Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Огиенко В.В.
при секретаре Волынчиковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лебедянь гражданское дело по иску прокурора Лебедянского района Липецкой области в интересах Борцова А.А. к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебедянского района Липецкой области в интересах Борцова А.А., "данные изъяты" года рождения, обратился в суд с иском к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Требования мотивировал тем, что Борцов А.А. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 28.06.2011 года закончил обучение в ПУ "данные изъяты", жильём не обеспечен, проживает без регистрации по адресу: "адрес", нуждается в улучшении жилищных условий, в силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. С 24 июня 2004 года стоит в администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области на учете нуждающихся в получении жилых помещений, имеющих право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечен жилым помещение, поэтому просил обязать администрацию Лебедянского муниципального района Липецкой области предоставить Борцову А.А. благоустроенное жилое помещение.
Определением суда от 28.03.2012 года в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена администрация Липецкой области.
В судебном заседании помощник прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиева А.М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Просила обязать администрацию Лебедянского муниципального района Липецкой области предоставить Борцову А.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления.
Истец Борцов А.А. иск поддержал и объяснил, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, его мать О.М.В. отказалась от него в роддоме, отец записан со слов матери. С 02.09.1983 г. по 29.08.1986 г. он находился в детском доме "данные изъяты", 29.08.1987 г. был переведен для дальнейшего обучения в "данные изъяты" школу-интернат "данные изъяты" района Липецкой области, где и обучался до 30.06.1998 г. С 01.09.1998 г. по июнь 2000 г. обучался в "данные изъяты". С 01.09.2000 г. по 28.06.2011 г. обучался в ПУ "данные изъяты". Во время учебы находился на полном государственном обеспечении. По окончании пребывания в учреждении профессионального образования жилым помещением не обеспечивался, жилья не имеет, проживает без регистрации по адресу: "адрес". С 24.06.2004 года поставлен на учёт в льготную очередь на получение жилья во внеочередном порядке.
Представитель ответчика - администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился. Имеется письменное заявление главы администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области ФИО7. с просьбой о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя с их стороны.
Представитель ответчика администрации Липецкой области по доверенности Букреева Н.Д. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть данный иск без участия представителя администрации Липецкой области. суду предоставила письменные возражения, в которых указала, что в соответствии со ст.10-4. закона Липецкой области от 30.12.2004 г. N 166-ОЗ "О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма". Согласно ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые служат основанием для заключения договора социального найма. В связи с указанными правовыми актами считает предоставление Борцову А.А. жилого помещения по договору социального найма обязанностью органа местного самоуправления. Финансирование же осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Липецкой области от 30.03.2010 г. N 353-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями". В 2012 году на реализацию переданных государственных полномочий Лебедянскому муниципальному району выделено 2500000 рублей, а в ближайшее время планируется дополнительное выделение средств за счет субсидий федерального бюджета.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно части 3 и 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека по нормам предоставления.
В соответствии со статьёй 6 Закона Липецкой области от 3 марта 2010 года N 354-ОЗ "О порядке учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", органы местного самоуправления наделены полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения предоставляются лицам, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений.
Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров.
Из свидетельства о рождении видно, что Борцов А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ; его отец - Б.А.В., мать - Б.М.В.
Согласно копии справки, выданной Лебедянским районным отделом ЗАГС, в книге записи рождений Лебедянского районного отдела ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ произведена запись N о рождении Борцова А.А., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, родители: мать Б.М.В., отец Б.А.В. - записан по указанию матери.
Из копии справки о заключении брака N 58. выданной отделом ЗАГС Лебедянского района 27.10.2000 года, видно, что Б.М.В. 11.04.1992 г. заключила брак к О.С.А., после заключения брака ей присвоена фамилия О.
Из копии повторного свидетельства о смерти и копии справки о смерти N 175 видно, что мать истца О.М.В. умерла 02.07.1995 года.
Справкой администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области отдела опеки и попечительства N 502 от 06.04.2012 года подтверждается, что Борцов А.А. относится к категории лиц из числа детей сирот.
Копией справки, выданной директором детского дома К.Г.Д., подтверждается, что Борцов А.А. с 02.09.1983 года по 29.08.1986 года воспитывался в "данные изъяты" детском доме и находился на полном государственном обеспечении.
Копией справки N 159, выданной 09.12.2003 года директором школы-интернат Р.А.Н., копией аттестата об основном общем образовании подтверждается, что Борцов А.А. с 01.09.1986 года по 30.06.1998 года обучался в "данные изъяты" школе-интернате "данные изъяты" района Липецкой области, лишен родительского попечения и находился на полном государственном обеспечении.
Копией диплома от 28 июня 2001 года подтверждается, с 01.09.2000 года по 28.06.2001 года Борцов А.А. обучался в профессиональном училище "данные изъяты".
Согласно справки с прежнего места жительства от 08.02.2012 года, выданной МУП "Регистрационно-вычислительный центр г.Липецка", копии выписки из домовой книги, Борцов А.А. был зарегистрирован с 27.07.2001 года по 22.07.2008 года в общежитии по адресу: "адрес".
Заочным решением Левобережного районного суда г.Липецка от 29.04.2008 года, вступившим в законную силу 06.06.2008 года, Борцов А.А. признан прекратившим право пользования общежитием, расположенным по адресу: "данные изъяты"
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 24.04.2012 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения на имеющиеся у него объекты недвижимости.
Справками администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области отдела опеки и попечительства N 500 от 06.04.2012 года и N 501 от 06.04.2012 года подтверждается, что Борцову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения при направлении его в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье за ним не закреплялось, с 24.06.2004 года он состоит на учете на получение благоустроенного жилья.
Оценивая все доказательства, суд находит их относимыми, допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для признания доказанным, что истец Борцов А.А. относится к категории граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закреплённого жилого помещения, в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в отношении него прекращено попечительство, следовательно, в силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ и статьи 8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он имеет право на внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.
Положениями статьи 57 ЖК РФ, статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанным нормам разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учёт, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.
Статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу закона Липецкой области от 3 марта 2010 г. N 353-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" органы местного самоуправления, в том числе муниципальные районы области, наделены отдельными государственными полномочиями области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями (далее - переданные полномочия) на неопределенный срок. Указанным законом предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют исполнение переданных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в соответствии с нормой площади жилого помещения, установленной Законом Липецкой области "О порядке ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма". Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенции.
С учетом изложенного суд считает необходимым обязать администрацию Лебедянского муниципального района Липецкой области предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма за счёт средств областного бюджета, выделенных на эти цели в виде субвенции.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Лебедянского муниципального района Липецкой области предоставить Борцову А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью по норме предоставления на одного человека, установленной органом местного самоуправления, во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета в виде субвенции.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Лебедянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.В.Огиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.