Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 17 июля 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием заявителя и представителя заявителя Ермошиной Т.М., представителя заинтересованного лица ФИО1.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ермошиной Т.М., Ермошина А.А. об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Заявители обратились с указанной жалобой, мотивируя свои требования тем, что решением "данные изъяты" от 10.02.2012 года были удовлетворены требования заявителей к "данные изъяты": квартира общей площадью 62,20 кв. м, этаж N, адрес (местоположение) объекта: Адрес1, признана частью жилого дома (жилое), общей площадью 62,20 кв. м, этаж 1, адрес (местоположение) объекта: "адрес", литер N, инвентарный номер N, часть дома N. Судом постановлено, что вышеуказанное решение является основанием для внесения изменений в "данные изъяты" в отношении объекта недвижимого имущества - квартира общей площадью 62,20 кв. м, этаж N адрес (местоположение) объекта: Адрес1. 18.05.2012 года заявители обратились в регистрирующий орган с заявлениями о внесении изменений в "данные изъяты" в части наименования объекта недвижимого имущества на часть дома, с приложением решения "данные изъяты" от 10.02.2012 года, квитанций об оплате государственной пошлины, доверенности. Рассмотрев представленные документы, регистрирующий орган принял решение о приостановлении государственной регистрации, мотивируя тем, что на государственную регистрацию не предоставлен документ, подтверждающий смену наименования объекта, которым, по его мнению, является кадастровый паспорт. По истечении срока приостановления государственной регистрации, было сообщено об отказе в государственной регистрации (сообщение об отказе от 23.06.2012 года). Между тем, данное решение нельзя признать обоснованным в силу следующего. Вступившим в законную силу решением суда было признано, что жилой дом N по адресу "адрес", не отвечает требованиям многоквартирного дома, в связи с чем, жилое помещение - квартира N является в силу п. 1 ст. 16 ЖК РФ частью жилого дома. Изолированность и обособленность объекта как самостоятельного объекта недвижимости - части жилого дома установлена вступившим в законную силу решением суда, и на основании статьи 13 ГПК РФ обязательно для всех органов. При осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный объект недвижимости как на квартиру в регистрирующий орган был предоставлен технический паспорт, составленный "данные изъяты" по состоянию на 19.10.2006 года. Никаких изменений в сведениях и технических характеристиках данного объекта недвижимости, за исключением изменений по решению суда его наименования и в связи с этим адреса в части наименования объекта, с 09.04.2007 года по день обращения в регистрирующий орган не происходило. В силу части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являютсявступившие в законную силу судебные акты. В соответствии с пунктом 10 статьи 33 Закона, до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Таким образом, кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном порядке до 01.03.2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости (п. 10 статьи 33 Закона). Пунктами N Правил ведения "данные изъяты", утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года N 219 установлено содержание подраздела N. Первоначально, обращение с иском о признании права собственности на часть жилого дома обусловлено право на приобретение в собственность земельного участка. Неисполнение решения суда влечет за собой ответственность, предусмотренную законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором только при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов. Однако государственная регистрация была приостановлена по иному основанию. Просит признать решение "данные изъяты" оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации от 23.06.2012 года незаконным; обязать "данные изъяты" произвести государственную регистрацию изменений в "данные изъяты" в отношении изменения наименования и адреса объекта недвижимого имущества: квартира общей площадью 62,20 кв. м, этаж N, адрес (местоположение) объекта: Адрес1, на часть жилого дома (жилое), общей площадью 62,20 кв. м, этаж N, адрес (местоположение) объекта: "адрес", литер N инвентарный номер N часть дома N
В судебном заседании заявитель Ермошина Т.М., действующая за себя и как представитель Ермошина А.А. на основании доверенности, доводы заявления поддержала, пояснила, что при обращении в регистрирующий орган она предлагала предоставить технические паспорта на квартиру и на дом, однако указанные заявления у нее не взяли. Технические характеристики объекта не изменились, ранее в 2006 году был предоставлен технический паспорт на квартиру, при оформлении эти документы должны быть учтены. Изменилось лишь наименование объекта, решением суда установлено право собственности на часть дома. Отказ регистрирующего органа является не исполнением решения суда, ввиду чего они не могут зарегистрировать свое право и оформить право собственности на земельный участок.
Представитель "данные изъяты" по доверенности ФИО1 доводы заявления не признала, предоставив письменный отзыв, согласно которому, 18.05.2012 года в "данные изъяты" обратилась Ермошина Т.М., действующая за себя и от имени Ермошина А.А., с заявлениями о внесении изменений в "данные изъяты" и выдачей свидетельства о государственной регистрации права собственности в связи с внесением изменений в "данные изъяты" на объект недвижимого имущества - часть дома, расположенного по адресу Адрес1 23.05.2012 года государственная регистрация была приостановлена в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. 23.06.2012 года уведомлением было отказано во внесении изменений в "данные изъяты" и в выдаче свидетельства о государственной регистрации права в связи с внесением изменений в "данные изъяты". В соответствии с п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится проведение правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию. Правовая экспертиза - это изучение представленных для государственной регистрации документов с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода или ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество. При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличии прав у подготовившего документ лица или органа власти, а так же устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. Правовая экспертиза включает в себя, в том числе, проверку документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимыми для осуществления государственной регистрации, а так же их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям. По результатам проведения правовой экспертизы принимается решение: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации. Государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя (статья 16 Закона). К заявлению прилагаются документы, необходимые для ее проведения. В соответствии со статьей 28 Закона, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона. В государственной регистрации, на основании абзаца 10 п. 1 статьи 20 Закона может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. Согласно п. 10 ст. 33 Закона, До 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Так же пояснила, что заявитель обратилась за регистрацией уже другого объекта недвижимого имущества - части жилого дома, а не квартиры, технический паспорт на который был предоставлен ранее. Подраздел N "данные изъяты" требует внесение изменений в наименование объекта, подраздел имеет градацию в зависимости от объекта недвижимого имущества.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1).
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4).
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 28 Постановления Пленума N 2 от 10.02.2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
При этом, разрешая по существу заявленные требования, суд должен определить меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или обязать устранить препятствия к их осуществлению; признавая незаконными действия (бездействие), возложить на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Судом установлено, что решением "данные изъяты" от 10.02.2012 года по иску Ермошиной Т.М., Ермошина А.А. к "данные изъяты" о признании квартиры частью дома были удовлетворены исковые требования, постановлено: признать квартиру N общей площадью 62,20 кв. м, расположенную по адресу "адрес", частью жилого дома, расположенного по адресу "адрес", часть дома N, литера N Указанное решение является основанием для внесения изменений в "данные изъяты" в отношении объекта недвижимого имущества - квартиры (жилое), площадь: общая 62,20 кв. м, этаж N, адрес (местоположение) объекта: Адрес1.
После получения решения суда, вступившего в законную силу, заявители обратились в "данные изъяты" с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимого имущества.
Уведомлением "данные изъяты" от 23.05.2012 года была приостановлена государственная регистрация право собственности на данную квартиру на срок до 23.06.2012 года, указано, что были выявлены основания, препятствующие проведению государственной регистрации. В соответствии со ст. 12 Закона о регистрации, с пунктами 23, 31 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения "данные изъяты"" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в "данные изъяты". Подраздел N "данные изъяты" содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Обратившись с заявлением о внесении изменений в "данные изъяты" в связи со сменой наименования объекта, не был представлен документ, подтверждающий данные изменения - кадастровый паспорт.
Сообщением "данные изъяты" от 23.06.2012 года заявителем отказано в государственной регистрации внесения изменений в "данные изъяты" ввиду не представления документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации права, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя с приложением документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9, пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрирующий орган осуществляет прием документов, проводит правовую экспертизу, устанавливает основания для отказа или приостановления государственной регистрации и вносит соответствующую запись в "данные изъяты" при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации.
При правовой экспертизе документов устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подавшего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. Правовая экспертиза включает в себя, в том числе, проверку документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимыми для осуществления государственной регистрации, а также их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Согласно статье 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать по основаниям, указанных в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона, в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
Положениями пункта 10 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на здания, сооружения, помещения, в том числе по актам суда, вступившим в законную силу (пункт 1 статьи 17 Закона), является кадастровый паспорт такого объекта. Данной нормой закона предусмотрено, что до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
При этом, если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел N "данные изъяты", уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в "данные изъяты" без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Из материалов дела усматривается, что к заявлению о государственной регистрации права собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу "адрес", часть дома N, литера N заявителями были приложены: решение суда от 10.02.2012 года, заявление, квитанция и письмо. При этом кадастровый паспорт на часть жилого дома N по адресу "адрес" отсутствовал. Факт отсутствия кадастрового паспорта не оспаривается заявителем.
Суд не принимает ссылку заявителей на отсутствие права у регистрирующего органа требовать предоставление кадастрового паспорта ввиду наличия вступившего в силу решения суда и технического паспорта на квартиру, ранее предоставленного и имеющегося в материалах дела "данные изъяты"
Действительно, пунктом 12 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Между тем, как следует из решения суда и цели обращения заявителей в регистрирующий орган, заявители обратились для осуществления государственной регистрации права на иной объект недвижимости - часть дома N литера N расположенного по адресу "адрес" что соответствует части индивидуального жилого дома, а не квартиры в многоквартирном доме. Документов о формировании иного объекта недвижимости - кадастровый паспорт на часть дома, заявителями не представлен, в материалах соответствующего дела правоустанавливающих документов такие документы отсутствуют.
Правительством Российской Федерации N 219 от 18.02.1998 года были утверждены Правила ведения "данные изъяты" на недвижимое имущество и сделок с ним, пункт 8 которых устанавливает, что каждый раздел "данные изъяты" состоит из трех подразделов:
подраздел N - описание объекта недвижимого имущества (Приложение N);
подраздел N - записи о праве собственности и об иных вещных правах на объект недвижимого имущества, о сделках об отчуждении объекта недвижимого имущества (приложение N);
подраздел N - записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества (Приложения N).
Глава N Правил регламентирует порядок заполнения подраздела N Подраздел N содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел N могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт N). В графах "Кадастровый номер" и "Условный номер" указываются соответствующие номера объекта недвижимого имущества (пункт N). Если объект недвижимости, для которого сформирован раздел "данные изъяты", прекращает свое существование, являясь источником для нового объекта (объектов), кадастровый (условный) номер нового объекта (объектов) отражается в графе "Последующий кадастровый (условный) номер" (пункт N). В графе "Адрес (местоположение)" указывается адрес, как правило почтовый, или иное общепринятое описание местоположения объекта, позволяющее однозначно определить объект на территории регистрационного округа (пункт N). В графе "Наименование" указывается индивидуальное наименование объекта (если оно имеется), например, "данные изъяты" и т.п. При отсутствии индивидуального наименования указывается обобщенное наименование соответствующего вида объектов, например: земельный участок, жилой дом, квартира, гараж, нежилое помещение в многоквартирном доме, объект незавершенного строительства, линейно-кабельное сооружение связи и т.п. (пункт N). С прекращением существования объекта недвижимого имущества связанный с ним раздел "данные изъяты" закрывается. В графу "Запись о ликвидации (преобразовании) объекта" заносятся реквизиты документов, на основании которых происходит закрытие раздела. На лицевой стороне листа проставляется штамп о ликвидации объекта (пункт N).
Таким образом, из приведенных Правил следует, что заполнение подраздела N "данные изъяты" на объект недвижимости в части будет иным.
Вышеизложенное свидетельствует, что оспариваемые действия "данные изъяты", состоящие в предложении заявителям представить для получения свидетельства о регистрации права собственности дополнительные документы, а именно - кадастровый паспорт на часть дома, и отказ в государственной регистрации в связи с его не предоставлением, являются законными и соответствует требованиям законодательства. Вступившее в законную силу решение суда, которым за заявителями признано право собственности на недвижимое имущество, не освобождает заявителей от представления кадастрового паспорта на него.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Ермошиной Т.М., Ермошина А.А. об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Дзержинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: п.п. Н.А.Воробьева
Копия верна:
Судья: Н.А.Воробьева
Секретарь: Е.А.Андрианова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.