Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09 августа 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,
с участием истца Рябова А.Н., представителя ответчика по доверенности Канахиной Ж.И.,
при секретаре Соколовой Ю.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябова А.Н. к ГКУЗ НО "Управление социальной защиты населения г. Дзержинска", Министерству социальной политики Нижегородской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права на меры социальной поддержки гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, понуждении выдачи удостоверения с указанием дозы облучения,
УСТАНОВИЛ:
Рябов А.Н. обратился в суд с иском к ГКУЗ НО "Управление социальной защиты населения г. Дзержинска", Министерству социальной политики Нижегородской области, МЧС России о признании за ним права на установленные Федеральным законом меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне с полученной суммарной (накопленной) дозой свыше 25 сЗв (бэр); обязании ГКУ НО "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" принять у него документы для оформления удостоверения единого образца для лиц, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, снять с них копии, заверить в установленном порядке и направить в Министерство социальной политики Нижегородской области для включения в реестр; обязании Министерства социальной политики Нижегородской области включить его в реестр учёта граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направить в МЧС России представление о выдаче удостоверения с приложением документов, необходимых для получения удостоверения единого образца для лиц, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне и получивших суммарную (накопленную) дозу свыше 25 сЗв (бэр); обязании МЧС России выдать ему удостоверение единого образца для лиц, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне и получивших суммарную (накопленную) дозу свыше 25 сЗв (бэр).
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с 30.10.1986 г. по 31.05.1988 г. он проходил срочную службу в войсковой части N, дислоцировавшейся в "адрес", что подтверждается архивной справкой "данные изъяты" N от 21.12.2011 г. "адрес" находится на границе Семипалатинского ядерного испытательного полигона, созданного по решению Совета министров СССР от 21.08.1947 г. За всё время существования за период с 1949 по 1989 гг. на полигоне было произведено не менее 456 ядерных испытаний, в ходе которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных заряда, в том числе - не менее 30 наземных ядерных взрыва и не менее 86 воздушных. Непосредственно за время прохождения им воинской службы в 1987-88 гг., в период после выхода СССР из одностороннего моратория по ограничению ядерных испытаний, на Семипалатинском полигоне было произведено 21 испытание с количеством взорванных ядерных боезарядов 36. Кроме испытаний собственно ядерного оружия, на Семипалатинском полигоне производились чудовищные по своим экологическим последствиям эксперименты над природой и людьми. Так, 15.01.1965г.в непосредственной близости от "адрес", был произведён первый экспериментальный взрыв "на выброс" термоядерного заряда мощностью 170 килотонн с целью создания искусственного озера. Уровень радиации в озере и сейчас превышает естественный радиационный фон в несколько сотен раз. Согласно Закона "адрес" от 18.12.1992 г. N 1787-ХП "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном испытательном полигоне" территория "адрес" отнесена к зоне чрезвычайного радиационного риска, т.е. является территорией, подвергшейся радиационному загрязнению с дозой воздействия на население свыше 100 бэр, и входящей в полосу максимального сейсмического воздействия.В подтверждение факта признания истца подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, уполномоченным государственным органом "адрес" - "данные изъяты" ему выдано удостоверение серия N от 22.02.2012 г., подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. "адрес" включён в Перечень "адрес", подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получили дозу облучения свыше 25 сЗв, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. N 356-р. 20.04.2012 г. в соответствие с Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, утверждённым приказом МСЧ России от 18.09.2009 г. N 540 (далее - Порядок) Рябов А.Н. обратился в ГКУ НО "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" с заявлением о выдаче соответствующего удостоверения с полученной дозой свыше 25 сЗв. 18.05.2012 г. ГКУ НО "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" направило ему письменный отказ в выдаче удостоверения за N, обосновав его тем, что время его пребывания на территории "адрес" во время воинской службы находится за пределами определенного Порядком временного интервала 1949-1963 гг. Истец считает данный отказ не обоснованным и незаконным по следующим мотивам. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда РФ от 04.12.2007 г. N 960-О-П, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населённом пункте, включенном в перечень населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, либо не в установленный федеральным законом период, с которым связывается предоставление льгот и компенсаций,вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) (определение Конституционного суда РФ от 14.12.1999 г. N 197-О).Также Конституционный суд РФ в Определении от 11.07.2006 г. N 404-О указал, что в системе действующего нормативно-правового регулирования вопроса получения социальной защиты гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не следует, что для получения права на установленные законодателем меры социальной поддержки необходимо было проживать (находиться) в населённых пунктах на территории РФ и за её пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, непосредственно на день проведения конкретного ядерного испытания 29.08.1949 г. В отказе ГКУ НО "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" также приводится ссылка на то, что отсутствуют документы, подтверждающие факт получения истцом дозы облучения свыше 25 сЗв.Однако указанные доводы также не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.Согласно разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ", при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в законную силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.Согласно ст. 13 Конвенции о правовой помощи правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерацией 04.08.1994 г. и вступившей в законную силу для Российской Федерации 10.12.1994 г., Государства - члены Содружества Независимых Государств, участники настоящей Конвенции (в том числе - Российская Федерация и "адрес") договорились о том, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории другой Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории другой Договаривающихся Сторон доказательственной силой официальных документов.Таким образом, удостоверение, выданное уполномоченным государственным органом в соответствие с Законом "адрес" от 18.12.1992 г. N1787-ХП, устанавливающее статус гражданина и классификацию территорий, пострадавших от многолетних ядерных взрывов, определяющий перечень компенсаций, льгот и мероприятий по социальному развитию территорий и скреплённое гербовой печатью данного органа, является официальным документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки.
В судебном заседании истец Рябов А.Н. заявленные исковые требования поддержал, пояснил, что никаких документов, подтверждающих получение им суммарной дозы радиационного облучения, у него не имеется. Удостоверение "адрес", подтверждающее право на льготы пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, было получено им по почте, для чего им в уполномоченный орган была направлена архивная справка, выданная "данные изъяты" о прохождении службы в войсковой части в период 1986-1989 г.г., которая дислоцировалась в "адрес", и копия паспорта. Ссылка ответчиков на то обстоятельство, что у него отсутствуют соответствующие медицинские документы о полученной дозе облучения, не могут быть приняты во внимание. В настоящий момент в РФ отсутствует нормативно-правовые документы, устанавливающие юридически значимую процедуру получения таких документов с указанием конкретных медицинских или иных учреждений, полномочных выдавать такого рода заключения. Соответственно, предоставление им подобной справки из любого медицинского учреждения также будет отвергнуто ответчиками. В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 04.03.2011 г. по делу N ГКИ10-1609 отсутствие органов, уполномоченных определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения норме Федерального закона, дающей право на получение установленных льгот и компенсаций, исходя из того, что обязанность возмещения вреда, причиненного гражданам в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, государство приняло на себя, на соответствующие государственные органы должна быть возлагаться процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная лицом суммарная (накопленная) доза облучения менее 5 сЗв (бэр). Именно ответчики должны предоставить доказательства (расчет) на основании утвержденного порядка, что, им, истцом, не получена доза свыше 5 сЗв от всех ядерных взрывов в юридически значимый период. Письменные пояснения ответчиков доказательствами по делу не являются.
Представитель ответчика ГКУЗ НО "Управление социальной защиты населения г. Дзержинска" по доверенности Канахина Ж.И. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, пояснила, что для признания истца пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдачи удостоверения необходимо наличие ряда условий: проживание в 1949-1963 годах в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством РФ; получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв. Отсутствие подтверждения какого-либо условия из вышеперечисленных лишает возможности предоставления соответствующих социальных гарантий. В соответствии с Перечнем "адрес" подвергся радиационному воздействию 29.08.1949 г. Население данного населенного пункта получила суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв. Однако документов, подтверждающих получение Рябовым А.Н. дозы облучения свыше 25 сЗв при прохождении воинской службы спустя 25 лет после проведения ядерных испытаний в 1962 г., вследствие которых данный населенный пункт подвергся радиационному воздействию, не представлено. Архивная справка, выданная истцу "данные изъяты", и удостоверение "адрес" не подтверждают факт получения истцом вышеуказанной дозы облучения.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области в лице "данные изъяты" - Носкова О.В. в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется поступивший от нее отзыв, в котором указано, что в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать. Согласно п. 4 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Приказом МЧС России от 18.09.2009 г. N 540, уполномоченными органами осуществляется принятие решения о включении граждан в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, создание комиссии для проверки документов, представленных гражданами в соответствии с Порядком, и подготовки решений о включении (отказе во включении) граждан в реестр и направление в МЧС России в месячный срок со дня приема от граждан заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений по форме согласно приложению N 2 к Порядку. В целях реализации данных положений Порядка министерством создана комиссия по рассмотрению заявлений граждан на выдачу удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Положение о которой утверждено приказом министерства от 11.01.2012 N 5.Решение комиссии о включении (отказе во включении) в указанный реестр доводится до сведения заявителя и "данные изъяты" по месту жительства заявителя в течение 5-ти рабочих дней с момента принятия решения. В министерство для рассмотрения комиссией документы Рябова А.Н. не поступали, решение об отказе во включении Рябова А.Н. в реестр и направлении в МЧС России представления на выдачу удостоверения не принималось, соответственно, права и законные интересы Рябова А.Н. министерством не нарушены. "адрес" Распоряжением Правительства РФ от15.03.1995 N 356-р включен в перечень населенных пунктов "адрес", подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 28.08.1949,население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв. Из материалов данного гражданского дела следует, что Рябов А.Н. не проживал в указанном населенном пункте в 1949-1963 годах, а проходил действительную срочную военную службу в нем в период с 30.10.1986 по 31.05.1988. Факт пребывания в указанной зоне без документального подтверждения получения истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) и свидетельствующего, в том числе, об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний, не является основанием для предоставления истцу мер социальной поддержки, направленных на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на полигоне. Каких-либо документов, в том числе медицинских, свидетельствующих о получении истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) за период его проживания в указанном населенном пункте, не представлено и в материалах дела не имеется, тогда как согласно Федеральному закону данное условие (получение дозы облучения более 5 сЗв (бэр)) является основополагающим вместе с фактом проживания в 1949 - 1963 годах в населенном пункте, включенном в соответствующий перечень. Истец, проходивший военную службу в "адрес" после проведения ядерного испытания 29.08.1949 г., от которого пострадал данный населенный пункт, мог получить дозу облучения и менее 5 сЗв (бэр). Однако необходимых документов для признания права на соответствующие меры социальной поддержки в части определения уровня полученной дозы облучения истцом не представлено, в силу чего, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель ответчика МЧС России по доверенности Смирнова О.П. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв посредством факсимильной связи, в котором указала, что определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (пункт 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634).Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) определен Правительством РФ указанной Методики и дальнейших (с целью уточнения полученных населением доз облучения) расчетов, выполненных специалистами "данные изъяты" в 1997 - 1998 годах по заказу МЧС России, действовавшего по поручениям Президента РФ (от 4 апреля 1997 года N 469) и Правительства РФ (от 9 апреля 1997 года N ВЧ4Т9-10884) в рамках научного договора по теме "Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 - 1963 годах, в дозах свыше 5 сантизиверт".Таким образом, для приобретении права на меры социальной поддержки, установленных для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, необходимо не просто проживание в населенном пункте, включенном в соответствующий перечень, а получение лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) в период его проживания в этом населенных пунктах. Перечень населенных пунктов "адрес", подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р (действовавшим в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 N 156-р).Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 и 07.08.1962. "адрес" включен в Перечень населенных пунктов "адрес", подвергшихся радиационном воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 г., население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).Вместе с тем, в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 07.08.1962 г., население которых получили сверхнормативную дозу облучения, данный поселок не включен.Истец на период ядерного испытания 29.08.1949 г. в "адрес" не проживал, доказательства получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в суд не представил. По данным проведенных научных исследований, отраженных в соответствующем отчете "данные изъяты" дозы облучения населения во всех населенных пунктах, пострадавших от взрыва 29.08.1949 г., уже спустя шесть месяцев после взрыва не превышали значения 5 сЗв.Доводы истца о том, что согласно ст. 13 Конвенции удостоверение пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выданное на территории "адрес", является основанием для назначения социальных льгот РФ, не основаны на законе.
Представители ответчиков Министерства социальной политики Нижегородской области и МЧС России просят суд рассмотреть дело в их отсутствие, что суд считает возможным.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Закон), в соответствии с которой, гарантии социальной поддержки устанавливаются гражданам, которые в 1949 - 1963 годах проживали в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
В силу ст. 5 Закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется Правительством РФ.
Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 634 от 15 ноября 2004 года установлено, что отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Закона, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 2).
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв, осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам (п. 4).
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Методическими указаниями (МУ), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 г. N 5, определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.
Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Законом льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Перечень населенных пунктов "адрес", подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 N 356-р (действующему в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 156-р).
Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г.
Из приведенных норм видно, что федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). При этом в силу правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в определениях от 11 июля 2006 г. N 404-О и от 4 декабря 2007 г. N 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр); меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Из вышеизложенного следует, что проживание граждан в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.), само по себе не является подтверждением того, что ими была получена доза облучения более 5 сЗв (бэр). Основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), что требует соответствующего документального подтверждения.
"адрес" включен в Перечень населенных пунктов "адрес", подвергшихся радиационном воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г., население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Вместе с тем, в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 7 августа 1962 г., население которых получили сверхнормативную дозу облучения, данный поселок не включен.
Как следует из материалов дела, Рябов А.Н. находился на территории "адрес" во время прохождения военной службы в период 1986-1989 годов, а не в период 1949-1963 годов, при том, что никаких допустимых доказательств получение им суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗв, а, как указал истец, даже более 25сЗв, не представлено.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Довод истца о том, что процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная им суммарная (накопленная) эффективная доза облучения составила менее 5 сЗв, должна быть возложена на соответствующие государственные органы, то есть ответчиков, является несостоятельным. В обоснование данного довода Рябов А.Н. сослался на решение Верховного Суда РФ по конкретному делу NГКИ10-1609 от 04.03.2011 г., которое не может быть применено при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, Рябовым А.Н. неверно истолковано данное решение в указанной им части, поскольку из него следует, что заявитель по этому делу полагал, что в силу закона необходимости дополнительного подтверждения в особом порядке дозы облучения, превышающей 5 сЗв (бэр), всеми гражданами, проживавшими в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, включенных в Перечень как населенные пункты, население которых получило дозу облучения более 5 сЗв (бэр), не требуется. Однако, Верховный Суд РФ не согласился с таким утверждением, поскольку, основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), а не проживание в период 1949 - 1963 годов в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию. При этом Верховный Суд РФ указал, что на соответствующие государственные органы должна возлагаться процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная лицом суммарная (накопленная) эффективная доза облучения менее 5 сЗв (бэр).
Рябовым А.Н. суду не представлено никаких доказательств тому, что полученная им суммарная (накопленная) эффективная доза облучения составила более 5 сЗв, в связи с чем в соответствии со ст. 56 ГПК РФ в данном случае у ответчиков, не согласных с заявленными исковыми требованиями, и не возникла обязанность опровергнуть данные доказательства.
Довод Рябова А.Н. о том, что удостоверение гражданина, пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выданное ему уполномоченным государственным органом 22.02.2012 г. в соответствии с Законом "адрес" от 18.12.1992 г. N 1787-Х11 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном испытательном полигоне", является официальным документом, подтверждающим его право на меры социальной поддержки, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Так, в удостоверении, выданном Рябову А.Н., указано, что удостоверение бессрочно и действительно на всей территории "адрес".
Истец являлся и является гражданином Российской Федерации.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и "адрес" о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения норм права иностранного государства - "адрес" на территории Российской Федерации.
Предоставление в Российской Федерации мер социальной поддержки, предусмотренных Законом возможно только в соответствии с международным договором, заключенным между РФ и "адрес" о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, какового в настоящее время не имеется.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 67, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Рябову А.Н. в удовлетворении исковых требований ГКУЗ НО "Управление социальной защиты населения г. Дзержинска", Министерству социальной политики Нижегородской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права на меры социальной поддержки гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, понуждении выдачи удостоверения с указанием дозы облучения - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: п/п О.Н. Юрова
Копя верна.
Судья: О.Н. Юрова
Секретарь: Ю.М. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.