Решение Задонского районного суда Липецкой области от 20 марта 2012 г.
(Извлечение)
Задонский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Панова В. В.
при секретаре Пендюриной Т.Ю.
с участием прокурора Бредихина Ю.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет, Хлевенского района, Липецкой области о признании незаконным бездействия, связанного с неисполнением требований законодательства о пожарной безопасности и противодействия терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет Хлевенского района Липецкой области о признании незаконным бездействия, связанного с неисполнением требований законодательства о пожарной безопасности и противодействию терроризму, в котором просит: обязать ответчика в полном объеме устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействия терроризму, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния административного здания в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: 1) установить автоматическую пожарную сигнализацию в здании администрации; 2) распорядительным документом установить соответствующий противопожарный режим здания; 3) провести проверку огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; 4) над дверями эвакуационного выхода установить указатель "Выход", подключающегося к сети аварийного (эвакуационного) освещения; 5) дверь на пути эвакуации со второго этажа здания привести в соответствии с требованиями ППБ.
В обосновании иска указывается, что прокуратурой Хлевенского района, совместно с ОНД по Хлевенскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области, 10.02.2011 года была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности в здании администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет, по адресу: Липецкая область, Хлевенский район, с. Хлевное, ул. Ленинская, д. 3.
Результаты проведенной проверки показали, что требования названного законодательства в деятельности администрации сельского поселения соблюдаются ненадлежащим образом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности", обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 37 названного закона руководители организации, помимо прочего, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности", стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
В силу п. 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
Согласно п.14 НПБ-110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией представлен в обязательном приложении, в список которого входят здания общественного и административно-бытового назначения.
В нарушение названного выше пункта норм пожарной безопасности в здании администрации сельского поселения отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
В ходе проверки установлены и другие нарушения названного законодательства, а именно: в организации распорядительным документом не установлен соответствующий противопожарный режим здания (п. 15 Правил пожарной безопасности в РФ утв. Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 N 313 (далее ППБ 01-03); не произведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (ППБ 01-03 п.36); над дверями эвакуационного выхода не установлен указатель "Выход", подключенный к сети аварийного (эвакуационного) освещения (ППБ 01-03 п.51); дверь на пути эвакуации со второго этажа здания открывается не походу эвакуации (ППБ 01-03 п.52).
Выявленные нарушения противопожарных требований, по мнению заявителя могут привести к несвоевременной эвакуации людей и принятию мер по ликвидации очага возгорания, а также к многочисленным травмам и жертвам в случае совершения террористического акта. Кроме того, в связи с дислокацией в здании администрации сельского поселения территориальной избирательной комиссии, на период проведения выборов Президента РФ 04.03.2012 года, данные нарушения требуют незамедлительного их устранения.
10.02.2009 начальником ОВД по Хлевенскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области главе администрации сельского поселения уже выдавалось соответствующее предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Однако, не все отмеченные в предписании нарушения до настоящего времени устранены.
В судебном заседании зам. прокурора Хлевенского района, Липецкой области Бредихин Ю.Д. заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил суд установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений до 01.08. 2012 года.
Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет Липецкой области Пожидаев А.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Пояснив, что требования прокурора приняты к исполнению и будут устранены после утверждения сметы расходов на ближайшей сессии народных депутатов, по мере поступления денежных средств.
Данное признание иска в соответствии со ст. 39 ГПК РФ занесено в протокол судебного заседания, с разъяснением последствий признания иска.
Выслушав доводы сторон, их представителей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N35-ФЗ от 06.03. 2006 года "О противодействии терроризму", одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 37 Федерального закона N69-ФЗ от 21.12. 1994 "О пожарной безопасности", руководители организации, помимо прочего, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст.38 ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности", стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а так же злоупотребление правами в других формах не допускается.
В соответствии с ч.1ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27 и п.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01. 1992 года N2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушения приобрело особое общественное значение.
Как усматривается из материалов дела, заявление подано прокурором Хлевенского района Липецкой области в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения с. Хлевное, Хлевенского района, Липецкой области. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
Судом установлено, что на момент проверки от 10.02. 2012 года, прокуратурой Хлевенского района в деятельности администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет выявлены следующие нарушения: в здании администрации сельского поселения отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; в организации распорядительным документом не установлен соответствующий противопожарный режим здания (п. 15 Правил пожарной безопасности в РФ утв. Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 N 313 (далее ППБ 01-03); не произведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (ППБ 01-03 п.36); над дверями эвакуационного выхода не установлен указатель "Выход", подключенный к сети аварийного (эвакуационного) освещения (ППБ 01-03 п.51); дверь на пути эвакуации со второго этажа здания открывается не походу эвакуации (ППБ 01-03 п.52).
Указанные недостатки подтверждены представленными суду доказательствами, признаны представителем ответчика.
Суд считает, что данные нарушения требований противопожарной безопасности свидетельствуют об опасном нахождении неопределенного круга лиц в здании сельской администрации, создают угрозу реализации их конституционных прав на жизнь и здоровье.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска представителем ответчика Пожидаева А.В., поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В связи с признанием иска представителем ответчика и принятием его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах, в целях устранения выявленных нарушений, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика невыполненных обязанностей. Суд считает, что разумным сроком для их устранения является срок 01.08. 2012 года.
На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Хлевенского района Липецкой области (в интересах неопределенного круга лиц) к администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет Хлевенского района Липецкой области о признании незаконным бездействия, связанного с неисполнением требований законодательства о пожарной безопасности и противодействию терроризму, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Хлевенский сельсовет, Хлевенского района, Липецкой области в полном объеме устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействия терроризму. В срок до 01.08. 2012 года провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния административного здания в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: 1) установить автоматическую пожарную сигнализацию в здании администрации; 2) распорядительным документом установить соответствующий установить соответствующий противопожарный режим здания; 3) провести проверку огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; 4) над дверями эвакуационного выхода установить указатель "Выход", подключающегося к сети аварийного (эвакуационного) освещения; 5) дверь на пути эвакуации со второго этажа здания привести в соответствии с требованиями ППБ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд, через Задонский райсуд Липецкой области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.В. Панов
Мотивированное решение составлено 26 марта 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.