Решение Задонского районного суда Липецкой области от 04 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Задонский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Панова В.В.
при секретаре Пендюриной Т.Ю.
с участием прокурора Лариной О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО Сбербанк России в лице Задонского отделения N 3827 о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО Сбербанк России в лице Задонского отделения N3827 ОАО Сбербанка России об обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в дополнительный офис N3827/036 Задонского отделения N3827, расположенного по адресу: с. Хлевное, ул. Ленинская, д. 8 "а" путем оборудования специального пандуса с поручнями на лестничном марше входных узлов.
В обоснование иска указывается, что прокуратурой Хлевенского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов. В дополнительном офисе N3827/036 Задонского отделения N3827 ОАО Сбербанка России, расположенного по адресу: с. Хлевное, ул. Ленинская, д. 8 "а" осуществляется прием различного рода платежей (коммунальных, кредитных, за предоставление различного рода услуг).
Согласно положению о филиале Сбербанка России, данным зданием управляет Задонское отделение N3827 ОАО Сбербанка России. Данные помещения предназначены для удовлетворения потребностей населения в коммерческих и социальных услугах и, соответственно относятся к объектам социальной инфраструктуры Хлевенского муниципального района.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входов помещений содержатся в нормативном документе по строительству - СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп заселения". Согласно п.п. 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.
По результатам проведенной проверки были выявлены нарушения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку входные узлы указанных помещений не оборудованы специальным пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы (в том числе передвигающихся на креслах-колясках). Отсутствие на входных узлах офиса N3827/036 Задонского отделения N3827 ОАО Сбербанка России специальных пандусов и поручней для подъема инвалидов приводит к невозможности их доступа в указанные объекты социальной инфраструктуры.
В ходе судебного разбирательства представитель истца - ст. помощник прокурора Хлевенского района Липецкой области Ларина О.М. заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
При этом, в порядке ст. 39 ГПК РФ Ларина О.М. уменьшила размер иска, в соответствии с которым она просит суд обязать ОАО Сбербанк России в лице Задонского отделения N3827 ОАО Сбербанка России обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в дополнительный офис N3827/036 путем оборудования входа в здание дополнительного офиса N 3827/036 Задонского отделения N3827 ОАО Сбербанка России, расположенного по адресу: Липецкая область, Хлевенский район, с. Хлевное, ул. Ленинская, д. 8 "а" подъездным пандусом с поручнями.
Представитель третьего лица отдела архитектуры администрации Хлевенского муниципального района Винокурова Н.А. с исковыми требованиями согласна, суду пояснила, что вход в помещение дополнительного офиса N3827/036 должен быть оборудован пандусом в соответствии с требованиями СНиП.
Представитель третьего лица Хлевенского отдела социальной защиты населения Голубева Т.А. и представитель Хлевенского районного общества инвалидов Ефанов С.В. исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО Сбербанк России в лице Задонского отделения N3827 - по доверенности Дмитриев А.А., исковые требования не признал.
В обоснование возражений по иску указал, что дополнительный офис N3827/036 был построен в 1994 году, до введения в действие нормативных актов о защите прав инвалидов, вследствие чего их применение, недопустимо и они могут быть учтены только при проведении реконструкции дополнительного офиса. Дмитриев А.А. также считает, что прокурором не представлено доказательств (технического заключения) того, что установление пандусов и поручней на входных узлах помещений дополнительного офиса возможно без осуществления реконструкции самого здания дополнительного офиса. Финансирование мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры должны финансироваться на счет федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, то обязательства по устранению имеющихся недостатков, обнаруженных сотрудниками прокуратуры в дополнительном офисе N 3827/036 с. Хлевное, не могут быть возложены только на ОАО " Сбербанк России". В просительной части заявленных истцом требований не указано, какие действия в этой связи должен произвести ответчик для их исполнения, какое имущество необходимо демонтировать, переместить и т.д. В настоящее время банком разрабатывается проектно-сметная документация, которая требуется для проведения работ по реконструкции здания. Указанная документация, по мнению представителя ответчика содержит в себе все требования, предусмотренные действующим законодательством, в том числе по исполнению требований закона.
Выслушав доводы сторон и их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.
В соответствии со ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортном и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно п. 3.9 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание дополнительного офиса N036 Задонского отделения N3827 ОАО Сбербанка России.
Как следует из материалов дела, прокуратура Хлевенского района провела проверку дополнительного офиса N3827/036 на предмет соблюдения требований действующего законодательства по защите прав инвалидов.
При осмотре установлено, что входы в здание дополнительного офиса N3827/036 Задонского отделения N3827 Сбербанка России не оборудованы пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе, использующих кресла - коляски.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела (фототаблицей, техническим паспортом здания) признано сторонами, их представителями и не оспаривалось представителем ответчика.
Поскольку здание дополнительного офиса Сберегательного банка относится к объектам социальной инфраструктуры, суд считает, что к нему должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидам.
Поскольку здание дополнительного офиса N3827/036 не оборудовано пандусом с поручнями, что является нарушением требований СНиП 35-01-2001. В связи с чем нарушаются права инвалидов на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.
Доводы представителя ответчика Дмитриева А.А. в части невозможности применения СНиП 35-01-2001, так как пандусы не были включены в проект здания, являются несостоятельными и не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.
Указанный довод ответчика фактически сводится к тому, что отсутствие реконструкции старых зданий, используемых Сбербанком России, освобождает последнего от обязанностей исполнения действующего законодательства.
Между тем, согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004года и 25 апреля 2005года.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010годы", утвержденной постановлением Правительства РФ 29 декабря 2005года N832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011-2015годы, утвержденной постановлением Правительства РФ 17 марта 2011года N175.
Доводы ответчика о том, что здание, в котором расположен дополнительный офис N3827/036, было возведено до введения в действие норм, на которые сослался прокурор, в связи с чем эти нормы не должны быть применены при рассмотрении настоящего дела, суд считает также необоснованными. Поскольку, в соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При этом, суд исходит из того, что ответчиком не опровергнуто утверждение прокурора о том, что его требование об оборудовании входа в здание дополнительного офиса направлено на обеспечение минимальных потребностей инвалидов, как не представлено и доказательств отсутствия технической возможности оборудования входа в здание пандусами.
Доводы представителя ответчика Дмитриева А.А. о том, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, а банком осуществляются только дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельных категорий граждан, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Хлевенского района Липецкой области к Задонскому отделению N3827 Сбербанка России об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в государственный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей, от которой прокурор был освобожден при подаче иска.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Хлевенского района Липецкой области (в интересах неопределенного круга лиц) к ОАО Сбербанк России в лице Задонского отделения N 3827 о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, удовлетворить.
Обязать ОАО Сбербанк России в лице Задонского отделения N3827 обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в дополнительный офис N3827/036 Задонского отделения N3827 ОАО Сбербанка России, расположенного по адресу: Липецкая область, Хлевенский район, с. Хлевное, ул. Ленинская, д. 8 "а", путем оборудования входа в здание подъездным пандусом с поручнями.
Взыскать с ОАО Сбербанк России в лице Задонского отделения N3827 госпошлину в государственный бюджет в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд, через Задонский райсуд Липецкой области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.В. Панов
Мотивированное решение составлено 09 апреля 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.