Госналогслужба РФ направляет для использования в практической работе разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства.
Разъяснения являются методическим пособием по применению действующего законодательства по местным налогам, сборам, пошлине и неналоговым платежам и не являются нормативным актом.
Просим довести настоящие разъяснения до налоговых и финансовых органов.
Зам. руководителя Госналогслужбы РФ |
В.А. Зверховский |
Разъяснения
по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства, заданным работниками государственных налоговых инспекций на совещаниях - семинарах, проведенных в 1992 г. Госналогслужбой РФ в Новосибирске и Домодедово
Настоящие разъяснения действуют в части, не противоречащей Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)
I. Сбор за право торговли
Сбор за право торговли отменен с 1 января 2004 года
1. Городской (без районного деления) Совет народных депутатов своим решением установил ставки сбора за право торговли, затем областной Совет принял свое решение по этому сбору. Каким из этих решений следует руководствоваться?
Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" право устанавливать ставки местных налогов и сборов (в том числе и за право торговли) закреплено за органами представительной власти - местными Советами народных депутатов, поэтому в указанном случае следует руководствоваться решением городского Совета народных депутатов.
2. Если городским Советом принято решение о введении на территории города сбора за право торговли, а районными (в этом городе) Советами подобных решений не принималось, то следует ли на территории районов взыскивать этот сбор?
Решение городского Совета не будет иметь юридической силы, если районные (в городе) Советы не примут его к исполнению.
3. Каков порядок налогообложения лиц, прибывших из других государств и осуществляющих торговлю с рук?
Лица, прибывшие из других государств или территорий, обязаны приобретать разовые талоны на любое количество дней с оплатой в порядке, установленном местным Советом.
4. Вправе ли местный Совет устанавливать сбор за право торговли с юридических и физических лиц, осуществляющих торговлю в помещениях цирка, домов культуры и т.д.?
Да, вправе и независимо от места торговли.
5. Как взимать плату за право торговли с предприятия, осуществляющего торговлю в магазинах, находящихся на его балансе?
Условия уплаты сбора за право торговли устанавливаются местными Советами или с каждой торговой точки по индивидуальному временному патенту, или только с юридического лица, тогда в этом документе указываются места (адрес, расположение) торговли с лотков, киосков, магазинов. При этом представители этих точек (филиалов) должны иметь выписки из патента юридического лица, заверенные печатью и подписью руководителя предприятия.
6. Приобретается ли талон за право торговли вещами, бывшими в употреблении?
Да, если решением органа представительной власти торговцы такими товарами не освобождены от сбора за право торговли.
7. Следует ли взимать сбор за право торговли с лиц, реализующих продукцию с личного подсобного хозяйства?
Следует, однако органы представительной власти - местные Советы народных депутатов имеют право предоставлять льготы для отдельных категорий плательщиков по уплате сбора за право торговли.
8. Взимается ли сбор за право торговли с продавца, торгующего на рынке, если он уплатил сбор за место торговли?
Да, поскольку сбор за место на рынке - это плата за услуги, оказанные рынком, а не за право торговли.
9. Можно ли взыскивать с одного и того же плательщика одновременно сбор за право торговли и за продажу винно-водочных изделий?
Лицо, торгующее помимо винно-водочных изделий и другими товарами, уплачивает как лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, так и сбор за право торговли, поскольку речь идет о разных видах местных налогов. В случае, когда лицо продает только винно-водочные изделия, уплачивается только лицензионный сбор.
10. Являются ли плательщиками сбора за право торговли и лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями и пивом физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей?
Физические лица уплачивают сборы за любые виды торговой деятельности вне зависимости от того, зарегистрированы они в качестве предпринимателей или нет.
II. Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели
Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели отменены с 1 января 2004 года
11. Имеют ли право органы представительной власти на селе при введении целевых сборов полностью освобождать от уплаты все постоянно проживающее население, а сбор взыскивать только с временно проживающих на территории сельсовета жителей-дачников?
Плательщиками указанного сбора помимо юридических лиц являются граждане, проживающие (в т.ч. и временно) на территории местного Совета, который вправе предоставлять льготы или освобождать от уплаты отдельных лиц или отдельные категории плательщиков.
12. Может ли орган представительной власти установить размер ставок целевых сборов более 3%?
Нет, в Законе РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" четко определено, что ставка сборов в год не может превышать 3 процентов.*
13. В какой бюджет зачисляются целевые сборы?
Целевые сборы зачисляются в бюджет того местного Совета, который принял соответствующее решение, или по его решению - в вышестоящие бюджеты.
14. Может ли налоговая инспекция своевременно не удержанные или удержанные не полностью целевые сборы с граждан на содержание милиции или благоустройство территории взыскать с предприятий, выплачивающих доходы гражданам, в бесспорном порядке?
По всем видам местных налогов и сборов взыскание сумм платежей в бесспорном порядке из заработной платы можно производить только при наличии согласия плательщика. В случае отсутствия такого согласия взыскания производятся в судебном порядке.
15. Местным органом власти взимание целевого сбора на содержание милиции возложено на налоговую инспекцию. Правильно ли это?
Нет, неправильно. На налоговые инспекции законом возложено осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления в бюджет налогов и сборов.
16. Могут ли органы власти своими решениями устанавливать ставки целевого сбора на содержание учреждений образования?
Да, могут. В решении местного органа власти все "другие цели" (ст. 21, п. 1 "ж" Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") должны быть четко оговорены, но общая ставка целевого сбора не может превышать трех процентов на все виды целевых сборов по совокупности.
III. Налог на рекламу
С 1 января 2005 г. налог на рекламу исключен из перечня налогов и сборов, установленных в Российской Федерации
По решению субъекта Российской Федерации в отношении распространения и (или) размещения наружной рекламы может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
17. Облагаются ли налогом на рекламу кинотеатры за объявления и афиши о демонстрации фильмов?
Нет, так как здесь речь идет об информации, связанной с проводимой кинотеатром работой.
18. Налог на рекламу перечисляют сами рекламодатели или предприятия, осуществляющие рекламу?
Уплату налога на рекламу, в том числе продукции, работ и услуг, целесообразно устанавливать в централизованном порядке, т.е. через органы средств массовой информации (рекламные агентства), при этом предприятие, рекламирующее свою продукцию, вместе с оплатой услуги уплачивает и сумму налога.
В случаях, когда рекламирование проводится самостоятельно, а не через рекламные агентства, налог уплачивает само предприятие.
IV. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров
Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров отменен с 1 января 2004 года
19. Следует ли предприятию уплачивать налог на перепродажу при получении им денег в порядке предоплаты, если сделка по перепродаже еще не завершена из-за недопоставки товара?
Порядок и ставки данного налога устанавливаются местными Советами народных депутатов. Размер налога определяется от суммы сделки. Сделка оформляется, как правило, договором купли-продажи. Указанный налог уплачивается при заключении договора.
20. Для правильного взимания налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров необходимо разъяснение термина "перепродажа".
Перепродажа - это смена владельца. В положении (рекомендации) Комиссии Совета Республики ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 2 июня 1992 г. N 5-1/693/4-5-20/ ИЛ-6-04/176 предусмотрено, что местные органы власти могут снизить размер ставки или освободить от уплаты налога плательщиков, если перепродажа произведена не в целях извлечения дополнительных доходов. Такие особенности должны быть отражены в решениях или положениях местных органов власти по местным налогам и сборам.
21. Продавец автомобиля оформляет у нотариуса договор купли-продажи, в котором оговаривает стоимость сделки, например, ВАЗ-21063 - 21 тыс. руб. В настоящее время стоимость такого автомобиля значительно выше, т.е. сумма сделки занижена. Может ли налоговая инспекция для исчисления налога на перепродажу определить стоимость реализуемого автомобиля исходя из рыночных (свободных) цен аналогичной продукции, применяющихся на момент совершения сделки за минусом износа?
Нет, не может, так как не предусмотрено законодательством.
22. Надо ли взыскивать налог на перепродажу, когда предприятие, приобретая автомобиль, продает его, не отразив по учету основных средств и не зарегистрировав в органах ГАИ?
Налог на перепродажу автомобиля начисляется на сумму сделки независимо от того, отражена эта операция по учету или нет.
23. В какие сроки уплачивается налог на перепродажу?
Налог на перепродажу уплачивается в сроки совершения сделки.
24. Взимается ли налог с перепродажи мототехники?
Нет, в Законе четко определен круг техники: автомобили, вычислительная техника и персональные компьютеры.
25. Взыскивается ли налог, если предприятие реализует автомобиль по остаточной стоимости после 5 лет эксплуатации?
Налог на перепродажу взыскивается независимо от того, новый автомобиль или нет. Однако местные органы власти вправе снижать размер ставки или освобождать предприятие от уплаты налога (в зависимости от технического состояния автомобиля).
V. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями отменен с 1 января 2004 года
О порядке налогообложения и взимания платы за выдачу лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям см. письмо Госналогслужбы РФ от 18 ноября 1996 г. N ВК-6-01/798
26. Обязаны ли уплачивать лицензионный сбор предприятия (юридические лица), осуществляющие оптовые поставки без реализации винно-водочных изделий в розницу?
Нет, поскольку такой сбор юридические лица уплачивают лишь при реализации винно-водочных изделий населению.
27. Могут ли местные Советы народных депутатов своими решениями устанавливать лицензионный сбор на право торговли винно-водочными изделиями на определенный календарный срок (месяц, два месяца и т.п.)?
Местный Совет народных депутатов или по его поручению Глава администрации (на этой территории) определяют порядок уплаты лицензионного сбора на любой, определенный ими календарный срок, по лицензии, приобретенной на территории местного Совета, можно торговать только на территории, подведомственной этому Совету.
28. По решению какого органа могут быть конфискованы предметы торговли, на кого возложено определение их пригодности (качества), как поступать с товарами, пригодными к дальнейшему использованию?
Решение об изъятии (конфискации) товаров принимает суд или административные комиссии при исполнительных органах местной власти в пределах своих полномочий. При этом следует руководствоваться Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 147 - 151), Гражданским кодексом РСФСР (статьи 49, 58, 111), Законом РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300/1-1 (раздел IV).
Заключение о возможности дальнейшего использования товара выдается органами санэпиднадзора или госторгинспекции по качеству товаров.
29. Местный Совет народных депутатов своим решением ввел лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями для физических лиц, а Глава администрации на территории этого Совета не выдает им лицензии, правильно ли это?
В данном случае Глава администрации, не выполняя решение местного Совета, нарушает законодательство, которым определено, что местные налоги и сборы устанавливаются местными Советами народных депутатов.
30. Три лица образовали товарищество и, не являясь юридическим лицом, занимались реализацией населению винно-водочных изделий, какую при этом следует применять ставку сбора?
Согласно Закону РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (п.3 ст.2) эти лица должны зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность с уплатой регистрационного сбора, после чего уплатить лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями по ставке, определенной для физических лиц.
31. В новой Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации предусматривается зачисление доходов от лицензионного сбора за право производства и торговли спиртными напитками и пивом, а в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" такой сбор не предусмотрен. Какие сборы в таком случае следует уплачивать предприятию?
Классификация доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации, утвержденная приказом министра финансов Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 71, определяет порядок зачисления поступающих платежей в соответствующие разделы бюджетов, а законодательные акты Российской Федерации и решения представительных органов власти на местах определяют, какие сборы уплачивать предприятию. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1992 г. N 282 "О мерах по упорядочению производства винно-водочных изделий и пива и торговли этой продукцией" предоставлено право органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга выдавать разрешения (лицензии) на производство винно-водочных изделий и пива.
Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" представительным органам власти - районным и городским Советам народных депутатов предоставлено право вводить лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями.
Таким образом, если предприятие занимается производством винно-водочных изделий и одновременно реализует эту продукцию населению, оно должно иметь лицензию на производство и отдельно на реализацию этой продукции населению.
32. Администрация области дала разъяснения, что лицензия на право торговли винно-водочными изделиями действует на всей территории области независимо от того, в каком районе или городе она выдана. Правильно ли это?
Лицензионный сбор за продажу винно-водочных изделий устанавливается решениями районных и городских органов представительной власти, поэтому решение администрации области о действии лицензии на всей территории области неправомерно, так как в соответствии с п.5 ст.3 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" областная администрация не вправе самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления.
33. Законом РФ " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не предусмотрено взимать сбор за право торговли пивом, на основании чего этот сбор взимается?
Сбор за право торговли пивом введен постановлением Правительства России от 4 мая 1992 г. No 282 "О мерах по упорядочению производства винно-водочных изделий и пива и торговли этой продукцией".
34. Если гражданин сам лично не торгует, а сдает свой товар в магазин (в том числе и винно-водочные изделия), должен ли он платить сбор?
В этом случае гражданин должен зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность как физическое или юридическое лицо и уплатить регистрационный сбор или госпошлину, и кроме того, уплатить сбор за право торговли.
35. При торговле винно-водочными изделиями без лицензии какие санкции применяются к руководителю предприятия (юридическое лицо) и руководителю филиала в составе этого предприятия?
На руководителей предприятия (юридическое лицо) и филиала (в составе юридического лица) в таких случаях налагаются административные штрафы в соответствии со ст.147 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
36. Следует ли производить перерасчет по лицензионному сбору в связи с изменением минимальной месячной оплаты труда?
Лицензионный сбор взимается в установленном законном размере, исчисленном в зависимости от минимального фонда оплаты труда в год (минимальной месячной оплаты труда), действующей на момент выдачи лицензии.
В случае изменения размера минимальной оплаты в течение действия лицензии возможно делать перерасчет с момента ее изменения по решению районного или городского Совета.
37. Освобождают ли временные патенты или разовые талоны об оплате сбора за право торговли от уплаты налога на доходы?
Нет, это разные виды налогов.
VI. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей отменен с 1 января 2004 года
38. Фонды имущества на местах постоянно проводят аукционы. Должны ли эти фонды имущества вносить сбор за проведение аукционов?
Да, должны, если решением органа представительной власти им не предоставлены льготы.
VII. Сбор за выдачу ордера на квартиру
Сбор за выдачу ордера на квартиру отменен с 1 января 2004 года
39. В жилищном управлении в период с 1 июня до 1 сентября сбор за выдачу ордера на квартиру взимался из расчета минимальной месячной оплаты труда в размере 342 руб. вместо 900 руб., в результате в бюджет недопоступила значительная сумма. Кто должен принять меры по доудержанию суммы недобора?
В данном случае перерасчет с граждан делать не следует.
VIII. Прочие вопросы
40. Учитываются ли северные надбавки и районные коэффициенты при исчислении ставок местных налогов и сборов?
При исчислении ставок местных налогов северные надбавки и районные коэффициенты на установленный законом размер минимальной оплаты труда не применяются.
41. Учитываются ли при исчислении местных налогов с юридических лиц граждане, работающие по совместительству?
Учитывается общий фонд оплаты труда, рассчитанный на общую численность работающих (инструкция по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 г. N 17-10-0370).
42. Кто должен вести учет поступлений по местным налогам?
Учет ведет тот орган, на который возложен сбор налогов согласно решению органа представительной власти, а налоговые органы осуществляют учет по тем видам платежей, по которым представляются расчеты.
43. Лица, освобождаемые от уплаты налогов в порядке, определенном законодательством, могут ли освобождаться от уплаты местных налогов?
Могут в пределах предоставленных законодательством полномочий местным органам представительной власти.
44. Могут ли местные налоги зачисляться во внебюджетные фонды?
Нет, согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" средства по местным налогам и сборам зачисляются в доходы местных бюджетов.
45. Как отражаются в финансово-хозяйственной деятельности затраты предприятий по местным налогам и сборам?
Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" от 16 июля 1992 г. N 3317-1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дополнена п.5, где указано, что:
1) на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций относятся расходы по уплате:
- целевых сборов на содержание милиции, на благоустройство территории и другие цели;
- налога на рекламу;
- сбора за парковку автотранспорта;
- сбора за право проведения кино- и телесъемок;
- сбора за уборку территорий населенных пунктов.
2) на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся затраты по уплате земельного налога.
3) за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход), уплачиваются все остальные местные налоги и сборы.
46. По вопросам, касающимся применения финансовых санкций, следует руководствоваться "Рекомендациями по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушение налогового законодательства", сообщенными письмом Госналогслужбы РФ от 5 ноября 1992 г. N ИЛ-4-14/70. В то же время следует иметь в виду, что в соответствии с п. 17 ст. 55 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" районный Совет полномочен принимать в соответствии с законодательством решения, устанавливающие административную ответственность.
Указанное письмо утратило силу согласно письму Госналогслужбы РФ от 6 октября 1993 г. N ВГ-6-14/344, этим же письмом сообщены рекомендации по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушение налогового законодательства
IX. Государственная пошлина
47. Пунктом 49 инструкции Госналогслужбы РФ от 13 марта 1992 г. N 5 "О государственной пошлине" предусмотрено, что при удостоверении договоров, в которых указаны минимальные и максимальные суммы, пошлина исчисляется и взимается исходя из максимальной суммы. Какие договоры относятся к таковым и по какой ставке взимается госпошлина за удостоверение договора залога?
По применению Закона РФ "О государственной пошлине" см. Инструкцию Госналогслужбы РФ от 15 мая 1996 г. N 42
К таким договорам относятся договора мены и другие договоры, в которых может указываться минимальная или максимальная сумма договора. За удостоверение договора залога госпошлина взимается в размере 5 процентов суммы договора, но не менее 10 руб.
48. Ввиду частных возвратов сумм уплаченной госпошлины, например, в связи с отказом судом (арбитражным судом) в принятии иска, можно ли производить уплату госпошлины после решения вопроса о принятии иска?
Нет, госпошлина уплачивается до подачи заявления, совершения оплачиваемых пошлиной действий, а в соответствующем случае - при выдаче оплачиваемого пошлиной документа.
49. При принятии судами и арбитражными судами к рассмотрению дел о возмещении материального ущерба, нанесенного средствами массовой информации (путем искажения информации в печати), в каком размере взимается госпошлина, если в иске указан конкретный размер материального ущерба?
Если истец требует возмещения материального ущерба и указывает его размер, то иск будет носить имущественный характер. Размер госпошлины по искам о возмещении материального ущерба определяется по ставкам, указанным в подпункте "а" п. 1 и подпункта "а" п. 2 ст. 3 Закона РФ "О государственной пошлине".
Сумма иска указывается истцом, а в случаях неправильного указания суммы иска она определяется судом или арбитражным судом.
50. В каком порядке взыскивается пошлина по делам о возмещении причиненного морального ущерба при защите чести и достоинства, если в исковом заявлении указана сумма иска?
Если в исковом заявлении указана сумма иска, то это заявление носит имущественный характер и госпошлина должна взиматься по ставке, установленной подпунктом "а" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О государственной пошлине". Если в заявлении не указана сумма иска, то моральный ущерб, причиненный гражданину, возмещается в размере, определенном решением суда, а госпошлина взыскивается по ставкам, установленным для исковых заявлений неимущественного характера.
51. Какую ставку госпошлины следует применять при подаче в суд искового заявления о расторжении договора дарения автомобиля с оценкой в 100000 руб., если одной из сторон договора является гражданин?
В этом случае при подаче в суд искового заявления о расторжении договора дарения автомобиля с оценкой в 100000 руб. госпошлина должна быть взыскана по ставке, указанной в подпункте "а" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О государственной пошлине", т.е. 15% от суммы иска.
52. При исчислении госпошлины за удостоверение договоров купли-продажи жилых домов нотариус исключает из общей инвентаризационной оценки стоимость самовольно построенных строений. Правильно ли это?
Да, правильно. По договору купли-продажи передаются в собственность покупателю только те строения, которые построены в установленном законодательством порядке. Право собственности на самовольно построенные строения не может быть передано по договору. Дооформлено (узаконено) строительство может быть лишь по решению соответствующего органа либо суда.
53. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы РФ от 13 марта 1992 г. N 5 "О государственной пошлине" госпошлина в сумме до 50 руб. уплачивается марками, в то же время сбербанки осуществляют прием от граждан денег в уплату пошлины по квитанциям ф. ПД-4. Правильно ли это?
Сбербанк РФ письмом от 12 мая 1992 г. N 02-1 рекомендовал своим подведомственным учреждениям осуществлять прием платежей от населения в пользу бюджета, включая и госпошлину, с использованием бланков простого учета квитанций ф. ПД-4. Уплата пошлины с использованием марок госпошлины указанным письмом не отменена.
54. Согласно п.5 Закона РФ от 16 июля 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" за удостоверение договоров приватизации жилищного фонда государственных и муниципальных предприятий госпошлина взимается в размере 5% от суммы договора, но не менее 10 руб. В соответствии с разъяснениями Госналогслужбы РФ от 13 апреля 1992 г. N ИЛ-4-03/20 взимание госпошлины за приватизацию жилья не предусмотрено. Нет ли здесь противоречия?
Нотариальное удостоверение договоров приватизации жилищного фонда государственных и муниципальных предприятий законом не предусмотрено. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местной власти. Однако собственник может обратиться в нотариальную контору для удостоверения договора. В этом случае с него взимается госпошлина в соответствии с подпунктом "г" п. 3 ст. 3 Закона РФ "О государственной пошлине".
55. Какую ставку госпошлины следует применять за удостоверение доверенности на получение ваучера и распоряжение ваучером (приватизационным чеком)?
За удостоверение доверенности на получение ваучера и распоряжение им госпошлину следует взимать по ставке, установленной подпунктом "л" п. 3 ст. 3 Закона РФ "О государственной пошлине", в размере 10 руб.
56. Какую ставку госпошлины следует применять за удостоверение доверенности на совершение кредитных операций?
За удостоверение доверенности на совершение кредитных операций следует применять ставку пошлины, установленную подпунктом "и" п. 3 ст. 3 Закона РФ "О государственной пошлине". К доверенностям на совершение кредитных операций относятся доверенности на выдачу денежных ссуд.
57. Что следует понимать под действительной стоимостью автомототранспортного средства для исчисления госпошлины?
Под действительной стоимостью автомототранспортного средства для исчисления госпошлины следует понимать цену его приобретения (купли-продажи).
58. На какие учреждения, организации в настоящее время возложена функция реализации пошлинных марок?
Марки госпошлины реализуются учреждениями банков. Порядок их продажи определяется Центробанком РФ.
59. Можно ли в случае отсутствия в продаже пошлинных марок оплачивать госпошлину до 50 руб. через учреждения банков?
В случае отсутствия пошлинных марок для уплаты госпошлины рекомендовано использовать квитанции ф. ПД-4.
60. Гражданин уплатил госпошлину при подаче в суд иска о возмещении ущерба, причиненного сбербанком. Суд вынес решение о взыскании со сбербанка суммы ущерба и возврате госпошлины. Нужно ли возвращать госпошлину гражданину, если сбербанк от госпошлины освобождается?
Учреждения Сбербанка РФ от уплаты госпошлины не освобождаются. В данном случае судебные расходы по уплате госпошлины при положительном решении суда должны быть возмещены истцу. Об этом делается соответствующая запись в решении суда.
61. Кто должен довзыскивать госпошлину по решениям арбитражных судов, когда одна из сторон находится за пределами области или за пределами республики?
Вопрос о довзыскивании госпошлины решается в установленном порядке одновременно с принятием арбитражным судом решения или определения согласно ст. 148 АПК РФ.
Х. Прочие доходы
62. По каким ценам следует производить реализацию конфискованного, бесхозяйного и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, так как действующей инструкцией Минфина СССР по этому вопросу предусмотрена реализация такого имущества по розничным ценам?
Оценку указанного имущества следует производить исходя из свободных (рыночных) цен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1991 г. N 55 "О мерах по либерализации цен" и другими принятыми в соответствии с ними нормативными актами.
63. При взыскании сумм по делам о хищениях и недостачах товаров ранее в бюджет зачислялась разница между учетными и розничными ценами. Как исчислять эту сумму при свободных (рыночных) ценах?
Статьей 121 (3) Кодекса о труде от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 предусмотрено, что при хищении, недостаче, умышленном уничтожении или порче материальных ценностей ущерб определяется по ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба.
64. Каков порядок реализации изымаемых органами внутренних дел скоропортящихся продуктов питания (рыба, мясо и т.д.)?
Порядок реализации таких продуктов изложен в инструкции Минфина РСФСР от 13 мая 1965 г. N 03/612 "О порядке выявления и учета бесхозяйного имущества" (издана на основании Гражданского Кодекса РСФСР), в соответствии с которой скоропортящиеся продукты должны быть немедленно реализованы с последующим зачислением выручки в доход местного бюджета.
65. Какими нормативными актами должны руководствоваться налоговые органы при проверках полноты и своевременности передачи для реализации невостребованного имущества в больницах, гостиницах и т.д.?
При решении данных вопросов следует руководствоваться инструкцией Минфина РСФСР от 13 мая 1965 г. N 03/612 "О порядке выявления и учета бесхозяйного имущества". Пунктом 17 лит. "б" этой инструкции предусмотрено, что находки, т.е. вещи, ценности и денежные средства, утерянные или забытые на улицах, площадях, в учреждениях, предприятиях (в том числе в местах лишения свободы), на городском транспорте и других общественных местах, не востребованные владельцами в течение шести месяцев, относятся к бесхозяйным и переходят в собственность государства. Решения судебных органов о признании этого имущества бесхозяйным не требуется.
66. Должны ли налоговые органы проверять правильность ведения депозитных счетов в органах МВД РФ?
В соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" данные по исчислению и уплате в доход бюджета налогов и иных обязательных платежей не являются коммерческой тайной. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" государственные налоговые инспекции вправе производить в органах МВД РФ проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, и других обязательных платежей в бюджет, в том числе правильности ведения депозитных счетов, своевременности перечисления в доход бюджета невостребованных депозитных сумм.
О сведениях, которые не могут составлять коммерческую тайну, см. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ
67. В последнее время таможенные органы при попытке вывоза конфискуют ордена и медали. Какими нормативными актами следует руководствоваться при их реализации в таких случаях?
Ордена и медали могут иметь историческую, художественную или иную культурную ценность. Поэтому они должны быть подвергнуты экспертизе специальной комиссией. При этом ордена и медали, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, должны направляться в Комитет драгметаллов при Минфине РФ или музейные учреждения. Предметы, признанные комиссией имеющими историческую, художественную или культурную ценность, передаются безвозмездно музеям, библиотекам, архивам или иным учреждениям.
Что касается орденов и медалей умерших награжденных, то в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. N 5268-IX они могут оставаться в семьях - как память применительно к гражданскому законодательству о порядке наследования или с согласия наследников могут быть переданы музеям. Если у умершего нет наследников, то ордена и медали возвращаются в Президиум Верховного Совета.
68. Согласно инструкции Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (п. 35) расходы, связанные с хранением, ремонтом, пересылкой такого имущества, производятся по разделу 222 8 ст. 18, который с 1 января 1992 г. закрыт. В каком порядке должны производиться вышеуказанные расходы в дальнейшем?
Минфин РФ письмом от 11 июня 1992 г. N 39 "О возмещении расходов местным бюджетам", направленным всем финансовым органам России, сообщил, что в связи с изменением функций Центрального банка России по кассовому исполнению республиканского бюджета РФ осуществляемые ранее расходы без открытия кредитов по республиканскому бюджету производятся за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением этих расходов Минфином РФ платежными поручениями из республиканского бюджета РФ согласно предоставляемым финансовыми органами ежеквартально сведениям о произведенных расходах.
Для возмещения из бюджета вышеуказанных расходов открыт раздел 222 40.
69. Утверждены ли и каким документом перечень, порядок и сроки уплаты сборов и разных неналоговых доходов?
"Перечень сборов и неналоговых доходов, поступающих в бюджет" (письмо от 26 октября 1992 г. N 4-5-01) направлен в Правительство РФ для последующего утверждения Верховным Советом РФ. До настоящего времени он не утвержден.
70. Почему в разделе 12 2 бюджетной классификации предусмотрены поступления по административным штрафам, если они зачисляются во внебюджетные фонды?
Не все суммы штрафов, налагаемых в административном порядке, зачисляются во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1991 г. N 91 "О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории РФ" штрафы, налагаемые таможенными органами, должны зачисляться в республиканский бюджет РФ; штрафы, налагаемые органами Министерства безопасности и внутренних дел РФ во исполнение Указа Президента России от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации и внешнеэкономической деятельности", предусмотрено зачислять в местный и другие бюджеты, для которых открыт раздел 12 2 в Классификации доходов и расходов бюджетов в РФ.
О порядке зачисления административных штрафов см. письмо Госналогслужбы РФ от 6 февраля 1996 г. N НП-6-02/75
71. Подлежат ли органы ГАИ проверке по правильности исчисления и своевременности уплаты сборов, взимаемых ГАИ?
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1992 г. N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" предусмотрено зачисление доходов от оплаты за выдачу и замену специальной продукции, прием экзаменов и проведение технических осмотров автотранспорта в соответствующие бюджеты. Законом РФ "О государственной налоговой службе РСФСР" на налоговые органы возложен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, к которым относятся и вышеуказанные платежи.
72. Какую ответственность несут органы ГАИ за передачу налоговым инспекциям разукомплектованной автомототехники и на основании каких нормативных актов?
Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (п. 12) предусмотрено, что если при передаче налоговым органам конфискованного имущества будет установлена утрата, недостача или повреждение этого имущества, налоговый орган предъявляет лицу, принявшему его на хранение, требование о внесении в 10-ти дневный срок в бюджет суммы стоимости недостающих или поврежденных предметов. При невнесении этой суммы в бюджет налоговый орган предъявляет в народный суд иск о взыскании с ответственного хранителя стоимости недостающих или поврежденных предметов. При обнаружении случаев хищения, уничтожения, повреждения находившихся на ответственном хранении предметов налоговый орган направляет соответствующие материалы для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности и одновременно предъявляет иск о взыскании с виновных стоимости предметов.
73. Следовало бы изменить годичный срок учета в налоговых органах вещей и ценностей, собственник которых не известен (бесхозяйное имущество, находка).
Порядок отнесения имущества к бесхозяйному и принятия его на учет регламентируется ст. 143 ГК РСФСР. В соответствии с законодательством предусмотрен шестимесячный срок хранения в органах милиции найденных вещей. При внесении изменений в эту статью Кодекса может быть изменен и срок признания имущества бесхозяйным.
Зам. руководителя Госналогслужбы РФ |
Н.В. Иванов |
Согласовано:
Зам. министра финансов РФ |
С.В. Горбачев |
--------------------------------
*) От годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 3 февраля 1993 г. N ВЗ-6-04/62 "О местных налогах, сборах, пошлине и неналоговых платежах"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию" N 4, 1993 г., в библиотечке Российской газеты, 2002 г., выпуск N 23