Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 04 июля 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,
с участием прокурора Безрукова А.В., представителя ответчика по доверенности Щетинина Е.Н., представителя третьего лица по доверенности Маковецкой Т.Ю.,
при секретаре Соколовой Ю.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области об обязании организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления складированных на территории городского округа г. Дзержинск,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к ответчику, мотивируя тем, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в мае 2012 г. проведена проверка исполнения администрацией г. Дзержинска Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории. Проверкой установлено, что на протяжении длительного времени и по настоящее время на территории городского округа г. Дзержинск имеются места несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов. Данные свалки образованы в следующих местах:"адрес" 20 мест несанкционированного складирования бытовых отходов, общий объем отходов не менее 300 куб.м. Состав - бытовые и строительные отходы.На "адрес" 40 мест несанкционированного складирования отходов, общим объемом не менее 1300 куб. Состав - строительные и бытовые отходы.На "адрес" на обочине 2 места несанкционированного складирования отходов, общим объемом не менее 35 куб.м. Состав - строительные и бытовые отходы."адрес" 6 мест несанкционированного складирования отходов, общим объемом не менее 40 куб.м. Состав - строительные и бытовые отходы.В "адрес" 2 места несанкционированного складирования отходов, общим объемом не менее 8 куб.м. Состав - строительные и бытовые отходы.
Истец просит обязать Администрацию г. Дзержинска организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, складированных на территории городского округа г. Дзержинск в следующих местах: "адрес" 20 мест, общим объемом отходов не менее 300 куб.м.; на "адрес" 40 мест общим объемом не менее 1300 куб.м.; на "адрес" 2 места общим объемом не менее 35 куб.м.; "адрес" 6 мест общим объемом 40 куб.м.; в "адрес" 2 места общим объемом не менее 8 куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.
В судебном заседании прокурор Безруков А.В. исковые требования поддержал в полном объеме. На вопросы суда указал, что проси установить срок ответчику для проведения мероприятий по ликвидации свалок до 01.11.2012 г. с тем, чтобы можно было проверить выполнение данных мероприятий, срок для проведения мероприятий по ликвидации свалки на "адрес" с составом - "данные изъяты" просит установить до 01.09.2012 г., поскольку это отходы 1-го класса опасности и они должны быть убраны незамедлительно.
Представители ответчика Администрации города Дзержинска Нижегородской области по доверенности Щетинин Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие с п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичная норма закреплена в ст. 12 Устава городского округа г. Дзержинск, утвержденного постановлением Городской Думы Города Дзержинска от 26.12.2005 года N 34 (с изменениями от 29.12.2010г. N 26). Администрация г. Дзержинска в соответствие с наделенными полномочиями организовывает мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов для чего приняты Правила благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, утвержденные Решением Городской Думы от 27.10.2011г. N 197. Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки санитарного содержания территории для всех юридических и физических лиц. данные правили приняты в целях усиления контроля за содержанием территорий. На территории городского округа Дзержинск проводятся регулярные месячники по санитарной очистке города. Администрация г. Дзержинска разрабатывает и реализует программы в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, Администрация г. Дзержинска является учредителем ряда муниципальных унитарных предприятий, уставными целями которых является, в том числе, осуществление деятельности по сбору и вывозу отходов производства и потребления. Все вышеуказанное свидетельствует о том, что на территории городского округа город Дзержинск организованы мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. В соответствие с п. 5.1. Межгосударственного стандарта ГОСТ Р 53692-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Отходы в процессе своего существования проходят несколько этапов технологического цикла, что представляет собой последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования, а именно: появление. Сбор и накопление, идентификация, сортировка (с обезвреживанием по необходимости), паспортизация, упаковка и маркировка, транспортирование с складирование (размещение), хранение, избавление путем утилизации и/или удалением отходов. Рассматриваемые отходы производства и потребления уже собраны их собственником, перемещены от места их образования и складированы в обводненном карьере. Следовательно, прокурором заявлены требования в отношении несанкционированно складированных отходов, то есть отходов, которые уже собраны, вывезены и складированы собственником, в связи с чем Администрацией г. Дзержинска не могут быть организованы мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработки данных отходов. В силу п. 5.10. ГОСТ Р 53692-2009 избавление от отходов производят путем их утилизации или удаления. Согласно ГОСТу Р 53692-2009 под утилизацией отходов понимается деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и обеспечение повторного (вторичного) использования. Истцом заявлены требования в отношении отходов производства и потребления, т.е. опасных отходов. В соответствие с ГОСТ Р 53692-2009 под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Однако в материалы дела не предоставлены доказательства о наличии возможностей повторного (вторичного) использования рассматриваемых отходов, т.е. утилизируемость отходов, что представляет собой комплекс показателей продукции, которые устанавливают при ее разработке, уточняют на стадии изготовления и используют в технологических регламентах при утилизации отходов, порождаемых данной продукцией при ее производстве и эксплуатации. Следовательно, отходы, являющиеся предметом заявленных исковых требований, являются опасными отходами и подлежат уничтожению, т.е. обработке, имеющей целью практически полное прекращение их существования. Однако, организация мероприятия по уничтожению отходов в круг полномочий муниципального образования - городской округ Дзержинск - не входит. В соответствии с п.1 ст.4 федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции) в результате использования которых эти отходы образовались. Пунктом 4. ст.4 вышеуказанного закона установлено, что случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены и с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Администрация г. Дзержинска подобного рода действий не принимала, следовательно, возложение на ответчика обязанности по распоряжению имуществом (отходами) противоречит действующему законодательству.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по доверенности Маковецкая Т.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что обязанность по организации вывоза отходов возложена на Администрацию г. Дзержинска, которая не выполняет свои обязанности, отходы должны быть вывезены, поскольку это неблагоприятно сказывается на экологической обстановке города. Просит установить минимальный срок для выполнения действий по организации мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления, складированных на территории городского округа г. Дзержинска на "адрес", где в зеленой зоне города выявлена несанкционированная свалка отходов, содержащая большое количество "данные изъяты" которые относятся к 1 классу опасности.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, проверив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.
Судом установлено, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в мае 2012 года проведена проверка исполнения администрацией г. Дзержинска Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории. Проверкой установлено, что на протяжении длительного времени, и настоящее время на территории городского округа г. Дзержинск имеются места несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов. Данные свалки образованы в следующих местах:"адрес" 20 мест несанкционированного складирования бытовых отходов, общий объем отходов не менее 300 куб.м. Состав - бытовые и строительные отходы.На "адрес" 40 мест несанкционированного складирования отходов, общим объемом не менее 1300 куб. Состав - строительные и бытовые отходы.На "адрес" 2 места несанкционированного складирования отходов, общим объемом не менее 35 куб.м. Состав - строительные и бытовые отходы."адрес" 6 мест несанкционированного складирования отходов, общим объемом не менее 40 куб.м. Состав - строительные и бытовые отходы.В "адрес" 2 места несанкционированного складирования отходов, общим объемом не менее 8 куб.м. Состав - строительные и бытовые отходы.
Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.
Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области N 81,88,112, 120 и фотоматериалами.
На указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ "Об охране окружающей среды", в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 12 п.п. 1,2 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998г. N89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных - федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5 временных "Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления" утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 г. природопользователь обязан:
- принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами;
- соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами;
- обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения);
- оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном;
- места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя;
- предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
На основании выше изложенного суд приходит к выводу, что складирование бытовых отходов на рассматриваемых площадках недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Отвод земельного участка в установленном законном порядке не осуществлен, тогда как на основании ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 10 Закона РФ "Об охране окружающей среды" на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Целями охраны земель являются:
- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности;
- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другими негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Кроме того, в соответствии с п. 16 ст. 12 Устава городского округа Дзержинск, к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются:
- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности;
- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другими негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Таким образом, складирование отходов на данном земельном участке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области "Об экологической безопасности" от 10.09.1996г.N45-3 следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Статьей 4 вышеназванного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст. 6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.
Согласно ст. 16 п.п. 11, 24 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов. Аналогична по содержанию и ст. 12 Устава городского округа г. Дзержинска Нижегородской области (т.е. именно на администрацию г. Дзержинска возложены обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов - в границах городского округа г. Дзержинска).
Кроме того, ст. 8 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998., ст. 7 Закона РФ "Об охране окружающей среды" N 7- ФЗ от 10.01.2002г., к вопросам местного значения городского округа также относится: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В целях решения вопросов местного значения органы городских округов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать, и исполнять бюджет городского округа и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. N131-Ф3.
Согласно ст.3 Закона РФ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем.
В соответствии со ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым обязать Администрацию г. Дзержинска организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления, складированных на территории городского округа г. Дзержинск в следующих указанных местах: с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом обстоятельств данного дела, считает необходимым установить ответчику срок для исполнения указанных действий в отношении места несанкционированного складирования отходов на "адрес" с составом твердый бытовой мусор и "данные изъяты" в срок до 01.09.2012г., поскольку "данные изъяты" относятся к 1-му классу опасности, а в отношении остальных мест - в срок до 01.11.2012 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 55, 56, 67, 198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области об обязании организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления складированных на территории городского округа г. Дзержинск - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления, складированных на территории городского округа г. Дзержинск в следующих местах: "адрес" - 20 мест несанкционированного складирования бытовых отходов, общим объемом отходов не менее 300 куб.м., на "адрес" - 40 мест несанкционированного складирования отходов, общим объемом отходов не менее 1300 куб.м., на "адрес" 2 места несанкционированного складирования отходов, общим объемом отходов не менее 35 куб.м., "адрес" - 6 мест несанкционированного складирования отходов, общим объемом отходов не менее 40 куб.м., в "адрес" - 2 места несанкционированного складирования отходов, общим объемом отходов не менее 8 куб.м. с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.
Установить Администрации г. Дзержинска Нижегородской области срок для выполнения указанных действий - в отношении места несанкционированного складирования отходов на "адрес" с составом твердый бытовой мусор и "данные изъяты" - до 01.09.2012г., а в отношении остальных мест - до 01.11.2012 г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: п/п О.Н. Юрова
Копия верна.
Судья: О.Н. Юрова
Секретарь: Ю.М. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.