Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 20 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Исаевой Л.В.,
при секретаре Штефанесе Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "данные изъяты"" об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями к ОАО "данные изъяты"" об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении планового мероприятия по контролю на промплощадке ОАО "данные изъяты" "данные изъяты" было выявлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие эксплуатирует зерноочистительный комплекс АЗС-20, сварочный аппарат, нефтебазу, открытую автостоянку, автотранспортные средства в количестве 3 единиц, тракторную технику в количестве 5 единиц, зерноуборочные комбайны в количестве 3 единиц и другую технику, являющимися источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При наличии указанных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу предприятие в нарушение требований действующего экологического законодательства Российской Федерации не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. По результатам проверки постановлением Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области юридическое лицо ОАО "данные изъяты" привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей. Неисполнение ОАО "данные изъяты"" требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга лиц, проживающих на территории "адрес". Отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния предприятия на атмосферу и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в связи с чем, просит в судебном порядке обязать ОАО "данные изъяты" провести инвентаризацию образующихся в результате хозяйственной деятельности выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебное заседание природоохранный прокурор по Липецкой области не явился. В адресованном суду заявлении, и.о. природоохранного прокурора Боровкова С.В. просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик - представитель ОАО "данные изъяты"" по доверенности Требунских Н.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и объяснила, что ДД.ММ.ГГГГ в результате проведения плановой проверки Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области в присутствии генерального директора ОАО "данные изъяты"" были выявлены нарушения природоохранного законодательства. Инвентаризация образующихся в результате хозяйственной деятельности выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятием не проводилась. По результатам проверки постановлением Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области юридическое лицо ОАО "данные изъяты"" привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей. В настоящее время принимаются меры по устранению допущенных нарушением, а именно ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры на разработку проекта ПДВ в атмосферу (без инструментальных замеров на ПГУ) и на оформление паспортов, свидетельств и исходных сведений на опасные отходы (без биотестирования).
Третье лицо - представитель Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился. В адресованном суду заявлении, начальник управления Русляков В.И. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, заявленные Липецким межрайонным природоохранным прокурором исковые требования об обязании ОАО "данные изъяты"" провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поддерживает в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области.
Выслушав представителя ответчика ЗАО "данные изъяты" по доверенности Требунских Н.В. и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Из преамбулы Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" следует, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ч.1 ст.22 вышеуказанного Федерального закона, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.30 вышеуказанного Федерального закона, юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с требованиями Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года N 14-01-333, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды" (в настоящее время, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее Ростехнадзор). Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (загрязняющих веществ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов.
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч., и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:
- изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;
- подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;
- кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха;
- анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;
- выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси;
- составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.
К основным источникам с организованным выбросом относятся:
- дымовые и вентиляционные трубы;
- вентиляционные шахты;
- аэрационные фонари;
- дефлекторы.
К неорганизованным источникам относятся:
- неплотности технологического оборудования (пропуски технологических газов через уплотнения перекачивающего оборудования и запорно-регулирующую арматуру, расположенную вне вентилируемых помещений), в том числе работающего при избыточном давлении;
- факельные установки и амбары для сжигания некондиционного углеводородного сырья;
- открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т. п.;
- взрывные работы;
- погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов;
- карьеры добычи полезных ископаемых, открытые участки их дробления и рассева на фракции;
- оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.).
Обоснованность заявленных Липецким межрайонным природоохранным прокурором требований подтверждается материалами дела, исследованными судом.
Так, из протокола об административном правонарушении Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении планового мероприятия по контролю на промплощадке ОАО "данные изъяты"" было установлено, что при наличии на предприятии действующих источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: зерноочистительный комплекс АЗС-20, сварочный аппарат, транспортные средства в количестве 3 единиц, тракторной техники в количестве 5 единиц, зерноуборочных комбайнов в количестве 3 единиц, нефтебазы, открытой автостоянки и другого оборудования инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена. В результате хозяйственной деятельности ОАО "данные изъяты" образуются отходы с I по IV класс опасности: масла моторные отработанные, масла автомобильные отработанные, масла дизельные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, покрышки отработанные, аккумуляторы свинцовые отработанные, кислота аккумуляторная серная отработанная и другие отходы. Однако, паспорта, подтверждающие класс опасности отходов для окружающей среды не составлены. ОАО "данные изъяты"", являясь субъектом хозяйственной деятельности, не проводит на объектах хозяйственной деятельности производственный экологический контроль и не представляет результаты производственного экологического контроля в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль. Производственный экологический контроль не осуществляется. ОАО "данные изъяты"" совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления эклогии и природных ресурсов Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ОАО "данные изъяты" "данные изъяты"" привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Из справки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО "данные изъяты"" в Управление Росприроднадзора по Липецкой области за установлением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и за получением разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2011 году не обращалось.
Из представленных представителем ответчика договоров N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО "данные изъяты"" заключены договоры на разработку проекта ПДВ в атмосферу (без инструментальных замеров на ПГУ) и на оформление паспортов, свидетельств и исходных сведений на опасные отходы (без биотестирования) после поступления искового заявления в суд.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о нарушении ОАО "данные изъяты"" природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, что ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории "адрес" "адрес".
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Принимая во внимание все обстоятельства по делу, суд принимает признание иска ответчиком, которое не нарушает права и законные интересы других лиц.
Исковые требования, заявленные Липецким межрайонным природоохранным прокурором к ОАО "данные изъяты"" об обязании провести инвентаризацию образующихся в результате хозяйственной деятельности выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух., подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Открытое акционерное общество "данные изъяты"" провести инвентаризацию образующихся в результате хозяйственной деятельности выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В.Исаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.