Решение Елецкого районного суда Липецкой области от 07 июня 2012 г.
(Извлечение)
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи: Баранова С.В.,
при секретаре: Поляковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Измалково Липецкой области гражданское дело по заявлению прокурора "адрес" о признании недействительными торгов N- N, муниципального контракта и договора купли-продажи, заключенных по результатам согласования с Управлением контроля в сфере размещения государственных заказов "адрес", а также применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор "адрес" района обратился в суд с заявлением о признании недействительными торгов N- N, муниципального контракта и договора купли-продажи, заключенных по результатам согласования с Управлением контроля в сфере размещения государственных заказов "адрес", а также применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для муниципальных нужд в деятельности администрации "адрес" было установлено, что уполномоченным органом администрацией "адрес" муниципального района "адрес" в лице муниципального заказчика отдела опеки и попечительства администрации "адрес" проводились два открытых аукциона в электронной форме по приобретению жилья для детей-сирот. Согласно протоколам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме данные аукциона были признаны несостоявшимися, так как не подано ни одной заявки. По результатам рассмотрения согласования возможности размещения заказа (уведомление Управления контроля в сфере размещения государственных заказов "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ) у единственного поставщика Бачурина ФИО10. был заключен муниципальный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ и соответствующий с ним договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Договор заключался между Бачуриными ФИО11. и ФИО12 с одной стороны и Гурьевой ФИО13 по доверенности от имени администрации "адрес", с другой стороны. Указанная квартира принадлежала на праве собственности продавцам по 1/2 доли каждому. На основании договора вышеуказанная квартира приобретена в собственность администрации "адрес" за "данные изъяты" рублей. Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком только в случаях, предусмотренных ст.55 ФЗ от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и данный список оснований является исчерпывающим. Открытый аукцион в электронной форме N был признан не состоявшимся ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.1 ст.41.8 Закона. После этого муниципальным заказчиком было направлено сообщение о выборе единственного поставщика Бачурина ФИО14. на имя начальника управления контроля в сфере размещения государственных заказов "адрес" без указания законодательно разрешенного основания признания лица единственным поставщиком. Законных оснований для признания единственным поставщиком Бачурина ФИО15 не имеется. Однако начальником управления контроля в сфере размещения государственных заказов "адрес" была согласована возможность размещения заказа у единственного поставщика (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N). По результатам указанного согласования и был заключен вышеуказанный договор купли-продажи квартиры. Кроме того, были нарушены положения ч.6 ст.41.1 Закона, определяющей, что при проведении открытого аукциона в электронной форме какие-либо переговоры заказчика с участником размещения заказа не допускаются в случае, если в результате таких переговоров создаются преимущественные условия для участия в открытом аукционе в электронной форме и (или) условия для разглашения конфиденциальных сведений, а именно велись переговоры по поводу продажи квартиры. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований. Согласно техническому заданию в документации об открытом аукционе в электронной форме жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, установленным действующим законодательством. В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ совместно с представителями администрации "адрес", а также с государственным инспектором по пожарному надзору и специалистом-экспертом управления Роспотребнадзора по "адрес" было обследовано приобретенное жилое помещение и установлено то обстоятельство, что данное жилое помещение не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, а также не отвечает требованиям законодательства о пожарной безопасности. Следовательно, договор купли-продажи заключен быть не мог, и заявка подлежала возврату. Вышеперечисленные нарушения являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании помощник прокурора "адрес" Хмченко ФИО16 исковые требования поддержал, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, пояснил, что на основании ч.1 ст.40 Закона контракт может быть заключен с единственным поставщиком только в том случае, если аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, то есть в аукционе должен участвовать хотя бы один участник. Если аукцион не состоялся ввиду отсутствия заявок, то повторные аукционы должны проводиться до тех пор, пока не будет участника. В противном случае возможность заключении контракта с единственным поставщиком отсутствует вообще.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации "адрес" муниципального района Гурьева ФИО17. заявленные требования не признала и пояснила, что на основании решения суда администрация "адрес" муниципального района была обязана предоставить детям-сиротам (семье Багдановых) благоустроенное жилое помещение. Для приобретения жилья были выделены денежные средства. ДД.ММ.ГГГГ был объявлен аукцион в электронной форме о покупке жилого помещения. Указанный аукцион был признан несостоявшимся в связи с тем, что не поступило ни одной заявки. ДД.ММ.ГГГГ был проведен второй аукцион, который был также признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. Семья Богдановых самостоятельно нашла квартиру, расположенную по адресу: "адрес" предложила купить указанную квартиру для предоставления им по договору социального найма. Ею - Гурьевой ФИО18. проводились переговоры с продавцами. Продавцы установили продажную цену в "данные изъяты" рублей, которая не превышала цену, установленную при проведении аукциона. Других вариантов покупки квартиры не было, и она обратилась в управление контроля по закупкам о возможности согласования покупки квартиры у Бачуриных. ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о согласовании, и ДД.ММ.ГГГГ была приобретена квартира. Она полагает, что действующее законодательство допускает возможность приобретения квартиры у единственного поставщика, когда аукцион признается несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. Цена квартиры в "данные изъяты" рублей соответствует объявленной при проведении аукциона цене. Квартира находится в пригодном для проживания состоянии, более того, в очень хорошем состоянии. При проведении обследования квартиры с участием специалистов, на которых указывает прокурор, при ней представитель прокуратуры просил специалистов найти хоть какое-нибудь нарушение и отразить в акте проверки. Таким образом, прокуратура любой ценой хочет расторгнуть указанный договор по каким-то неизвестным причинам.
Бачурина ФИО19 судебном заседании пояснила, что они с супругом имели намерения продать принадлежащую им квартиру, расположенную по адресу: "адрес". Они не знали о проведении аукциона в электронной форме и не имеют достаточных навыков, чтобы участвовать в подобных аукционах. К ней пришли Богдановы и поинтересовались квартирой. После осмотра квартиры они остались довольны и предложили органу опеки и попечительства купить данную квартиру. Орган опеки попечительства осмотрел квартиру и между ними была достигнута договоренность о продажной цене в "данные изъяты" рублей. Она представила необходимые документы органу опеки и попечительства, который должен был согласовать возможность приобретения квартиры с контролирующим органом. После получения согласования был оформлен договор купли-продажи.
Бачурин ФИО20. поддержал пояснения Бачуриной ФИО21.
Представитель управления контроля в сфере размещения государственных заказов "адрес" по доверенности Десятников ФИО22 возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что прокуратурой "адрес" неверно толкуются нормы ФЗ от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Так согласно п.11 ч.2 ст.55 указанного закона размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен в соответствии с частью 1 статьи 40 настоящего Федерального закона. Ч.1 ст.40 Закона наделяет правом заказчика направить документы в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган для согласования решения о размещении заказа у единственного поставщика. В настоящем случае, коль скоро не было подано ни одной заявки на участие в аукционе, и открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся, то возможно заключить контракт с единственным поставщиком. Уполномоченным на согласование заключения подобных контрактов органом в "адрес" является управление контроля в сфере размещения государственных заказов "адрес". ДД.ММ.ГГГГ из отдела опеки и попечительства администрации "адрес" в управление поступили документы, касающиеся проведения открытого конкурса в электронной форме и заявление о возможности согласования заключения муниципального контракта на покупку жилья, с приложенным пакетом документов по квартире. Управлением контроля были изучены документы, и, поскольку не было выявлено никаких нарушений, ДД.ММ.ГГГГ дано согласование возможности заключения вышеуказанного муниципального контракта. Толкование действующего законодательства прокурором "адрес" может привести к тому, что заказчик будет лишен возможности заключения контракта с единственным поставщиком. В практике управления существует множество случаев, когда возможность заключения контрактов с единственным поставщиком согласовывается при аналогичных обстоятельствах.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям.
Из Распоряжения главы администрации "адрес" муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что необходимо провести открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на покупку жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработать и утвердить документацию об аукционе в соответствии с требованиями законодательства. Разместить на официальном сайте информацию о проведении открытого аукциона в электронной форме.
ДД.ММ.ГГГГ в сети интернет было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме. Максимальная цена контракта определена в "данные изъяты" рублей. Определены сроки подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ. Дата окончания срока рассмотрения заявок - ДД.ММ.ГГГГ и дата проведения открытого аукциона - ДД.ММ.ГГГГ.
Была разработана и утверждена документация об открытом аукционе.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что не подано ни одной заявки.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации "адрес" вновь вынесено распоряжение о проведении открытого аукциона.
ДД.ММ.ГГГГ опубликовано аналогичное извещение о проведении открытого аукциона. Максимальная цена контракта также определена в "данные изъяты" рублей. Определены сроки подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ. Дата окончания срока рассмотрения заявок - ДД.ММ.ГГГГ и дата проведения открытого аукциона - ДД.ММ.ГГГГ.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что не подано ни одной заявки.
ДД.ММ.ГГГГ Бачурин ФИО23. дал свое согласие на заключение муниципального контракта - продажу квартиры, расположенной по адресу: "адрес", "адрес" за "данные изъяты" рублей.
ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела опеки о попечительства обратилась с письменным заявлением к начальнику управления контроля в сфере размещения государственных заказов "адрес", в котором просила согласовать заключение муниципального контракта на покупку жилья у единственного поставщика. К заявлению приложен пакет документов о проведении аукциона и касающихся приобретаемой квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ управлением контроля в сфере размещения государственных заказов "адрес" дано согласование возможности заключения вышеуказанного муниципального контракта за "данные изъяты" рублей.
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи квартиры между Бачуриными и администрацией "адрес".
В силу ст.55 ФЗ от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если: конкурс или аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен в соответствии с частью 1 статьи 31, частью 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных частью 15 статьи 41.11 и частью 14 статьи 41.12 настоящего Федерального закона П.11 ч.2).
Согласно ч.21 ст.41.8 Закона в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подана только одна заявка или не подана ни одна заявка, открытый аукцион в электронной форме признается несостоявшимся.
Ч.22 данной статьи определяет, что в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подана только одна заявка, оператор электронной площадки в срок, установленный частью 17 настоящей статьи, направляет обе части заявки заказчику, в уполномоченный орган. В этом случае требования части 8 статьи 41.2 настоящего Федерального закона не применяются. Заявка рассматривается в порядке, установленном статьями 41.9 и 41.11 настоящего Федерального закона. В случае, если заявка соответствует требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, заказчик в течение четырех дней со дня принятия решения о соответствии заявки требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе, направляет оператору электронной площадки проект контракта, прилагаемый к документации об открытом аукционе, без подписи заказчика. Заключение контракта с участником размещения заказа, подавшим единственную заявку на участие в открытом аукционе, осуществляется в соответствии с частями 3 - 8, 11, 12, 17 - 19 статьи 41.12 настоящего Федерального закона. При этом контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, или по цене контракта, согласованной с подавшим заявку участником размещения заказа и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола открытого аукциона в электронной форме о признании открытого аукциона несостоявшимся. Участник размещения заказа, подавший заявку, не вправе отказаться от заключения контракта.
Согласно ч.1 ст.40 Закона в случаях, если аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе либо который признан единственным участником аукциона (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федеральных бюджетных учреждений), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, цена такого контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого аукциона. В случае, если аукцион признан не состоявшимся в соответствии с частью 2 статьи 38 настоящего Федерального закона и контракт заключается с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), такой контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, и цена такого контракта не должна превышать наиболее низкую цену контракта, предложенную при проведении аукциона. Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. При этом срок указанного согласования должен быть не более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Из толкования приведенных норм следует, что в случае, если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подана ни одна заявка, открытый аукцион признается несостоявшимся. В случаях, указанных в ч.21 ст.41.8, подлежит применению норма ч.7 ст.41.9 Закона.
В случае, если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, то применяются процедуры, предусмотренные в ч.22 комментируемой статьи, а в случае, если не подана ни одна заявка, то в силу прямого указания в ч.7 ст.41.1 комментируемого Закона применяются процедуры, предусмотренные в ч.1 и 2 ст.40 данного Закона.
Таким образом, заказчик имел право на заключение контракта с единственным поставщиком, так как аукцион не состоялся в связи с отсутствием заявок.
Позицию прокурора "адрес" в той части, что заказчику следовало проводить аукцион до тех пор, пока была бы подана хотя бы одна заявка (в том числе не соответствующая требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме или участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе) суд находит ошибочной и построенной на неверном толковании действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования по основаниям нарушений при выборе единственного поставщика и, соответственно, заключения договора купли-продажи квартиры, удовлетворению не подлежат.
Также суд не находит оснований для удовлетворения требований по тем основаниям, что при проведении аукциона были допущены нарушения ч.6 ст.41.1 Закона, а именно переговоры осуществляемые между продавцами квартиры с заказчиком поставили продавца в преимущественные условия.
Ч.6 ст. 41.1 Закона устанавливает, что при проведении открытого аукциона в электронной форме какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки с участником размещения заказа не допускаются в случае, если в результате таких переговоров создаются преимущественные условия для участия в открытом аукционе в электронной форме и (или) условия для разглашения конфиденциальных сведений. В случае нарушения указанного положения открытый аукцион может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанная норма запрещает осуществление каких-либо переговоров при проведении открытого аукциона, то есть с участниками аукциона.
Продавцы квартиры Бачурины не являлись участниками аукциона.
Кроме того, при определении единственного поставщика (в том случае, если аукцион признан несостоявшимся), заказчик напротив должен вести переговоры с поставщиком по вопросам, касающимся заключения договора, в том числе и о продажной цене. Кроме того, заказчик обязан осмотреть недвижимое имущество с целью определения его пригодности для использования по назначению.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования не могут быть удовлетворены по указанному основанию.
Также суд не находит законных оснований для удовлетворения требований прокурора по тем основаниям, что приобретенное жилье непригодно для проживания.
В судебном заседании установлено, что работниками прокуратуры совместно с представителями администрации "адрес", а также с государственным инспектором по пожарному надзору и специалистом-экспертом управления Роспотребнадзора по "адрес" было обследовано приобретенное жилое помещение.
Из сообщения, направленного государственным инспектором "адрес" по пожарному надзору прокурору "адрес", следует, что в ходе проведения проверки "адрес" в "адрес" выявлены следующие нарушения: не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения; в квартире осуществляется эксплуатация электрооборудования в нарушение нормативных документов по электроэнергетике; в комнатах квартиры эксплуатируются светильники со снятыми колпаками; дымовая труба не побелена; квартира не обеспечена первичными средствами пожаротушения.
Допрошенный в судебном заседании государственный инспектор "адрес" по пожарному надзору Богданов ФИО24. пояснил, что вышеуказанные нарушения легко устранимы. Так, деревянные конструкции чердака можно обработать путем нанесения (кисточкой или иным способом) специального раствора на деревянную поверхность. По следующему пункту следует замерить сопротивление электрооборудования и иметь соответствующий документ. На лампочки следует одеть колпаки, которые должны находится в подвешенном состоянии, то есть они не должны висеть на проводе. Дымовую трубу следует побелить и в квартире должны находиться огнетушители. Кроме того, новые правила предусматривают, что в квартире должна находиться емкость, заполненная водой для пожаротушения. Объем воды определяется в зависимости от размера квартиры.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности являются незначительными и легкоустранимыми. В настоящее время квартира не передана нанимателям и, соответственно, ни чьи права не нарушены. Собственник квартиры вправе устранить указанные нарушения до передачи квартиры нанимателям. Кроме того, покупатель не вправе требовать у продавца повесить в квартире светильники, закупить средства пожаротушения, предоставить документ, подтверждающий поверку сопротивления в сети.
Ссылку прокурора "адрес" на то, что квартира не может использоваться по назначению в связи с тем, что в санузле отсутствует вытяжное отверстие канала для постоянной вентиляции, суд также находит несостоятельной.
Из сообщения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора следует, что в санузле имеется форточка.
Согласно п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.
Устройство вентиляционной системы должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую.
Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов с жилыми комнатами.
Таким образом, приведенная норма допускает эксплуатацию санузла при наличии форточки.
Таким образом, суд, рассмотрев дело по представленным сторонами доказательствам, не находит законных основания для удовлетворения требований прокурора "адрес".
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору "адрес" в удовлетворении заявления о признании недействительными торгов N- N, муниципального контракта и договора купли-продажи, заключенных по результатам согласования с Управлением контроля в сфере размещения государственных заказов "адрес", а также применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Елецкий районный суд.
Председательствующий С.В.Баранов
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.