Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 июля 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе:
Судьи Казаковой М.М.
При секретаре Доманиной А.В.
С участием представителя заявителя по доверенности от 09.11.2011г. Умяровой Э.А., представителя Администрации г.Дзержинска по доверенности от 26.10.2011г. Щетинина Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петрова И.А. о признании незаконным бездействия Администрации г.Дзержинска
УСТАНОВИЛ:
Петров И.А. обратился в суд с заявлением, где просит признать незаконным бездействие Администрации г.Дзержинска, выразившееся в не принятии решения о предоставлении ему земельного участка для строительства административного здания, обязать Администрацию города устранить нарушение его прав, подготовить и направить в его адрес копию указанного решения. В обоснование своих требований заявитель указал, что Постановлением Администрации г.Дзержинска от 17.04.2009г. принято решение о предварительном согласовании ему как "данные изъяты" места размещения объекта и разрешении проектирования административного здания по адресу "адрес" В соответствии с п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ данное решение является основанием последующего принятия решения о предоставлении ему участка для строительства и действует в течение трех лет. 15.02.2012г. он обратился в Администрацию г.Дзержинска с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду для строительства здания, однако, до настоящего времени решение по данному вопросу ему не поступало. Письмом от 27.03.2012г. ему сообщено, что реализация инвестиционного проекта по строительству административного здания нецелесообразна. Из устных объяснений о причинах такого ответа ему стало понятно, что решение о предоставлении земельного участка ему в аренду принято не будет, в связи с тем, что им не заключено инвестиционное соглашение, которое он обязан был заключить с Правительством Нижегородской области в соответствии с его распоряжением, иных оснований к отказу не указано. Однако, никаких обязательств по заключению инвестиционного соглашения он не принимал, такой обязанности действующее законодательство не содержит. Заявитель полагает, что бездействие Администрации г.Дзержинска не основано на законе и нарушает его права.
В судебном заседании представитель Петрова И.А. заявленные требования поддержала, пояснила, что письмо Администрации г.Дзержинска от 27.03.2012г. заявителем принято к сведению как отказ в предоставлении ему в аренду земельного участка, что устно ему подтвердил представитель Администрации, требования заявителя сводятся к тому, чтобы обязать Администрацию г.Дзержинска принять решение о предоставлении ему земельного участка в обязательном порядке, как этого требует ст.32 Земельного кодекса, нарушение процедуры принятия решения заявитель не оспаривает.
Представитель Администрации г.Дзержинска заявленные требования не признал, пояснил, что между муниципальным образованием -городской округ г.Дзержинск и Правительством Нижегородской области 06.09.2007г. заключено Соглашение о взаимодействии, согласно которому муниципальное образование принимает заявки от граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях реализации инвестиционных проектов для осуществления строительства, реконструкции существующих объектов и размещения временных объектов. При приеме заявления о предоставлении земельного участка площадью более 200кв.м. заявление с пакетом документов направляется в "данные изъяты", "данные изъяты" согласовывает решение о предоставлении земельного участка с "данные изъяты", направляет копию решения органу местного самоуправления для принятия постановления о согласовании места размещения объекта строительства. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 06.03.2009г. за номером N администрации г.Дзержинска предложено утвердить схему размещения земельного участка под реализацию инвестиционного проекта по строительству "данные изъяты" Петровым И.А. административного здания, "данные изъяты" обязано обеспечить заключение с "данные изъяты" Петровым И.А. соглашения о реализации инвестиционного проекта, принято к сведению, что "данные изъяты" Петров И.А. обязуется заключить такое соглашение. На основании данного распоряжения администрацией г.Дзержинска Постановлением от 17.04.2009г. предварительно согласовано "данные изъяты" Петрову И.А. место размещения объекта строительства. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.09.2009г. отменено распоряжение от 06.03.2009г., поскольку "данные изъяты" Петров И.А. отказался заключить соглашение о реализации инвестиционного проекта, заявитель об этом знал, и, поскольку, он сам нарушил порядок предоставления ему земельного участка, он не вправе требовать его предоставления. Кроме того, его права как "данные изъяты" не нарушены, поскольку в настоящее время заявитель "данные изъяты" не является.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГК РФ
1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 256 ГК РФ
1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии со ст. 258 ГК РФ
1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
2. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
3. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
4. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что между муниципальным образованием -городской округ г.Дзержинск и Правительством Нижегородской области 06.09.2007г. заключено Соглашение N о взаимодействии в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, оптимизации процесса рассмотрения инвестиционных проектов и совершенствования условий развития инвестиционной деятельности в Нижегородской области. В соответствии с разделом N п.п N Соглашения его предметом и целью является урегулирование вопросов взаимодействия при реализации инвестиционной политики в пределах территории Муниципального образования, эффективное распоряжение земельными ресурсами в пределах территории Муниципального образования, их комплексное освоение и использование в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020г., утвержденной постановлением правительства Нижегородской области от 17.04.2006г. N. Указанное Соглашение определяет порядок предоставления земельных участков площадью более 200кв.м. в целях реализации инвестиционных проектов.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006г. N утверждено Положение об инвестиционном совете при Губернаторе Нижегородской области. Инвестиционный совет является коллегиально-совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы и принимающий решения о целесообразности реализации инвестиционных проектов и возможности мер государственной поддержки. К основным задачам инвестиционного совета в силу раздела N п. N Положения относится, в том числе, принятие решений о возможности реализации инвестиционного проекта путем заключения соглашения о государственно-частном партнерстве.
Судом установлено, что "данные изъяты" Петров И.А. обратился в Администрацию г.Дзержинска с заявлением о предоставлении ему земельного участка ориентировочной площадью 0,16га для размещения и строительства административного здания на "адрес" Решением комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям Администрации г.Дзержинска от 19.12.2007г. ему согласована такая возможность, предложено выполнить предпроектные градостроительные проработки по размещению здания, оформление документов производить в соответствии с действующим законодательством. 29.10.2008г. "данные изъяты" Петров И.Я. обратился в "данные изъяты" с заявкой на реализацию инвестиционного проекта "Строительство административного здания", представив необходимые документы.
Решением "данные изъяты" от 12.02.2009г. за номером N реализация инвестиционного проекта "данные изъяты" Петрова И.А. сочтена целесообразной, "данные изъяты" предложено подготовить и направить в администрацию г.Дзержинска распоряжение Правительства Нижегородской области о реализации инвестиционного проекта.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 06.03.2009г. за номером N администрации г.Дзержинска предложено утвердить схему размещения земельного участка под реализацию инвестиционного проекта по строительству "данные изъяты" Петровым И.А. административного здания, "данные изъяты" обязано обеспечить заключение с "данные изъяты" Петровым И.А. соглашения о реализации инвестиционного проекта, принято к сведению, что "данные изъяты" Петров И.А. обязуется заключить такое соглашение. На основании данного распоряжения администрацией г.Дзержинска Постановлением от 17.04.2009г. за номером N предварительно согласовано "данные изъяты" Петрову И.А. место размещения объекта строительства -административного здания на земельном участке площадью 1694кв.м. по адресу "адрес" и разрешено проектирование административного здания.
Судом установлено, что "данные изъяты" Петров И.А. соглашение о реализации инвестиционного проекта с "данные изъяты" заключить отказался, в связи с чем Распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.09.2009г. распоряжение от 06.03.2009г., которым одобрено предоставление "данные изъяты" Петрову И.А. земельного участка под строительство административного здания, отменено. В судебном заседании представитель заявителя подтвердила, что "данные изъяты" Петров И.А. действительно отказался от заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта, об отмене Распоряжения Правительства Нижегородской области от 06.03.2009г. ему было известно.
15.02.2012г. "данные изъяты" Петров И.А. обратился в городскую администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка под строительство административного здания в аренду, письмом от 27.03.2012г. ему сообщено, что в связи с отменой решения "данные изъяты" от 12.02.2009г. и распоряжения Правительства Нижегородской области от 06.09.200г. реализация его инвестиционного проекта является нецелесообразной
Заявитель полагает, что отмена Распоряжения от 06.09.2009г. не может быть причиной отказа в предоставлении ему земельного участка, поскольку безусловным основанием к его предоставлению является согласование места размещения объекта строительства.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ
1. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.
4. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
9. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу ст. 32 Земельного кодекса РФ
1. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
2. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
3. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
4. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды. Условия могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки, или предусмотренные статьей 56 настоящего Кодекса ограничения использования земельных участков.
Суд полагает ошибочным мнение заявителя о том, что согласование места размещения объекта строительства и утверждение акта выбора земельного участка является безусловным и достаточным основанием к предоставлению земельного участка ему в аренду. При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что согласование места размещения объекта строительства Администрацией г.Дзержинска произведено на основании Распоряжения Правительства Нижегородской области от 06.03.2009г., выделение заявителю как "данные изъяты" земельного участка под строительство административного здания предполагалось в рамках заключения с ним инвестиционного соглашения, от подписания которого заявитель отказался, Распоряжение Правительства Нижегородской области от 06.03.2009г. отменено, о чем заявитель был своевременно извещен. Указанные обстоятельства представитель заявителя в судебном заседании не оспаривала.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя не основаны на законе, их следует оставить без удовлетворения. К тому же суд принимает во внимание то обстоятельство, что 12.05.2012г. заявитель прекратил "данные изъяты" деятельность и исключен из реестра "данные изъяты", в связи с чем доказательств нарушения его прав как "данные изъяты" суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление Петрова И.А. о признании незаконным бездействия Администрации г.Дзержинска по предоставлению ему земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд.
Судья п\п М.М.Казакова
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.