес", принадлежащем ему на праве собственности. 16.03.2011г. он обратился с заявлением о продлении ему вида на жительство, представив необходимые документы, в том числе медицинские справки, подтверждающие уважительность причин пропуска срока обращения с заявлением. Решением УФМС России по Владимирской области от 02.08.2011г. ему отказано в продлении вида на жительство на основании п\п.4 п.1 ст.9 Федерального закона N115-ФЗ от 25.07.2002г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Данный отказ заявитель просит признать незаконным, поскольку никаких подложных либо поддельных документов он не представлял и ложных сведений о себе не сообщал. Заявитель также просит восстановить ему срок на обращение в суд с указанным заявлением, поскольку копию решения он получил 28.12.2011г., вначале обратился в Гороховецкий районный суд за его обжалованием, заявление ему возвратили с разъяснением права на обращение в суд по фактическому месту жительства.
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал, пояснил, что с 1993г. проживает с семьей на территории Российской Федерации, его отец ФИО1 имел российское гражданство, в "адрес" он закончил школу, учился в институте, ему неоднократно выдавался вид на жительство, очередной срок его действия заканчивался 02.08.2011г., он имеет в собственности жилой дом за номером N в "адрес", до 02.08.2011г. состоял на регистрационном учете по указанному адресу. 16.03.2011г. он обратился в УФМС России по Владимирской области с заявлением о продлении вида на жительство, к заявлению им приложены медицинские справки, подтверждающие его обращение за медицинской помощью 25.01.2011г. и 02.02.2011г. и свидетельствующие об уважительности причины пропуска срока на подачу заявления о продлении вида на жительство. Письменного уведомления о принятии решения по заявлению он не получал, в ноябре 2011г. по телефону узнал о принятом решении, 28.12.2011г. в УФМС получил копию уведомления и обратился с жалобой в Гороховецкий районный суд. Определением от 31.01.2011г. судья возвратила его заявление и разъяснила ему право на обращение в суд по месту жительства. С февраля 2011г. он проживает и работает в "адрес", здесь жил его отец, который "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ отец умер. Из уведомления он узнал о том, что отказ мотивирован подложностью медицинских справок, однако, он действительно обращался за медицинской помощью 25.01.2011г. и 02.02.2011г., его вины в том, что врач оформила справку на бланке иной медицинской организации, не имеется.
Представитель УФМС России по Владимирской области в отзыве просит дело рассмотреть в свое отсутствие, заявленные требования не признала, пояснила, что 16.03.2011г. заявитель обратился с заявлением о продлении вида на жительство, срок действия которого заканчивался 02.08.2011г. Поскольку с таким заявлением он обязан был обратиться до 02.02.2011г., заявитель в подтверждение уважительности пропуска срока на обращение, приложил медицинские справки МУЗ "Городская больница N" "адрес" от 25.01.2011г. и от 02.02.2011г., подписанные врачом ФИО2 о том, что в указанные дни он обращался за медицинской помощью. Проведенной проверкой установлено, что заявитель в МУЗ "Городская больница N" в январе-феврале 2011г. не обращался. Поскольку заявитель представил подложные документы, на основании п\п 4 п.1 ст.9 Федерального закона N115-ФЗ от 25.07.2002г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ему было отказано в продлении вида на жительство. Уведомление о принятом решении заявителю направлялось дважды: 23 сентября и 13 октября, 28.12.2011г. оно ему было также выдано на руки при обращении в УФМС России по Владимирской области. Срок на обжалование решения заявителем пропущен, уважительных причин для его восстановления не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав заявителя, доводы адвоката, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Григорян С.М. является лицом без гражданства, имел вид на жительство, выданный на срок с 02.08.2006г. по 02.08.2011г., до 02.08.2011г. заявитель состоял на регистрационном учете по адресу "адрес" указанный дом принадлежит ему на праве собственности. 16.03.2011г. Григорян С.М. обратился в УФМС России по Владимирской области с заявлением о продлении ему вида на жительство в Российской Федерации, представив необходимые документы, в том числе и медицинские справки МУЗ "Городская больница N" "адрес" от 25.01.2011г. и от 02.02.2011г., свидетельствующие о том, что в указанные дни он обращался за медицинской помощью.
Решением УФМС России по Владимирской области от 02.08.2011г. ему отказано в продлении вида на жительство на основании подпункта 4 п.1. ст.9 Федерального закона N115-ФЗ от 25.07.2002г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее именуется Закон).
Согласно ст. 8 Закона
1. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
3. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
4. Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа установленной формы.
5. Порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, а также порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
6. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:
1) имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии);
2) место проживания данного иностранного гражданина;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;
4) период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.
7. Форма и порядок подачи указанного в пункте 6 настоящей статьи уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 9 Закона
1.Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировался либо передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а срок действия ранее выданного вида на жительство не может быть продлен либо ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.
3. Вид на жительство иностранному гражданину может не выдаваться, а срок действия ранее выданного вида на жительство может не продлеваться либо ранее выданный вид на жительство может быть аннулирован, если данный иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Приказом Федеральной миграционной службы от 29.02.2008г. за номером 41 утвержден "Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации" (далее именуется Регламент).
Согласно п.1 Регламента Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.
В силу п. 24 Регламента результатом предоставления государственной услуги являются:
выдача иностранному гражданину вида на жительство;
принятие решения об отказе в выдаче вида на жительство и направление уведомления заявителю.
25. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания на территории Российской Федерации.
26. Срок предоставления государственной услуги по заявлению иностранного гражданина о выдаче вида на жительство составляет шесть месяцев.
106. Основанием для начала административной процедуры является подача иностранным гражданином заявления о продлении срока действия вида на жительство на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделам "Особенности осуществления административных процедур при подаче заявления в электронной форме" настоящего раздела.
107. Заявление подается в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства иностранного гражданина не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.
В случае пропуска иностранным гражданином срока подачи заявления по уважительным причинам (болезнь, командировка, продление срока действия документа, удостоверяющего личность), но не позднее окончания срока действия вида на жительство заявление принимается к рассмотрению.
Максимальный срок рассмотрения заявления о продлении вида на жительство не должен превышать срока действия вида на жительство.
108. Сотрудник, уполномоченный рассматривать заявление, проводит проверку иностранного гражданина по учетам, предусмотренным пунктом 52 Административного регламента.
При принятии решения учитывается информация о выявлении в действиях иностранного гражданина оснований для аннулирования вида на жительство, поступившая из органов безопасности, службы судебных приставов, налоговых органов, органов социального обеспечения, органов здравоохранения и других заинтересованных органов. Сотрудник, уполномоченный рассматривать заявление, может направлять в указанные органы запросы за подписью руководителя территориального органа ФМС России или его заместителя для проверки имеющейся информации.
По результатам рассмотрения заявления принимается решение о продлении вида на жительство либо об отказе в его продлении, оформляемое в виде решения на бланке заявления по установленной форме.
Решение утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем.
Ответы на запросы, результаты проверок, заключение приобщаются к материалам учетного дела.
109. В течение 1 рабочего дня после принятия решения сотрудник, рассматривавший заявление, направляет иностранному гражданину уведомление с указанием номера и даты принятия решения, а в случае принятия отрицательного решения - оснований отказа.
135. Заявители вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, а также принимаемых ими решений, в ходе предоставления ими государственной услуги по выдаче вида на жительство в досудебном и судебном порядке.
136. Заявители вправе обратиться с жалобой лично или письменно.
Из представленных документов следует, что заявитель должен был обратиться с заявлением о продлении ему вида на жительство за 6 месяцев до истечения срока действия вида на жительство, до 02.02.2011г., он с таким заявлением обратился 16.03.2011г. и в подтверждение уважительности причин пропуска срока представил медицинские справки, которые УФМС России по Владимирской области признало подложными.
Из указанных справок следует, что 25.01.2011г. и 02.02.2011г. заявитель обращался за медицинской помощью в МУЗ "Городская больница N" "адрес", его консультировала врач "данные изъяты" ФИО2 Проведенной УФМС проверкой установлено, что в январе-феврале 2011г. заявитель в МУЗ "Городская больница N" не обращался, из ответа больницы от 12.04.2011г. следует, что врач ФИО2 действительно работает в МУЗ "Городская больница N", а также ведет прием в медицинском центре " "данные изъяты"", расположенном по адресу "адрес", вероятно, справки выданы врачом в этом центре.
Из материалов дела следует, что УФМС направило соответствующий запрос в данный центр, однако, он вернулся в связи с тем, что организация выбыла с указанного адреса.
В материалы дела представлены справки за подписью врача "данные изъяты" ФИО2 от 15.11.2011г. и от 22.02.2012г., заверенные печатью МУЗ "Городская больница N", из которых следует, что ФИО2 консультировала заявителя в медицинском центре " "данные изъяты"", однако, справки оформила на бланках МУЗ "Городская больница N".
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что вины заявителя в том, что медицинские справки врачом ФИО2 оформлены ненадлежащим образом, не имеется, за медицинской помощью в указанные дни он действительно обращался, полагать, что он представил о себе подложные сведения нет оснований, отказ в продлении срока действия вида на жительства по данным причинам следует признать необоснованным.
УФМС России по Владимирской области просит принять во внимание пропуск заявителем срока на обжалование решения.
Согласно ст. 254 ГПК РФ
1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24-27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.
4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
В силу ст. 255 ГПК РФ Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ
1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно ст. 258 ГПК РФ
1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п.109 Регламента решение УФМС России по Владимирской области от 02.08.2011г. должно было быть направлено заявителю 03.08.2011г., однако, в нарушение указанной нормы уведомление Григоряну С.М. было отправлено 23.09.2011г., а затем 13.10.2011г., доказательств того, что оно было им получено, суду не представлено.
Из пояснений заявителя следует, что он неоднократно обращался лично на приеме и по телефону в Вязниковское отделение УФМС России по Владимирской области за результатами рассмотрения своего заявления, однако, пояснений не получал. 15.11.2011г. на приеме в Вязниковском отделении ему устно сообщили, что в продлении вида на жительство отказано в связи с сообщением ложных сведений. Точного мотива отказа ему не сообщили, только 28.12.2011г. он в УФМС России по Владимирской области получил копию уведомления, из которой узнал о причинах отказа.
Иных доказательств уведомления заявителя о принятом решении суду не представлено.
Таким образом, срок для обращения в суд с настоящим заявлением следует исчислять с 15.11.2011г. Из материалов дела следует, что 30.01.2012г. заявитель обратился с настоящим заявлением в Гороховецкий районный суд, определением судьи Гороховецкого районного суда от 31.01.2012г. заявление было возвращено с разъяснением права заявителю на обращение в суд г.Дзержинска. 16.02.2012г. заявитель обратился в Дзержинский городской суд с данным заявлением.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что срок на обжалование отказа в продлении срока действия вида на жительство заявителем не пропущен.
На основании изложенного суд полагает необходимым признать решение Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области от 02.08.2011г., которым Григорян С.М. отказано в продлении срока действия вида на жительство незаконным, обязав УФМС России по Владимирской области повторно рассмотреть заявление Григорян С.М. о продлении ему срока действия вида на жительство.
Руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать решение Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области от 02.08.2011г., которым Григорян С.М. отказано в продлении срока действия вида на жительство незаконным.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области повторно рассмотреть заявление Григорян С.М. о продлении ему срока действия вида на жительство.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд.
Судья п\п М.М.Казакова
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.