Решение Московского районного суда г. Нижний Новгород от 17 апреля 2012 г.
(Извлечение)
судья Московского районного суда г.Нижнего Новгорода Лопатина И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Кондратьевой В.Д., * года рождения, уроженца г.В*, проживающего по адресу: г.Н.Новгород, ул. М.*, д.* кв.*, работающей ТСЖ N * по ст. 20.4 ч.1, КоАП РФ,
По жалобе Кондратьевой В.Д. на постановление государственного инспектора Московского района г.Н.Новгорода по пожарному надзору от 24 февраля 2012г. N *,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Московского района г. Н.Новгорода по пожарному надзору от 24 февраля 2012г. N * Кондратьева В.Д. привлечена к административной ответственности по ч.1, ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения за нарушение требований нормативных документов в области пожарной безопасности в доме * по ул. М* г.Н.Новгорода.
Кондратьева В.Д. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, где просит его отменить как незаконное и отменить предписание N*, мотивируя тем, что приказом председателя ТСЖ N * N *от 01.07.2011г., ответственным за противопожарное состояние жилого дома N * по ул. М* г.Н.Новгорода, был назначен Кондратьев С.Б., который прошел соответствующее обучение и имеет удостоверение N * от 30.06.2011г., в связи с чем, она не является лицом, ответственным за противопожарное состояние дома. При этом в постановлении N * от 24.02.2012г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности в п.1 указано, что имеются нарушения, поскольку на окнах квартир 1-го и 2-го этажей установлены глухие решётки. Считает, что установленные нарушения возникли в результате ненадлежащего содержания имущества собственниками жилых помещений. Ею, как председателем ТСЖ N *, собственникам жилых помещений были направлены уведомления об устранении нарушений пожарной безопасности и предупреждение о индивидуальной ответственности. В постановлении N * от 24.02.2012г. указаны нарушения:
-Деревянная обрешетка мансардного покрытия здания не подвергнута огнезащитной обработке.
-ограждающие конструкции лифтов шахт и помещений машинных отделений лифтов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа.
Вышеуказанные нарушения были допущены при проектировании и сдаче дома в 2000 году, однако до этого никаких вопросов не возникало.
Кондратьевой В.Д. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. Отводов не заявлено.
Защитник Варенова А.В. поддержала доводы жалобы.
Представитель административного органа государственный инспектор по пожарному надзору ГПН по Московскому району Емелюков А.С. в судебное заседание не явился.
Выслушав лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, Кондратьеву В.Д., представителя Варенову А.В., исследовав письменные документы, судья находит следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Исходя из ст. ст. 20, 38 этого Закона, нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Данный закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 4 упомянутого Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Как видно из материалов дела, распоряжением Управления надзорной деятельности ГПН по Московскому районе г.Н.Новгорода N* от 14.02.2012 г. было принято решение о проведении плановой выездной проверки деятельности юридического лица Товарищества собственников жилья N*(ТСЖ N *) (л.д.5).
По результатам проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в количестве 11 пунктов, в том числе:
1) На окнах квартир 1-го и 2-го этажей установлены "глухие" решетки. ППБ 01-03 п.40.
2) Деревянная обрешетка мансардного покрытия здания не подвергнута огнезащитной обработке. МДС 21-1.98 Пособие к СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" п. 10.1
3) Ограждающие конструкции лифтовых шахт и помещений машинных отделений лифтов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа. ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п. 7.22*.
Усмотрев в действиях Кондратьевой В.Д. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного в частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственный инспектор Московского района г. Н.Новгорода по пожарному надзору Емелюков А.С. составил протокол об административном правонарушении N 142 от 24.02.2012 года в отношении должностного лица председателя ТСЖ Кондратьевой В.Д.
По результатам рассмотрения дела постановлением государственного инспектора Московского района г. Н.Новгорода по пожарному надзору Емелюкова А.С. от 24 февраля 2012 года Кондратьева В.Д. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Однако судья не может согласиться с выводами государственного инспектора о наличии в действиях председателя ТСЖ состава административного правонарушения.
Нарушения, изложенные в п. п. 2 и 3 Постановления не могут быть признаны законными, поскольку суду представлены проект жилого дома и проектная документация на конструкции шахт лифтов по адресу: г.Н.Новгород, ул. М.Казакова, д.18А, которые были утверждены в 1995 году и согласованы для производства работ. Дом был принят в эксплуатацию в 2000 году, что подтверждает факт согласования выполненных работ с пожарным надзором. Следовательно, на спроектированный в 1995 году жилой дом не могут распространяться требования СНиП 21-01-97 и ППБ 01-03, принятые в 1997 году.
Данные выводы базируются и на Письме МЧС РФ от 02.06.2011 N 19-3-1-2086 "О применении ПТЭЭП, ПЭУ, СНиП", в котором разъясняется, что при рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются.
Кроме того, суду представлен акт выполненных работ от июня 2000 году, которым подтверждается, что перед приемкой дома по ул. М*, д.*(строительный адрес жилого дома N *) в эксплуатацию проводилась огнезащита деревянных конструкций кровли дома.
Суд также не находит оснований и для привлечения председателя ТСЖ к ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ по п.1 постановления, то есть за установление собственниками квартир на окнах квартир 1 и 2 этажей "глухих" решеток.
В соответствии частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В п.2.1 Устава ТСЖ N 6а указано, что Товарищество собственников жилья создается для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения общим имуществом.
В разделе 10 Устава указано, что председатель обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества.
Таким образом, Кондратьева В.Д., являясь председателем ТСЖ N 6а в силу закрепленных вышеуказанным уставом полномочий, выступает должностным лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью ТСЖ N 6а и не может нести ответственность за не соблюдение правил пожарной безопасности собственником либо нанимателем квартиры в пределах занимаемой им жилой площади.
Таким образом, постановление государственного инспектора является незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, ст. 24.5 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора ОГПН по Московскому району г.Н.Новгорода Емелюкова А. С. от 24 февраля 2012 года в отношении должностного лица Кондратьевой В. Д. в совершении административного правонарушения по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ отменить; Производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.