Решение Задонского районного суда Липецкой области от 29 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Дуванова В.И., при секретаре Косиновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КХ "Речное" об устранении нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к КХ "Речное" об устранении нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха, указывая, что в процессе хозяйственной деятельности КХ "Речное" эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: 17 ед. тракторов, 8 ед. автомобильной техники, 12 ед. зерноуборочной техники, 16 ед. зерноскладов, 2 ед.модулей и др. В нарушение требований Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" КХ "Речное" при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области вынесено постановление N 992 от 28 ноября 2011 года о назначении административного наказания главе КХ "Речное" Коротких В.И. по ст. 8.1 КоАП РФ. Таким образом, КХ "Речное" осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства. В связи с этим, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Хлевенского района Липецкой области, т.к. отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. На основании изложенного истец просит обязать КХ "Речное" провести инвентаризацию выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате хозяйственной деятельности данного хозяйства по адресу: "адрес".
В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, до судебного заседания от и.о. природоохранного прокурора поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры.
Глава КХ "Речное" Коротких В.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные истцом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 "Общие положения").
Судом установлено, что 15.11.2011 в ходе проведения проверки деятельности КХ "Речное" при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в нарушение указанных требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ.
Постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области вынесено постановление N 992 от 28.11.2011 г. главе КХ "Речное" ФИО2 было назначено наказание по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Оценивая, исследованные в судебном заседании доказательства, суд соглашается с доводами истца о том, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории "адрес", т.к. отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в связи с чем, исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст.103 ч.1 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать КХ "Речное" устранить нарушения природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха посредством проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате хозяйственной деятельности КХ "Речное", расположенного по адресу: "адрес".
Взыскать с КХ "Речное" государственную пошлину в местный бюджет в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Дуванов В.И.
Решение в окончательной форме принято 5 марта 2012 года
Судья Дуванов В.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.