Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 05 июня 2012 г.
(Извлечение)
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Исаевой Л.В.,
с участием помощника прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиевой А.М.,
при секретаре Штефанесе Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лебедянского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц о признании Устава сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области противоречащим законодательству Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Лебедянского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об обязании представительного органа сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области привести в соответствие с требованиями действующего законодательства отдельные нормы Устава сельского поселения.
Свои требования мотивирует тем, что в результате проведенной прокуратурой Лебедянского района Липецкой области проверки в порядке надзора, было установлено, что отдельные нормы Устава сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а именно Федеральному закону РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации".
Так, в статье 13 Устава сельского поселения, в редакции 2011 года, отсутствует право на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, что является нарушением требований статьи 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 411-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отсутствует работа органа местного самоуправления по приведению Устава в соответствие с законодательством РФ после принятия Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ пункты 19 и 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"изложены в новой редакции.
В нарушение требований законодательства Устав сельского поселения не соответствует требованиям новой редакции пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы местного значения, в соответствии с пунктом 21 указанного Закона не содержит и не закрепляет обязанность органа местного самоуправления выносить на публичные слушания "проекты правил благоустройства территорий".
Не приведена в соответствие закону статья 33 Устава в части замены слов "муниципальные должности муниципальной службы" словами "должности муниципальной службы", как того требует пункт 19 статьи 5 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок принятия Устава сельского поселения, порядок внесения изменений и дополнений в него регулируются статьей 41 Устава поселения, которая также не приведена в соответствие в связи с изменением действующего законодательства.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в тоже время, органом местного самоуправления соответствующие изменения в статьи 12, 34, 65 Устава сельского поселения не внесены, что может привести к уходу от ответственности лиц, причастных к коррупционным проявлениям.
Статьей 17 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ
"О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 14Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена новыми пунктами о социальных гарантиях сотрудника, замещающему должность участкового уполномоченного полиции. В нарушение указанной нормы до настоящего времени в статью 12 Устава сельского поселения соответствующие изменения не внесены.
Не расширен перечень вопросов местного самоуправления, отраженных в статье 12 Устава сельского поселения, что является нарушением требований статьи 24 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в том числе и в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Не приведена статья 12 Устава в соответствие с требованиями статьи 50 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которой предписано внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Не внесены дополнения в статью 12 Устава поселения в соответствии с изменениями пункта 20 части 1 статьи 14Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ принятыми статьей 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 14Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно которым после слов "в границах населенных пунктов поселения" необходимо дополнить словами "и обеспечение безопасности дорожного движения на них". Указанные дополнения статья 12 Устава сельского поселения не содержит.
В соответствии с пунктом 12 статьи 5 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 6 статьи 27Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в абзаце первом слова "не менее половины" заменены словами "не менее одной трети"; в абзаце втором слова "не менее половины" заменены словами "не менее одной трети".
В пункт 6 статьи 22 Устава сельского поселения до настоящего времени соответствующие изменения не внесены.
В части 5 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ исключены слова ", не имеющие нормативного характера".
В нарушение указанной нормы пункт 6 статьи 40 Устава сельского поселения до настоящего времени содержит право главы сельского поселения, в пределах осуществления полномочий председателя Совета депутатов, подписывать решения, не имеющие нормативного характера.
Кроме того, статьей 11 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключены из пункта 20 части 1 статьи 14Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ слова ", капитального ремонта".
Подпункт 21 пункта 1 статьи 12 Устава сельского поселения к вопросам местного значения поселения выдачу разрешений на ввод объектов капитального ремонта относит незаконно.
Прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о местном самоуправлении и о противодействии коррупции (внесение изменений в Устав сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации), а также ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на пункт 6 статьи 22, пункт 6. статьи 40, подпункт 21 пункта 1 статьи 12 Устава с требованием рассмотреть его и привести в соответствие с требованиями федерального законодательства. Однако, до настоящего времени требования прокурора, указанные в актах прокурорского реагирования, не исполнены.
Учитывая, что Устав поселения является основным нормативным правовым актом органа местного самоуправления и затрагивает интересы всех жителей, проживающих в данном поселении, то непринятие необходимых мер по соответствующим внесениям изменений в Устав может повлечь ущемление прав жителей поселения, их гостей, интересы будущего поколения, что делает невозможным определить круг лиц, интересы которых нарушены.
Просит в судебном порядке обязать представительный орган местного самоуправления данного муниципального образования привести Устав муниципального образования в соответствие с действующим законодательством, а именно:
- статью 13 Устава дополнить пунктом следующего содержания:
"оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания";
- статью 12 дополнить пунктом следующего содержания:
"осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения";
- в статье 23 Устава закрепить обязанность органа местного самоуправления выносить на публичные слушания "проекты правил благоустройства территорий";
- в статье 33 Устава заменить слова "муниципальные должности муниципальной службы" словами "должности муниципальной службы";
- статью 34 Устава дополнить пунктом следующего содержания:
"Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами";
- в статье 41 Устава пункт 3 дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования";
пункт 4 слова "органах юстиции" заменить словами "территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований";
пункт 5 дополнить предложением следующего содержания: "Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации ставов муниципальных образований";
статью 65 Устава дополнить пунктом следующего содержания:
"несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами".
Отменить пункт 6 статьи 22, пункт 6 статьи 40 Устава сельского поселения, как несоответствующие действующему законодательству и принять в действующей редакции.
Исключить из подпункта 21 пункта 1 статьи 12 Устава поселения слова "капитального ремонта".
В судебном заседании помощник прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиева А.М. заявленные требования поддержала в полном объеме, мотивировав их доводами, изложенными в иске.
Заинтересованное лицо - представитель Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" в судебное заседание не явился, в адресованном суду письменном заявлении представитель Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" глава администрации сельского поселения Болдин А.А. просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования признает в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области.
Выслушав помощника прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиеву А.М. и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу статьи 7 указанного Закона, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ, устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов. Этой же нормой закреплено, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 14 Федеральный закон от 6 октября 2003 года
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 20.03.2011 г., 21.04.2011 г., 03.05.2011 г., 11.07.2011 г., 18.07.2011 г., 19.07.2011 г., 25.07.2011 г., 21.11.2011 г., 28.11.2011 г., 30.11.2011 г., 03.12.2011 г., 06.12.2011 г., 07.12.2011 г.), к вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
16) утратил силу с 1 января 2008 г.;
17) формирование архивных фондов поселения;
18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
19) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
21) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;
22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
25) утратил силу;
26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
29) утратил силу с 1 января 2008 г.;
30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
32) осуществление муниципального лесного контроля;
33) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
33.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
33.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
34) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
35) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
36) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
37) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
38) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно ст.14.1 указанного закона, органы местного самоуправления поселения имеют право на:
- создание музеев поселения;
- совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;
- участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
- осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;
- создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;
- оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения.
Согласно ст.14 указанного Закона, к вопросам местного значения поселения относятся:
- формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
- создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
- формирование архивных фондов поселения;
- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
- утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
- присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
- создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
- содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
- осуществление муниципального лесного контроля;
- создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
- предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
- до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
- оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
- осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
- обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
- осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 27 указанного Закона, собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Согласно части 3 статьи 28 указанного Закона, на публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
В соответствии с требованиями части 4.1 статьи 36 указанного федерального закона, глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Согласно части 6 статьи 40 Закона, выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 43 указанного Закона, председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.
В соответствии с частями 1-5 статьей 44, уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.
Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Закона, основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд;
4) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Обоснованность заявленных требований подтверждается письменными материалами дела.
Так, исполняющим обязанности прокурора района ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о местном самоуправлении и о противодействии коррупции (внесение изменений в Устав сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района "адрес" Российской Федерации).
Из информации, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ году прокурору "адрес" главой администрации сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области следует, что представление прокурора района будет рассмотрено на ближайшей сессии Совета депутатов сельского поселения, на которой будут приняты конкретные меры по приведению устава поселения в соответствие с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района принесен протест на п.6 ст. 22, п.6. ст. 40, п.п. 21 п.1 ст. 12 Устава с требованием рассмотреть его и привести в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Из письма председателя Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области Болдина А.А. N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что протест прокурора от ДД.ММ.ГГГГ будет рассмотрен на ближайшей сессии Совета депутатов.
Из имеющегося в материалах дела Устава сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области, принятого решением Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, следует, что оспариваемые прокурором нормы Устава не соответствуют требованиям действующего законодательства.
До настоящего времени требования прокурора указанные в актах прокурорского реагирования не исполнены, Устав сельского поселения не приведен в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с ч.1 ст. 45 и ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании нормативно-правового акта противоречащим закону.
Учитывая, что Устав поселения является основным нормативным правовым актом органа местного самоуправления и затрагивает интересы всех жителей проживающих в данном поселении, то непринятие необходимых мер по соответствующим внесениям изменений в Устав может повлечь ущемление прав жителей поселения, их гостей, интересы будущего поколения, что делает невозможным определить круг лиц, интересы которых нарушены.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, которые подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Совет депутатов сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области привести Устав сельского поселения в соответствие с действующим законодательством, а именно:
- статью 12 Устава дополнить пунктом следующего содержания:
"осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения";
- статью 13 Устава дополнить пунктом следующего содержания:
"оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания";
- в статье 23 Устава закрепить обязанность органа местного самоуправления выносить на публичные слушания "проекты правил благоустройства территорий";
- в статье 33 Устава заменить слова "муниципальные должности муниципальной службы" словами "должности муниципальной службы";
- статью 34 Устава дополнить пунктом следующего содержания:
"Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами";
- в статье 41 Устава:
пункт 3 дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования";
в пункте 4 слова "органах юстиции" заменить словами "территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований";
пункт 5 дополнить предложением следующего содержания: "Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации ставов муниципальных образований";
- статью 65 Устава дополнить пунктом следующего содержания:
"несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами".
Отменить пункт 6 статьи 22, пункт 6 статьи 40 Устава сельского поселения "данные изъяты" Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации как несоответствующие действующему законодательству и принять в действующей редакции.
Исключить из подпункта 21 пункта 1 статьи 12 Устава поселения слова "капитального ремонта".
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Лебедянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В.Исаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.