Решение Добринского районного суда Липецкой области от 12 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи
Грищенко С.А.
при секретаре
Пахомцевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Добринского района Липецкой области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации об оспаривании к администрации сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области об оспаривании бездействии, связанного с неосуществлением мер по противодействию коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Добринского района Липецкой области обратился с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации об оспаривании к администрации сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области об оспаривании бездействии, связанного с неосуществлением мер по противодействию коррупции, указывая на то, что прокуратурой Добринского района Липецкой области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления. Администрацией сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области не разработаны нормативные правовые акты в сфере рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных актов, незаконных решений и действий указанных органов; внесения соответствующих изменений в действующие правовые акты, регулирующие порядок представления сведений о доходах лицами, замещающими должности муниципальной службы. Действующие муниципальные правовые акты в области противодействия коррупции не охватывают полностью данную сферу правоотношений, что является коррупциогенным фактором. Непринятие мер по нормативному правовому регулированию антикоррупционной деятельности на территории сельского поселения, делает невозможным исполнение требований Федерального закона " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ и нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования, поскольку делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства и местного самоуправления в сфере борьбы с коррупцией, препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. Просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по противодействию коррупции на территории поселения. Обязать администрацию сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области в месячный срок разработать нормативные правовые акты в целях реализации положений Федерального закона " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, внести изменения в действующие нормативные правовые акты и представить их для рассмотрения на ближайшей сессии сельского Совета депутатов.
В судебном заседании заместитель прокурора Добринского района ФИО4 заявление уточнил, поддержал и просил признать бездействие администрации сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по противодействию коррупции в сельском поселении, выразившееся в непринятии мер по нормативному правовому регулированию антикоррупционной деятельности на территории сельского поселения незаконным.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился. О дне рассмотрении дела извещены своевременно, надлежащим образом. В заявлении просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствии.
Выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Добринского района Липецкой области подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.( ст. 3 ФЗ " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ)
Профилактика коррупции осуществляется в том числе, путем применения следующих основных мер:
-рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
-установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
-(см. текст в предыдущей редакции)
внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении(ст. 6 ФЗ " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ)
Частью 9 ст. 8 ФЗ " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ устанавливается ответственность муниципальных служащих за не предоставление сведений о доходах.
В соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Как следует из положений ст. 2 ФЗ " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, правовую основу противодействия коррупции составляют и муниципальные правовые акты.
Согласно п.п. 2,3 ч. 1 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что администрацией сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области не разработаны муниципальные правовые акты по профилактике коррупции в указанной выше области правоотношений, не внесены изменения в действующие муниципальные правовые акты в соответствии с действующим федеральным законодательством в сфере противодействия и профилактики коррупции, что подтверждается справкой о результатах проверки заместителя прокурора Добринского района от ДД.ММ.ГГГГ. Обоснованность и справедливость которой подтверждается в том числе и подписью главы администрации сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области. Замечаний, заявлений не поступило.
В свою очередь, в соответствии с положениями ст. 2 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02.03.2007г. муниципальная служба это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Основные положения о прохождении муниципальной службы закреплены в том числе и в ст. 39 Устава сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области РФ.
Глава 6 настоящего Устава регулирует вопросы, связанные системой, с порядком принятия, подготовки и вступления в силу муниципальных правовых актов сельского поселения.
В тоже время Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" утверждена "Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", которая применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, где в п. 3 указывается, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является и отсутствие или неполнота административных процедур ? отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Отсутствие у заинтересованного лица административных правовых процедур( правового регулирования) в области регламентации указанных выше мер по профилактике коррупции, с учетом положений Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" является коррупциогенным фактором и не содействует противодействию коррупции.
Бездействие администрации сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области РФ и не устранение выявленных нарушений, при отсутствии порядка совершения органам местного самоуправления и их должностными лицами определенных действий в указанной выше области правоотношений по противодействию коррупции может привести к коррупционным рискам, ведущим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, и нарушению прав свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, и в том числе муниципального образования.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку проверка проводилась согласно справке ДД.ММ.ГГГГ, то трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, соблюден.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Добринского района Липецкой области законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области, выразившееся в неосуществлении мер по противодействию коррупции в сельском поселении, связанное с непринятием мер по правовому регулированию антикоррупционной деятельности на территории сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течение месяца.
судья: С.А. Грищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.