Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09 июля 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием истца Гаврилова М.А., представителя ответчика Чугунова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврилова М.А. к Администрации города Дзержинска о понуждении установки прибора учета электроэнергии, компенсации материального и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что он является нанимателем квартиры N дома N по "адрес" Собственником - наймодателем является Администрация города Дзержинска. В адрес истца неоднократно приходят уведомления о несоответствии расчетного прибора нормативным требованиям учета. Прибор учета электроэнергии счетчик, 1979 года выпуска, класс точности 2,0, межповерочный интервал 16 лет. Собственник - наймодатель не производил проверку прибора учета электроэнергии два межповерочных интервала, то есть 32 года. На заявления истца заменить прибор учета, ответчик отвечает отказом, возлагает эту процедуру на него, то есть нанимателя, что неправомерно. Наймодатель не исполняет свои обязанности, предусмотренные жилищным законодательством. В частности, на заявление истца от 11.03.2011 года был дан ответ от 27.04.2011 года N, где было отказано в замене прибора учета. Истцом было направлено обращение в "данные изъяты" с просьбой разъяснить ситуацию, был дан ответ от 14.04.2011 года N, согласно которому, если гражданину жилое помещение предоставлено по договору найма, то замену электросчетчика обязан производить собственник жилого помещения - муниципальное образование. Со стороны истца было обращение в "данные изъяты" был дан ответ от 27.09.2011 года N, где говорится, что поскольку собственником выступает орган местного самоуправления, то бремя расходов по содержанию (в том числе замене) счетчика лежит на органе местного самоуправления. Просит обязать ответчика установить прибор учета электроэнергии, отвечающему нормативным требованиям учета в срок до 20.07.2012 года; обязать ответчика зарегистрировать прибор учета электроэнергии, согласно всех норм и правил в энергосбытовой организации в срок до 20.07.2012 года; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3500 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании истец Гаврилов М.А. исковые требования поддержал, подтвердив изложенные в иске обстоятельства, так же пояснил, что прибор учета электроэнергии расположен не в квартире, а на лестничной площадке. Из-за того, что прибор учета не соответствует нормам, ему будут начислять оплату электроэнергии по нормативу потребления, что превышает действительный расход. Срок службы счетчика 30 лет, счетчику уже 34 года, если срок службы вышел, то правильнее его заменить. Ответчик пусть делает что угодно, проводит поверку либо заменяет счетчик, но он как наниматель не должен этого делать, счетчик не находится в его собственности. Счетчики заменяют за 3 дня. Своим отказом ответчик причинил ему нравственные страдания, так как он везде ходил, писал, ждал ответы, за все переживал, "данные изъяты"
Представитель ответчика Администрации города Дзержинска Чугунов А.М. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв, согласно которому, по выписке из "данные изъяты" от 04.07.2012 года N, квартира N в доме N по "адрес" относится к имуществу "данные изъяты" и включена в "данные изъяты" 01.10.1997 года. Таким образом, отношения по пользованию указанным жилым помещением следует расценивать как социальный наем жилого помещения. В соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а так же проводить текущий ремонт жилого помещения. В силу ч. 2 ст. 63 ЖК РФ типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно п.п. "г" п. 4 Типового договора социального найма, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 года N 315, наниматель обязан поддерживать в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, обеспечивать их сохранность. При обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению, и в случае необходимости, сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу пункта 7 которого, индивидуальные приборы чета электрической энергии не включены в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предназначены для обслуживания и эксплуатации одного жилого помещения, в связи чем, их следует отнести к квартирному электрическому оборудованию независимо от того, внутри или вне жилого помещения эти приборы установлены. Соответственно, если жилое помещение предоставлено по договору социального найма, поддерживать исправное состояние приборов учета, а так же устранять неисправности таких приборов учета обязан наниматель жилого помещения. Пунктом 38 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442, установлено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а так же на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше. В силу абз. 3 и 4 Основных положений, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а так же пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для елей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих, в том числе, осмотры приборов учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки. В соответствии с абз. 6 п. 146 Основных положений, установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документов, если жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное. Таким образом, ввиду того, что жилищным законодательством бремя содержания внутриквартирного оборудования возложено на нанимателя жилого помещения, осуществление эксплуатации установленного индивидуального прибора учета электроэнергии, включая поверку, является обязанностью нанимателя такого жилого помещения. Прибор учета, установленный в квартире истца, имеет класс точности 2,0, прибор учета подлежит поверке и может быть использован. Доказательств того, что после поверки прибор учета не может использоваться для целей учета электроэнергии и подлежит замене, истцом не представлено. В удовлетворении исковых требований о замене прибора учета просит отказать.
Третьи лица Гаврилова Ю.В., Гаврилов Д.М., Долотова А.М., Долотов Д.Р. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены, в заявлениях просили рассмотреть дело в свое отсутствие, что суд считает возможным.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги (часть 1).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (часть 2).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).
В соответствии с частью 3 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Судом установлено, что решением "данные изъяты" от 18.02.1981 года истцу Гаврилову М.А. выделена квартира N в доме N по "адрес", жилой площадью 34,50 кв. метров, "данные изъяты" о чем предоставлен ордер от 15.04.1981 года. Из объяснений сторон следует, что указанная квартира по настоящее время находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из "данные изъяты" от 04.07.2012 года N, согласно которой, квартира N в доме N по "адрес" относится к имуществу муниципальной казны, и включена в "данные изъяты" 01.10.1997 года. Согласно выписке из домовой книги, истец Гаврилов М.А. проживает и зарегистрирован в предоставленной ему муниципальной квартире с 06.09.1983 года, члены семьи нанимателя Гаврилов Д.М. и Гаврилова Ю.В. проживают и зарегистрированы в указанной квартире с 19.05.1981 года, Долотов Д.Р., Долотова А.М. с 07.10.2008 года. Изложенные факты свидетельствуют, что жилое помещение - квартира N в доме N по "данные изъяты" находится в пользовании истца и членов его семьи на условиях договора социального найма.
Предоставленной справкой ООО "данные изъяты" подтверждается, что наниматель своевременно оплачивает жилищно-коммунальные услуги по ремонту и содержанию жилья.
Истец является потребителем электрической энергии на основании подачи в квартиру электроэнергии, оплату электроэнергии производит в пользу ОАО "данные изъяты"
Из объяснений истца и материалов дела следует, что электросчетчик для учета потребленной электроэнергии в квартире, занимаемой истцом, установлен на лестничной площадке многоквартирного дома. ОАО "данные изъяты" была проведена проверка средств учета электрэнергии, по результатам которой установлено, что для учета электроэнергии установлен электросчетчик N типа N, класс точности N, с датой госповерки 01.01.1979 года.
В соответствии с актом проверки ОАО "данные изъяты" от 09.11.2011 года, выявлено нарушение межповерочного интервала электросчетчика, нарушение требований статьи 15 Закона об единстве измерений, пунктов 4.2, 4.6 Правил учета электрической энергии, п.п. 2.11.3, 2.11.4, 2.11.7, 2.11.9, 2.11.16,2.11.17 ПТЭЭП, рекомендовано поверить счетчик или заменить на поверенный. В соответствии с дополнительным актом проверки ОАО "данные изъяты" от 09.11.2011 года рекомендовано: поверить электросчетчик в связи с истечением межповерочного интервала, заменить на новый в связи с истечением срока службы прибора.
Истец просит обязать Администрацию города Дзержинска как наймодателя занимаемого им жилого помещения установить прибор учета электроэнергии, потребляемой в занимаемой им квартире, соответствующему нормативным требованиям учета, в целях обеспечения права нанимателя на оплату электрической энергии по прибору учета.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"), пункт 16 - при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Пункт 31 - В случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил.
Таким образом, по истечении срока поверки, установленного изготовителем, такой электросчетчик не может являться расчетным узлом учета электрической энергии.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что индивидуальный прибор учета электроэнергии (счетчик) не относится к общему имуществу жилого дома, поскольку обслуживает лишь одно помещение многоквартирного дома, что следует из его наименования - "индивидуальный". Электросчетчик - есть принадлежность и неотъемлемая часть квартиры как структурно обособленного помещения в многоквартирном доме. В соответствии со статьей 135 ГК РФ, применительно к рассматриваемым правоотношениям, электросчетчик является принадлежностью к главной вещи (квартире), поскольку предназначен для ее обслуживания, а следовательно, следует судьбе главной вещи.
В актах ОАО "данные изъяты" содержится требование о замене электросчетчика в связи с тем, что у имеющегося прибора индивидуального учета электроэнергии истек срок поверки, этот прибор является нерасчетным, а так же истек срок службы, ввиду чего должен быть заменен на соответствующий нормам либо поверен в установленном порядке.
В соответствии со статьей 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (часть 2).
В соответствии со статьей 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма (часть 3).
Обязанность по проведению текущего ремонта жилого помещения нанимателем предусмотрена и Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 года N 315, согласно которому к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Поверка или замена приборов учета электроэнергии к перечню работ по текущему ремонту, выполняемому нанимателем, не отнесена.
Пунктом 2 статьи 676 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Таким образом, в силу закона наймодатель обязан обеспечивать проведение ремонта устройств, предназначенных для оказания коммунальных услуг (в том числе, услуг энергоснабжения), находящихся в жилом помещении.
Расчетные приборы учета устанавливаются в соответствии с Правилами устройства электроустановок и должны отвечать требованиям ГОСТ.
В силу пункта 2.11.16 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 года N 6, замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и Потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией. При этом время безучетного потребления электроэнергии и средняя потребляемая мощность должны фиксироваться двусторонним актом.
Согласно пункту 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В случае если собственник прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, не является собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета был установлен и допущен к эксплуатации, то, если иное не установлено соглашением между указанными собственниками: собственник прибора учета несет обязанность по обеспечению эксплуатации такого прибора учета, а если такой прибор учета входит в состав измерительного комплекса или системы учета - также по поверке измерительных трансформаторов.
Согласно пункту 6 Основных положений, собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.
Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учета, осуществляемые ими в интересах такого собственника, и не освобождается от определенных в настоящем разделе последствий нарушения установленных сроков организации учета электрической энергии.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в границах которых установлен прибор учета, принадлежащий другому лицу, обязан обеспечить допуск такого лица и (или) его представителей для проведения работ по замене прибора учета и (или) работ, связанных с эксплуатацией прибора учета.
Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Согласно пункту 149 Основных положений, Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка), осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций: гарантирующий поставщик, сетевая организация.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку квартира с установленным относящимся к ней прибором учета электрической энергии является собственностью муниципального образования, бремя по обеспечению эксплуатации такого прибора учета лежит на собственнике жилого помещения, то есть на ответчике. Ссылка представителя ответчика на возложении бремени содержания внутриквартирного оборудования в данном случае не состоятельна, поскольку жилищным законодательством и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии не предусмотрено возложение обязанности по обеспечению эксплуатации приборов учета электроэнергии на граждан, не являющихся собственниками таких приборов учета.
Довод представителя ответчика о недоказанности необходимости замены прибора учета в связи с соответствием установленного прибора учета классу точности так же не могут быть приняты судом, поскольку требования истца сводятся к обеспечению нанимателя прибором учета, отвечающему нормативным требованиям учета, в целях расчета потребленной электроэнергии по прибору учета. Выбор способа такого обеспечения лежит на собственнике прибора учета.
При этом суд так же учитывает, что в соответствии с пунктом 3.6.12 ГОСТ 52320-2005 "Электромеханические счетчики активной энергии. Классы точности N.", по пункту 1 которого, действие данного стандарта распространяется на электросчетчики класса N нормальное рабочее положение счетчика определяется как положение счетчика, определенное изготовителем для нормальной эксплуатации, в то время как спорный прибор учета исчерпал срок своей службы в соответствии с представленными актами проверки.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что требования истца об обязании ответчика установить прибор учета электроэнергии, отвечающему нормативным требованиям учета, правомерны и подлежат удовлетворению.
Определяя в соответствии со статьей 260 ГПК РФ срок, необходимый для выполнения ответчиком указанных работ, суд руководствуется принципами разумности и соблюдения интереса балансов сторон, определяя его в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Дополнительного обязания ответчика зарегистрировать прибор учета электрической энергии в энергосбытовой организации в данном случае не требуется, поскольку соответствие прибора учета нормативным требованиям учета включает в себя все мероприятия по допуску и приему для учета потребленной электрической энергии энергосбытовой организацией.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Суд отказывает в требованиях о компенсации морального вреда, поскольку требования истца возникают из отношений между нанимателем и наймодателем квартиры, компенсация морального вреда в данном случае законом не предусмотрена.
Частью 1 статьи 88 и частью 1 статьи 98 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Вместе с тем, в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подп. 1 п. 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы истца по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гаврилова М.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Дзержинска установить для квартиры N в доме N по "адрес" прибор учета электроэнергии, отвечающий нормативным требованиям, в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Администрации города Дзержинска в пользу Гаврилова М.А. расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Дзержинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.А.Воробьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.