Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 12 мая 2012 г.
(Извлечение)
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Исаевой Л.В.
при секретаре Штефанесе Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лебедяни дело по иску Воткевич Т.А. к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" о назначении льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Воткевич Т.А. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика зачесть ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - запасным учителем районного отдела образования и назначить трудовую пенсию с даты первоначального обращения в Пенсионный фонд, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФРФ в "адрес" с заявлением о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью. Однако вышеуказанным решением ей было отказано. Полагает, что отказ необоснованный, так как она работала запасным учителем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а в указанный период действовал перечень учреждений, организаций и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, где предусматривалось назначение льгот работа в должности запасного учителя в районном отделе народного образования. Просит включить указанный период в педагогический стаж и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Воткевич Т.А. и её представитель Коротеев А.Н. заявленные требования поддержали, мотивируя их доводами изложенными в иске.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" Савостеенко Е.В., исковые требования не признала, полагая что решение от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении пенсии Воткевич Т.А. принято обоснованно и в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим порядок и условия назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Считает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности запасного учителя районного отдела народного образования не подлежит включению по основаниям изложенным в обжалуемом решении. Поскольку на дату вынесения решения специальный стаж у истицы составил "данные изъяты", то право на получение льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью Воткевич Т.А. не имеет. Кроме того, истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на получение пенсии является конституционным правом истца.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ " от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющего педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Вышеуказанной статьей предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.
Согласно п. а ч. 1 Постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397
"О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения" (с изменениями от 3 августа 1972 г.), действовавшего до 30 сентября 1993 г. Пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно приложению назначать учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение N 1 к постановлении СМ СССР от 17.12.1959 года N 1397) предусмотрена работа в должности запасного учителя в органах народного образования.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П определено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Данная правовая позиция означает, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, действующим законодательством установлена прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Аналогичную норму содержала ст. 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Статьей 83 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Правительству РФ было предоставлено право по согласованию с пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судом установлено, что истица начала трудовую педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ учителем истории "данные изъяты" школы "адрес", затем в порядке перевода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала запасным учителем "адрес" отдела народного образования, а также в последующем осуществляла педагогическую деятельностью.
Работа в должности запасного учителя в районном отделе народного образования Воткевич Т.А. за спорный период подтверждается копией трудовой книжки, расчетно - платежными ведомостями, из которых усматривается, что Воткевич Т.А. работала в РОНО "адрес" и получала заработную плату находясь в должности запасного учителя, копиями приказов по отделу народного образования Лебедянского райисполкома, изданных в период трудовой деятельности в должности запасного учителя района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица полагая, что выработала необходимый для назначения трудовой пенсии стаж педагогической деятельности, обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в "адрес" с заявлением о назначении трудовой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истице в назначении пенсии, указав на недостаточность специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с педагогической деятельностью не был засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа запасным учителем районного отдела народного образования, так как согласно действующему "Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 должность запасного учителя районного отдела образования не предусмотрена.
Согласно данных о стаже, предоставленных ответчиком педагогический стаж истицы на момент обращения, то есть ДД.ММ.ГГГГ составлял "данные изъяты". Спорный период работы истицы в должности запасного учителя не включен в педагогический стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии.
Суд, выслушав стороны и исследовав материалы дела, находит обоснованной и правомерной позицию истицы, настаивающей на включении в ее специальный стаж периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возражая против включения указанных выше периодов в специальный стаж истицы, представитель ответчика ссылался на Постановление Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года.
Суд не может согласиться с доводами ответчика, так как согласно Постановления Совета Министров СССР 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения" и прилагаемого к нему Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, действовавших вплоть до признания его утратившим силу с 01.10.1993 г. на основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953, период работы запасным учителем включался в специальный стаж.
Таким образом, законодательство, действовавшее в период работы истицы запасным учителем районо, не исключало возможность включения данной должности в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии работникам просвещения и здравоохранения.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, стаж истицы должен исчисляться на основании законодательства, действовавшего во время выполнения ею указанной деятельности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности запасного учителя "адрес" отдела народного образования подлежит включению в льготный стаж, дающий Воткевич Т.А. право на назначение пенсии согласно ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, как лицу, не менее 25 лет осуществляющего педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Судом установлено, что на дату обращения за назначением пенсии, ответчиком признано наличие у истицы педагогического (специального) стажа "данные изъяты", а поскольку оспариваемый период - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 4 года 3 месяца 15 дней также подлежит включению в педагогический стаж истицы, то с учетом включения в специальный стаж истицы вышеуказанного спорного периода, ее стаж педагогической деятельности на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, превысил 25 лет, что дает ей право на трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с действующим ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В силу изложенного, требования истицы подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности суд находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 4 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ ( в редакции от 03.12.2011 г.) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Судом бесспорно установлено и признано сторонами, что истица обратилась с заявлением о назначении пенсии в УПФР в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью у неё возникло с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" включить в педагогический стаж Воткевич Т.А. период её работы запасным учителем "адрес"о с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Воткевич Т.А. право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 30 дней со дня полного изготовления текста решения с подачей жалобы через Лебедянский районный суд.
Судья Л.В. Исаева.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.