Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 12 июля 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием ответчика Гражданко А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц к "данные изъяты" Гражданко А.К. о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" (далее - НООО "КПЗПП") обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что члены общественной организации осуществляют общественный контроль на территории муниципальных образований Нижегородской области по соблюдению прав потребителей. В процессе проведения общественного контроля участники НООО "КПЗПП" осуществляют визуальный осмотр в месте обслуживания, общаются с продавцом, исполнителем работ (услуг), либо его представителем на момент проведения общественного контроля в качестве потребителя. 17.04.2012 года в ходе проведения общественного контроля был проведен визуальный осмотр в торговых точках, расположенных в магазине по адресу "адрес" а так же было общение с продавцами и их представителями о возможности ознакомления с документами, которые по требованию должны предъявляться потребителю. В ходе визуального осмотра и общения с контактном лицом, осуществляющем продажу в торговой точке "данные изъяты" Гражданко А.К. был обнаружен ряд нарушений законодательства о защите прав потребителей, а именно: отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закона о защите прав потребителей), отсутствует возможность ознакомления потребителя с Правилами торговли или соответствующего вида обслуживания (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров). По результатам контроля было составлено заключение N от 17.04.2012 года, в котором отражены выявленные нарушения. По результатам проведенного общественного контроля были приняты меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению посредством проведения разъяснительных и просветительских работ с указанием на необходимость устранения причин и условий, способствующих совершению нарушений, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в дальнейшей деятельности. 17.05.2012 года повторно проводились мероприятия общественного контроля в вышеуказанном магазине, в ходе которого было обнаружено, что нарушения, выявленные в торговой точке ответчика, не устраняются. По результатам контроля было составлено Заключение N от 17.05.2012 года, в котором отражены выявленные нарушения: отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закона о защите прав потребителей), отсутствует возможность ознакомления потребителя с Правилами торговли или соответствующего вида обслуживания (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров), не обеспечено наличие, доступность и правильность оформления "Книги жалоб и предложений" (п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров), ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления. Просит суд прекратить противоправные действия ответчика путем возложения обязанности устранить вышеперечисленные нарушения.
Представитель НООО "КПЗПП" Аверкин Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, суду представил заявление, согласно которому, просит суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Ранее в судебном заседании представитель истца по доверенности Вашаткина А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик "данные изъяты" Гражданко А.К. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что все изложенное в акте было на месте в момент проверки. Эта организация ходит уже не первый год, о том, что проводилась проверка, ее не уведомляли. Заключения продавцу не оставлялись, ей никаким образом не передавались. Продавец ей сказала после 17 апреля, что приходили молодые люди - не представились и сделали замечание по уголку потребителя. В магазине вообще есть отдельно оборудованный уголок покупателя, где имеются все необходимые Законы и Правила. Они сделали замечание, что нет непосредственно в отделе Закона о ЗПП и Правил торговли. Чтобы не было повода делать ей замечания, она сразу приобрела эту литературу и повесила в отделе, но в магазине есть уголок покупателя, где все эти документы имеются. Книга жалоб в отделе была, про нее продавцу ни сказали ничего и ни требовали. Про вторую проверку продавец вообще ничего не пояснила. Все ценники у них оформлены в надлежащем виде.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Истец Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" является, согласно пунктам N Устава, общественной организацией, созданной с целью содействия в общественной защите прав потребителей в сфере приобретения товаров, работ, услуг. Согласно пункту N Устава, Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" для достижения уставных целей осуществляет в частности следующие виды деятельности: в целях защиты прав потребителей предъявляет иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя, группы потребителей, или в интересах неопределенного круга потребителей.
Право общественных объединений (действующих на основании устава) на проверку соблюдения прав потребителей основано на статье 45 Закона "О защите прав потребителей". Согласно этой статье общественные объединения потребителей вправе: в частности,
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.
В соответствии со статьей 46 Закона о защите прав потребителей орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно приказу N по Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" от 28.04.2011 года, членам комитета поручено проводить проверки магазинов и составлять акты проверок с выявленными нарушениями. Изданию приказа предшествовало соответствующее решение собрания учредителей комитета от 28.04.2011 года. Кроме того, 19.02.2011 года в целях систематизации представлений о порядке проведения проверок и повышения качества исполнения функций участниками НООО "Комитет по защите прав потребителей" был утвержден общий для всех проводимых проверок регламент, введен в действие "Журнал о подготовке к проведению проверок участниками НООО "КПЗПП".
На основании изложенного, как указывает истец, НООО "КПЗПП" 17.04.2012 года был произведен осмотр торговой точки "данные изъяты" Гражданко А.К. в ТЦ "данные изъяты" расположенным по адресу: "адрес" в результате которого были выявлены нарушения, изложенные в заключении N от 17.04.2012 года, где имеется подпись продавца торговой точки ФИО1, а именно: отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закона о защите прав потребителей), отсутствует возможность ознакомления потребителя с Правилами торговли или соответствующего вида обслуживания (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров). 17.05.2012 года повторно проводились мероприятия общественного контроля в торговой точке ответчика, по результатам контроля было составлено заключение N от 17.05.2012 года, из которого, как полагает истец, следует, что нарушения, выявленные в торговой точке, не устраняются, а именно: отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закона о защите прав потребителей), отсутствует возможность ознакомления потребителя с Правилами торговли или соответствующего вида обслуживания (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров), не обеспечено наличие, доступность и правильность оформления "Книги жалоб и предложений" (п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров), ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления. При проведении проверки участвовал продавец ФИО1 Истец просит признать действия ответчика "данные изъяты" Гражданко А.К. противоправными, нарушающими права неопределенного круга потребителей, прекратить действия ответчика путем возложения обязанности устранить следующие допущенные нарушения.
Согласно статье 3 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
По статье 9 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (пункт 1).
Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя) (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: в том числе: адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) (пункт 2 статьи 10 Закона).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (пункт 3 статьи 10 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года (ред. от 27.01.2009 года) N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (пункт 9 Правил). Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.
В соответствии с пунктом 8 Правил, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
В силу пункта 11 Правил, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
Согласно пункту 16 Правил, потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).
В соответствии с пунктом 19 Правил, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Судом установлено, что ответчик Гражданко А.К. зарегистрирована в качестве "данные изъяты" 28.02.2001 года за "данные изъяты" N поставлена на учет в "данные изъяты", ИНН N. "данные изъяты" Гражданко А.К. осуществляет "данные изъяты", имеет торговую точку, арендуемую в Торговом центре "данные изъяты" расположенном по адресу "адрес" занимаемую на основании договора аренды.
Оспаривая заявленные требования, ответчик ссылается на то, что проверка проводилась в отсутствие ответчика, либо его представителя, никаких документов, заключений, либо актов по результатам проверки не предоставлялось. Указанные в заключении недостатки не имели место быть. Информация, Правила торговли, Закон о защите прав потребителей имеется на общем стенде информации в помещении магазина, где ответчик арендует торговую точку, а так же в торговой точке ответчика, книга жалоб и предложений находится у продавца, все ценники были оформлены надлежащим образом.
На основании части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представленные истцом заключения не являются для суда абсолютными доказательствами по делу и оцениваются в совокупности с полученными в ходе рассмотрения дела доказательствами.
Так, из представленных ответчиком в материалы дела справке, выданной арендодателем, следует, что в Торговом центре "Созвездие", арендатором части помещения которого наряду с иными индивидуальными предпринимателями является ответчик, с момента открытия магазина 01.05.2011 года оформлен уголок покупателя, содержащий, в том числе, Закон "О защите прав потребителей" и Правила продажи отдельных видов товаров. Внешний вид уголка потребителя, как и его расположение в местах торговли законодательно не регламентировано, определено лишь условие, что информация должна быть представлена в наглядной и доступной форме. Важно, чтобы покупатель мог самостоятельно ознакомиться с документами. Доказательств невозможности ознакомления потребителя с представленной в месте торговли ответчика обязательной информации суду не представлено.
Кроме того, согласно представленным в дело фотографиям, на арендованной точке "данные изъяты" Гражданко А.К. также имеется вся необходимая литература.
При этом суд отмечает, что истец, указывая на нарушение прав потребителей со ссылкой на статью 3 Закона "О защите прав потребителей", в частности, на отсутствие возможности ознакомления прав потребителя посредством организации системы информации потребителей об их правах и обязанностях и о необходимых действиях по защите их прав, не указывает конкретные нарушения ответчика по предоставлению информации потребителю. Сама по себе норма статьи 3 Закона "О защите прав потребителей" носит декларативный характер и в большей степени относится к области государственного планирования. Дополнительных прав потребителю и обязанностей продавцу данная норма практически не предоставляет, она также не регулирует порядок реализации прав, предоставляемых потребителю другими нормами Закона. Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, изданием соответствующих журналов и т.п. Такой обязательной информацией со стороны продавца в соответствии со статьей 9 Закона о защите прав потребителей является информация о государственной регистрации продавца и названии регистрирующего органа, а также сведения о лицензиях и аккредитации, в случае если осуществляемые виды деятельности подлежат лицензированию и (или) аккредитации, однако об указанных нарушениях истцом не указано. Требование по размещению названной информации дублируются в пункте 10 Правил продажи отдельных видов товаров, в пункте 9, которого, указано и на доступность и наглядность самих Правил.
Представленные в материалы дела фотографии, сделанные истцом, не свидетельствуют об отсутствии Правил продажи товаров в месте торговли, каковым является помещение Торгового центра "данные изъяты" поскольку были отсняты лишь фрагментарные части торговой точки ответчика.
В соответствии с п. N Регламента истца, лица, осуществляющие проверку, имеют право требовать от субъекта проверки соблюдения лишь тех прав, которые относятся к потребителю при приобретении товаров, работ или услуг, в том числе, наличие, доступность и правильность оформления книги отзывов (жалоб) и предложений, возможность ознакомления потребителя с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания.
В соответствии с п. N Регламента, проведение общественного контроля включает в себя, в том числе процедуры подготовки заключения по результатам проведенной проверки, ознакомления с ним субъекта проверки. Проверка проводится по месту нахождения субъекта проверки - юридического лица, месту осуществления деятельности субъекта проверки - индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В соответствии с п. N Регламента, участник организации при проведении общественного контроля: предъявляет удостоверение участника организации, знакомит руководителя, либо представителя, на момент проверки, проверяемой организации, с полномочиями проводящих проверку лиц, а так же с целями и задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по общественному контролю, знакомит руководителя либо представителя, на момент проверки, проверяемой организации, с правами и обязанностями проверяемого.
Между тем, как следует из объяснений ответчика, на момент проведения проверки ее продавца ФИО1 с правами и обязанностями при проведении проверки не ознакомили, основания проведения проверки указаны не были. По объяснениям ответчика, наличие книги жалоб и предложений проверяющими не истребовалось, вопросы по доступности информации потребителю, в том числе правил торговли, не задавались, тогда как в материалы дела ответчиком представлены фотографии о наличии в торговой точке оформленной книги жалоб и предложений, Закона "О защите прав потребителей" и Правил торговли.
Кроме этого, в обязанность истца в силу принятого им регламента входит ознакомление с заключением проверок непосредственно субъекта проверки, каковым, по смыслу принятого регламента, является, в данном случае, "данные изъяты" Гражданко А.К.. Однако со слов ответчика, ее никто с заключениями проверок не знакомил.
Что касается копий фотографий, представленных истцом в качестве доказательств допущенных ответчиком нарушений, то на них видно, что ценники в торговой точке ответчика присутствуют на всех товарах, а то обстоятельство, что на обороте ценников отсутствуют подпись материально ответственного лица и дата их оформления, из данных фотографий не следует. Между тем ответчиком в материалы дела представлены фотографии укрупненного вида и цветного изображения, из которых следует, что ценники оформлены в соответствии с требованиями Правил.
При таких обстоятельствах, представленные в материалы дела заключения не могут быть признаны надлежащими доказательствами, с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, подтверждающими факт нарушения продавцом правил потребителей, поскольку они не подписаны уполномоченным представителем ответчика, коим продавец не является (проверяющие общественной организации не являются субъектами сделки для применения статьи 182 ГК РФ), составлены в отсутствие уполномоченного представителя ответчика, о проверке ответчик надлежащим образом не уведомлялся, с заключением ознакомлен не был, при составлении самих заключений допущены нарушения принятого общественной организацией Регламента. Кроме того, данные акты о нарушениях ответчика не были направлены в орган государственного надзора и органы местного самоуправления для проведения проверки изложенных в акте фактов.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие иных доказательств того, что со стороны "данные изъяты" Гражданко А.К. имеют место случаи нарушения законодательства о защите прав потребителей, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в защиту интересов неопределенного круга лиц к "данные изъяты" Гражданко А.К. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья Н.А.Воробьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.