Письмо Госкомитета РФ по экономическому сотрудничеству с государствами членами Содружества, Минэкономики РФ, МВЭС, ГТК РФ от 26 января 1993 г. N ВМ-254
Об осуществлении торговых операций хозяйствующих субъектов России с партнерами государств ближнего зарубежья в 1993 году
(по состоянию на 1 августа 1993 г.)
Настоящее письмо фактически прекратило действие.
Срок действия письма ограничен 1993 годом
Информационный материал подготовлен и рассылается по поручению Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N АШ-П8-47764.
Информация основана на нормативных актах законодательства и Правительства Российской Федерации, положениях, подписанных межгосударственных и межправительственных соглашений России с государствами СНГ, Республикой Азербайджан, Республикой Грузия и республиками Балтии о торгово-экономическом сотрудничестве на 1993 год и охватывают только вопросы, которые входят в компетенцию Правительства Российской Федерации и являются необходимыми ориентирами для нормальной свободной хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности в условиях рыночной экономики в интересах сохранения и развития взаимовыгодной торговли, равенства партнеров и соблюдения экономических интересов России.
Информация охватывает минимум важнейших положений, кратко излагающих согласованные условия торгово-экономических отношений, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, учитывая особенности торговых операций с партнерами отдельных государств и соблюдая межправительственные соглашения и нормативные акты России о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 году.
Информация включает 10 разделов, приведенных в приложениях, и дифференцирована по государствам в зависимости от согласованности с ними соответствующих положений торгово-экономического сотрудничества в 1993 году.
При отсутствии соответствующих соглашений с отдельными государствами предприятия руководствуются исключительно нормативными актами Российской Федерации.
Председатель Государственного комитета |
В.Машиц |
Министр экономики Российской Федерации |
А.Нечаев |
Министр внешних экономических связей Российской Федерации |
С.Глазьев |
Председатель Государственного |
А.Круглов |
26 января 1993 г. N ВМ-254
Раздел I. Режим торговли
-------------------------------------------------------------------------
Государства Свободная торговля Режим наиболее
благоприятствуемой
нации
-------------------------------------------------------------------------
Азербайджанская 1.1. Не применяют импортные
Республика пошлины.
Республика Армении Документами, регулирующими
Республика Беларусь режим торговли, являются
Республика Казахстан Соглашения о свободной торговле,
Кыргызская Республика протоколы об изъятиях из режима,
Республика Молдова свободной торговли к ним, Закон
Республика Таджикистан РФ "О таможенном тарифе".
Туркменистан
Республика Узбекистан В соответствии с Указом Президента
Украины РФ от 14 июля 1992 г. N 629 и
постановлением Правительства РФ от
30 июля 1992 г. N 461 Государствен-
ный таможенный комитет РФ приказом
N 603 от 11 декабря 1992 г. ввел в
действие с 1 февраля 1993 г. экспорт-
ные пошлины на определенные товары,
вывозимые с территории Российской
Федерации.
Изменения экспортного тарифа осуществ-
ляются при необходимости Государственным
таможенным комитетом Российской Федера-
ции по представлению Министерства
экономики Российской Федерации, согла-
сованному с МВЭСом и Минфином России.
Товары, поставляемые для государственных
нужд на клиринговой и взаимосвязанной
основе в соответствии с межправительст-
венными соглашениями о торгово-экономи-
ческом сотрудничестве в 1993 году в
пределах объемов, предусмотренных этими
соглашениями, экспортными пошлинами не
облагаются.
Обеспечение поставок важнейших видов
продукции на клиринговой или взаимосвя-
занной основе с государствами - участниками
СНГ осуществляется на основании постанов-
ления Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 1992 г. N 1044.
Реэкспорт товаров российского происхожде-
ния, к которым применяются меры тарифного
или нетарифного регулирования, допускается
только с письменного согласия МВЭС России.
Реэкспорт других товаров может быть осу-
ществлен с письменного согласия экспорте-
ра. Эти нормы следует предусмотреть в конт-
рактах.
Отдельными протоколами к межправительствен-
ным соглашениям о свободной торговле опреде-
лены товары, на которые распространяются
изъятия из режима свободной торговли.
-------------------------------------------------------------------------
Республика Грузия Нет соглашения
о режиме торговли
-------------------------------------------------------------------------
Латвийская Республика 1.2.Экспортные и импортные
(договор подписан, пошлины в соответствии с
но не введен в действие) действующими нормативными
документами применяются в
полном объеме.
Государства обеспечивают
друг другу условия торговли
не хуже, чем существующие
с любым третьим государст-
вом, с которым установлен
режим наиболее благоприятс-
твуемой нации.
-------------------------------------------------------------------------
Литовская Республика В соответствии с российским законодательством
в полном объеме применяются экспортные пошли-
ны и двойные ставки импортных тарифов.
-------------------------------------------------------------------------
Эстонская Республика
(подписанный договор
о свободной торговле
денонсирован)
-------------------------------------------------------------------------
Указанные режимы применяются после вступления
в силу соответствующих двусторонних соглаше-
ний (если соглашение не вступило, действует
общий режим в соответствии с российским
таможенным законодательством).
-------------------------------------------------------------------------
Примечание. Стратегически важные сырьевые товары будут вывозиться в 1993 году в государства - бывшие союзные республики только через организации, зарегистрированные МВЭСом Российской Федерации.
Раздел II. Условия торговли и порядок разрешения хозяйственных
споров
-------------------------------------------------------------------------
Государства
-------------------------------------------------------------------------
Азербайджанская Торгово-экономическое сотрудничество в 1993 году
Республика в соответствии с двусторонними соглашениями
Республика основывается на принципах равенства, взаимной
Армения выгоды и осуществляется путем заключения договора
Республика между государственными и территориальными органами
Беларусь хозяйствующими субъектами независимо от форм
Республика собственности с соблюдением действующих в обоих
Казахстан государствах законодательств.
Кыргызская
Республика Условия торговли регулируются также
Республика многосторонним Соглашением "Об общих условиях
Молдова поставок товаров между организациями государств-
Республика участников СНГ", заключенным 20 марта 1992 г. в
Таджикистан г. Киеве (подписано Арменией, Беларусью,
Туркменистан Казахстаном, Молдовой, Российской Федерацией,
Республика Таджикистаном, Украиной).
Узбекистан
Украина
-------------------------------------------------------------------------
Республика В Соглашении определено, что договор (контракт)
Грузия является единственным документом, определяющим
Литовская права и обязанности сторон по поставке всех видов
Республика товаров. Предприятия свободны в выборе предмета
Латвийская договора, за исключением случаев поставок товаров
Республика по межгосударственным соглашениям. Договора могут
Эстонская быть прямые (между поставщиком и покупателем)
Республика или заключаться с помощью посреднических фирм и
организаций.
В договоре обязательно определяется предмет
контракта, номенклатура (ассортимент),
количество и качество товаров, цена, общая сумма
контракта, условия, сроки поставки, условия
и формы расчетов, отгрузочные и платежные
реквизиты, финансовые сведения и юридические
адреса участников, срок поступления валютной
выручки, меры, предусматривающие финансовую
ответственность за нарушение условий договора,
порядок оплаты сторонами различных сборов,
связанных с исполнением внешнеторговой сделки.
При отсутствии этих условий договор считается
незаключенным. Договор подписывается руководителем
субъекта хозяйствования или уполномоченными им
лицами, скрепляется печатью. Ответственность за
выполнение договоров несут субъекты, их
заключившие.
Российские предприятия, осуществляющие сотрудни-
чество с предприятиями государств Содружества,
Азербайджана, Грузии, государств Балтии,
руководствуются действующим в России гражданским
и хозяйственным законодательством.
Споры о заключении договоров поставки товаров по
межгосударственным соглашениям рассматриваются
арбитражными (хозяйственными) судами государств-
членов Содружества по месту нахождения предприятий
-поставщиков. Споры об изменении и расторжении
договоров поставки рассматриваются арбитражными
(хозяйственными) судами независимо от основания
заключения договора по месту нахождения поставщи-
ков (изготовителей).
Уплата неустойки (штрафа, пени) и возмещение
убытков, причиненных неисполнением или
ненадлежащим исполнением обязательств, не
освобождает стороны от исполнения обязательств в
натуре.
Конкретный порядок разрешения хозяйственных споров
регулируется в соответствии с Соглашением о
порядке разрешения споров, связанных с
осуществлением хозяйственной деятельности, от
20 марта 1992 г. Во взаимоотношениях государств,
не подписавших вышеуказанные соглашения,
применяется общепринятый в международной практике
порядок.
В целях содействия развитию торгово-экономических
связей России с другими республиками бывшего СССР
отдельными соглашениями предусмотрено взаимное
учреждение торговых представительств Беларуси,
Армении, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана,
Украины, Таджикистана, Азербайджана, Литвы,
Эстонии, Молдовы. С Грузией соглашения еще не
подписаны. С Латвией вопрос о создании
представительства прорабатывается.
-------------------------------------------------------------------------
Раздел III. Валюта расчетов и платежей
-------------------------------------------------------------------------
Государства
-------------------------------------------------------------------------
Азербайджанская В соответствии с Бишкекским Соглашением о
Республика единой денежной системе и согласованной денежно
Республика Армения -кредитной и валютной политике государств,
Республика Беларусь сохранивших рубль в качестве законного
Республика платежного средства (подписали Республика
Казахстан Армения, Республика Беларусь, Республика
Республика Молдова Казахстан, Республика Молдова, Российская
Республика Федерация, Республика Таджикистан,Туркменистан,
Таджикистан Республика Узбекистан), а также двусторонним
Туркменистан Соглашением между Россией и Азербайджанской
Республика Республикой расчеты с этими государствами
Узбекистан осуществляются в рублях. Всякие ограничения на
обращение рубля не допускаются.
-------------------------------------------------------------------------
Украина С 16 ноября 1992 г. прекращено использование
рубля на территории Украины в наличном и
безналичном обороте и введен в обращение
украинский карбованец. Расчеты по заключенным
договорам, контрактам, осуществляются по
взаимной договоренности сторон в рублях или
украинских карбованцах.
Для осуществления платежей на Украину
предприятия России используют либо карбованцы,
полученные ими от украинских покупателей, либо
приобретенные на валютном рынке в России.
Расчеты осуществляются через коммерческие
банки России.
Долговые обязательства и требования в рублях,
образовавшиеся по результатам
торгово-экономических отношений хозяйствующих
субъектов по состоянию на 16 ноября 1992 г.,
подлежат урегулированию.
Экспортная выручка в украинских карбованцах не
подлежит обязательной продаже на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации.
Открытие в банках Украины счетов для
юридических лиц России допускается только при
наличии разрешения Национального банка Украины.
Расчеты по неторговым операциям с Украиной
регулируются специальным межправительственным
и межбанковским соглашениями, в которых будет
предусмотрен свободный перевод денежных средств
для выплат гражданам и организациям с
постоянным местом проживания или местом
нахождения в другом государстве по большому
перечню неторговых операций. Платежи по
неторговым операциям будут осуществляться в
валюте страны-плательщика, а выплачиваться - в
валюте страны-получателя.
Коммерческие банки России и Украины будут
использовать средства соответственно в
карбованцах и в рублях на открытых друг у
друга корреспондентских счетах для получения
наличных денег - карбованцев и рублей.
Ввоз и вывоз наличных денег в рублях и
карбованцах регулируются законодательством
соответственно России и Украины.
На территориях обоих государств банки откроют
сеть обменных пунктов для проведения операций с
наличными деньгами.
-------------------------------------------------------------------------
Латвийская Расчеты с Республиками Балтии в соответствии с
Республика соглашениями могут производиться в рублях,
Литовская национальной валюте, СКВ по взаимной
Республика договоренности контрагентов, различными способа-
Эстонская ми, принятыми в международной практике. Между
Республика министерствами финансов России и Латвии
подписано Соглашение о расчетах по неторговым
операциям.
-------------------------------------------------------------------------
Кыргызская 10 мая 1993 г. Кыргызская Республика вышла из
Республика рублевой зоны и ввела в обращение на своей
территории национальную валюту - сом. Сом
обслуживает как наличные, так и безналичные
денежные обороты. При этом безналичные расчеты
осуществляются в рублях Российской Федерации, в
сомах, а также в свободно конвертируемой валюте.
Во внешних расчетах сом корреспондируется через
твердый эквивалент - средневзвешенный (СДР) курс
пяти валют: иены, марки, франка, доллара и фунта
стерлингов. Курс рубля и сома котируется через
СДР. В Москве и Бишкеке открыты
корреспондентские счета. Между Россией и
Кыргызстаном подписано Межправительственное
Соглашение о расчетах по неторговым операциям.
-------------------------------------------------------------------------
Республика Грузия 1 августа 1993 г. введен в обращение купон,
который становится единственным законным
платежным средством на территории Грузии.
-------------------------------------------------------------------------
Раздел IV. Формы расчетов и условия платежей
-------------------------------------------------------------------------
Государства
-------------------------------------------------------------------------
Азербайджанская Все расчеты осуществляются через РКЦ Централь-
Республика ного банка России и через коммерческие банки
Республика Армения Российской Федерации.
Республика Беларусь
Республика Перевод платежей получателям производится за
Казахстан счет и в пределах средств на корреспондентском
Кыргызская счете банка страны-плательщика.
Республика
Республика Молдова Формы расчетов применяются в соответствии с
Республика международной торговой и банковской практикой и
Таджикистан производятся платежным поручениями, требованиями
Туркменистан -поручениями и аккредитивами, открытыми
Республика непосредственно в банке поставщика.
Узбекистан
Украина Согласно Закону Российской Федерации о денежной
системе Российской Федерации от 25 сентября 1992
г. N 3537-1:
формы безналичных расчетов определяются
правилами, устанавливаемыми Банком России в
соответствии с законодательными актами
Российской Федерации. Образцы платежных
документов, используемых для безналичных
расчетов на территории Российской Федерации -
платежных поручений, векселей, чеков и других,
- утверждаются Банком России:
Расчеты между юридическими лицами, а также между
физическими и юридическими лицами по платежам,
сумма которых превышает размеры, установленные
Правительством России, осуществляются только в
безналичном порядке. Согласно постановлению
Правительства России от 30 июня 1993 г. N 626
установлен предельный размер расчетов наличными
деньгами в Российской Федерации между
юридическими лицами 500 тыс. рублей.
Согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1258 постановление Правительства РФ от 30 июня 1993 г. N 626 утратило силу.
Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1997 г. N 810 указанное постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1258 признано утратившим силу
Предварительная или последующая оплата продукции
предусматривается в заключаемых договорах.
Сохраняются введенные с 1 июля 1992 г.
корреспондентские счета банков.
Запрещаются наличные расчеты предприятий по
своим обязательствам.
Курс рубля к иностранным валютам устанавливается
Центральным банком России.
-------------------------------------------------------------------------
Республика Грузия Расчеты осуществляются различными способами,
Литовская принятыми в международной практике, по взаимной
Республика договоренности контрагентов с условием
Латвийская предварительной оплаты.
Республика
Эстонская республика
-------------------------------------------------------------------------
Раздел V. Цены
-------------------------------------------------------------------------
Государства
-------------------------------------------------------------------------
Азербайджанская Расчеты между хозяйствующими субъектами за
Республика поставки продукции и оказание услуг осуществля-
Республика Армения ются в основном по свободным рыночным договорным
Республика Беларусь ценам.
Республика
Казахстан По стратегически важным товарам (в рамках
Кыргызская заключенных межправительственных соглашений)
Республика применяются цены, ориентированные на мировые, с
Республика Молдова их ежеквартальным уточнением и пересчетом в
Республика национальную валюту по коэффициентам, определяе-
Таджикистан мым компетентными органами управления государств
Туркменистан при заключении указанных соглашений.
Республика Узбекистан
Украина
-------------------------------------------------------------------------
Республика Грузия Поставка угля, нефти, природного газа и
Литовская продуктов нефтепереработки в соответствии с
Республика Указом Президента Российской Федерации N 1089 от
Латвийская 17 сентября 1992 г. и принятым в его развитие
Республика постановлением Правительства Российской Федерации
Эстонская от 28 апреля 1993 г. N 388 "О порядке формирова-
Республика ния цен на энергоресурсы, поставляемые в государ-
ства-участники Содружества Независимых Госу-
дарств, Азербайджанскую Республику, Республику
Грузия, Латвийскую Республику, Литовскую Респу-
блику и Эстонскую Республику", осуществляется по
внешнеторговым ценам, определенным исходя из
средних мировых цен на энергоресурсы с пересчетом
в рубли или национальные валюты по курсу,
устанавливаемому Центральным банком Российской
Федерации, по состоянию на 15 число месяца,
предшествующего месяцу поставки.
Подписаны Соглашения по цене на газ с Украиной и
Беларусью. Идут переговоры по этому вопросу с
Молдовой.
На совместном заседании правительственных
делегаций Российской Федерации и Туркменистана
14 мая 1993 г. (г.Москва) принято решение о
прекращении поставок особо важных видов продукции
на клиринговой основе, предусмотренных
Соглашением между Правительством Российской
Федерации и Правительством Туркменистана о
торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 году,
и переходе к поставкам данной продукции на основе
прямых хозяйственных договоров между
предприятиями и организациями с сохранением квот
и лицензий на их реализацию и поставку.
Расчеты за взаимные поставки продукции между
предприятиями и организациями будут
осуществляться по договорным ценам,
ориентированным на мировые, с учетом технического
уровня и качества продукции на условиях
предварительной оплаты.
-------------------------------------------------------------------------
Раздел VI. Налог на добавленную стоимость
-------------------------------------------------------------------------
Государства
-------------------------------------------------------------------------
Азербайджанская Налог на добавленную стоимость при ввозе и
Республика вывозе товаров из стран-участниц СНГ
Республика Беларусь таможенными органами не применяется (постанов-
Республика ление Верховного Совета РФ от 30 апреля 1993 г.
Казахстан N 4912-1).
Кыргызская
Республика Акцизами не облагаются подакцизные в РФ товары,
Республика происходящие с территорий государств - членов
Таджикистан СНГ, при их ввозе на территорию РФ (постановле-
Туркменистан ние Верховного Совета РФ от 5 августа 1993 г.).
Республика Узбекистан
Украина
-------------------------------------------------------------------------
Азербайджанская Товары, ввозимые из этих стран, облагаются
Республика налогом на добавленную стоимость и акцизами
Республика Молдова (письмо Государственного таможенного комитета
РФ от 19 июля 1993 г. N 01-13/7131).
-------------------------------------------------------------------------
Республика Грузия Товары, ввозимые из этих стран, облагаются
Латвийская налогом на добавленную стоимость и акцизами в
Республика порядке, установленном приказом Государственного
Литовская таможенного комитета РФ от 30 января 1993 г.
Республика N 49.
Эстонская
Республика Объектами налогообложения признаются обороты или
добавленная стоимость реализуемых товаров (работ
услуг). Объектом обложения по товарам, ввозимым
на территорию Российской Федерации, является
таможенная стоимость, определяемая в
соответствии с Законом Российской Федерации "О
таможенном тарифе". Налог взимается таможенными
органами.
Расчеты за реализуемые товары (работы, услуги)
осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным
на сумму налога на добавленную стоимость.
При использовании одной из сторон льгот по
налогу на добавленную стоимость их применение
допускается на территории государства,
установившего такие льготы.
При экспорте товаров непосредственно
предприятиями-изготовителями такие товары
освобождаются от уплаты НДС и акцизов в порядке,
определяемом Государственной налоговой службой
России.
При экспорте товаров другими предприятиями сумма
уплаченных НДС и акцизов возвращается налоговыми
органами по подтверждению таможенных органов.
-------------------------------------------------------------------------
Раздел VII. Квоты и лицензии
-------------------------------------------------------------------------
Государства
-------------------------------------------------------------------------
Азербайджанская С 1 января 1993 г. введен единый порядок квоти-
Республика рования и лицензирования экспорта и импорта со
Республика Армения всеми зарубежными странами, включая поставки в
Республика Беларусь государства СНГ, Азербайджан, Грузию, Латвию,
Республика Литву, Эстонию.
Казахстан
Кыргызская Устанавливается единый перечень лицензируемых
Республика товаров, единообразная система установления и
Республика Молдова распределения квот и оформления лицензий.
Республика
Таджикистан Товары, экспорт и импорт которых лицензируется
Туркменистан и квотируется, подлежат пропуску только при
Республика предоставлении соответствующих лицензий.
Узбекистан
Украина
-------------------------------------------------------------------------
Республика Грузия В 1993 году сохраняется квотирование и
Литовская лицензирование вывоза из России только 30
Республика важнейших видов сырья и материалов, то есть
Латвийская вывоз этих товаров допускается только в пределах
Республика квот на основе лицензий, выданных МВЭСом
Эстонская России. Поставки на экспорт всех видов машин
Республика и оборудования гражданского назначения, другие
готовые изделия и услуги не подлежат квотирова-
нию и лицензированию.
Выделение квот не является гарантией Правитель-
ства для поставки продукции в страны Содружества
и другие государства.
Квоты экспорта товаров устанавливаются
Министерством экономики и сообщаются
соответствующим министерствами, ведомствам и
организациям.
Квоты устанавливаются:
для государственных нужд (централизованный эк-
спорт в СНГ и другие государства);
квоты предприятий;
региональные квоты;
квоты для аукционной продажи.
Поставки продукции на экспорт для выполнения
международных обязательств России отнесены к
государственным нуждам.
Квоты для госнужд сообщаются Министерством
экономики России Министерству внешних
экономических связей России и контрактным
корпорациям (Росконтракту и др.), которые
организуют размещение заказов на
предприятиях-изготовителях.
Закупки продукции для госнужд (кроме вооруже-
ний, военной техники и продукции специального
назначения) осуществляются на конкурсной осно-
ве среди поставщиков.
Общие экспортные квоты предприятия получают от
министерств и ведомств.
Региональные квоты распределяют по регионам
министерства и ведомства.
Выделение и порядок использования квот на вывоз
нефти и нефтепродуктов осуществляются в
соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 17 февраля 1992 г. N 151. В част-
ности, региональные органы государственного
управления реализуют квоты на вывоз нефти и
нефтепродуктов через нефтедобывающие и
нефтеперерабатывающие предприятия - производи-
тели указанной продукции.
Квоты на вывоз подтверждаются сертификатами, на
основе которых МВЭС России или его региональные
уполномоченные органы выдают лицензии при
представлении поставщиком (отправителем)
подписанного или парафированного контракта.
При вывозе стратегически важных сырьевых ресур-
сов лицензии выдаются только организациям,
зарегистрированным в МВЭСе для этих целей.
Контроль за вывозом с территории Российской
Федерации и ввозом на ее территорию лицензи-
руемых товаров осуществляет Государственный
таможенный комитет России.
Оформление квот и лицензий на экспорт вооруже-
ний и военной техники, драгоценных металлов,
алмазов и драгоценных камней, стратегических и
других материалов, свободная реализация которых
запрещена, регулируется Указом Президента
Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179
и постановлением Правительства РФ от 28 января
1993 г. N 80.
Вывоз из Российской Федерации товаров для
переработки (давальческое сырье), а также
товаров по соглашениям о международной коопера-
ции производства регулируется "Временным поло-
жением о порядке ввоза в РФ иностранных товаров
и вывоза российских товаров за границу для пере-
работки, а также товаров по соглашениям о между-
народной кооперации производства" (утверждено
МВЭСом РФ 4 марта 1992 г. N 10-66/838 и Государ-
ственным таможенным комитетом РФ 7 марта 1992 г.
N 11-20/934) и инструкцией МВЭС России и ГТК
России от 22 сентября 1992 г. "Об особенностях
таможенного контроля за товарами,
перерабатываемыми в пределах государств - бывших
субъектов СССР".
-------------------------------------------------------------------------
Раздел VIII. Таможенные пошлины и таможенный контроль
-------------------------------------------------------------------------
Государства Порядок взимания таможенных пошлин
-------------------------------------------------------------------------
Азербайджанская В соответствии с Указом Президента Россий-
Республика ской Федерации от 14 июня 1992 г. N 629 взимание
Республика Армения экспортных пошлин осуществляется с предприятий,
Республика Беларусь поставляющих товары на экспорт с территории
Республика Российской Федерации, независимо от форм
Казахстан собственности и места регистрации, включая
Кыргызская предприятия с участием иностранных инвестиций.
Республика
Республика Молдова Взимание экспортных пошлин возлагается на
Республика Государственный таможенный комитет Российской
Таджикистан Федерации утвержден перечень товаров, облагаемых
Туркменистан экспортной пошлиной, и размер ставок (экспортный
Республика тарифный) при вывозе товаров за пределы
Узбекистан Российской Федерации
Украина
-------------------------------------------------------------------------
Республика Грузия При экспорте товаров предприятие-экспортер
Литовская представляет в таможню письменное подтверждение
Республика указанного в декларации уполномоченного банка о
Латвийская том, что расчеты по данной операции будут
Республика осуществляться через данный банк.
Эстонская
Республика С 1 января 1993 г. введен полноценный таможенный
контроль со всеми государствами на основе
представления таможенной декларации.
Таможенное оформление с уплатой всех
соответствующих таможенных сборов осуществляется
в отношении всех товаров, экспортируемых с
территории Российской Федерации и импортируемых
на территорию Российской Федерации.
Ставки экспортных таможенных пошлин - единые,
независимо от страны, в которую товары
вывозятся.
-------------------------------------------------------------------------
Раздел IX. Условия перевозок и транзита
-------------------------------------------------------------------------
Государства
-------------------------------------------------------------------------
Государства Содружества (Беларусь, Кыргызстан,
Российская Федерация, Армения, Казахстан,
Таджикистан, Узбекистан) подписали
многостороннее Соглашение о принципах и
условиях взаимоотношений в области транспорта.
Предусмотрены условия для беспрепятственного проезда
транспортных средств и транспортировки грузов, в том
числе и транзитных. Перевозчики и их транспортные
средства освобождаются на условиях взаимности от
дорожных и других налогов и сборов на территории
указанных государств.
Правительство Российской Федерации заключило в
1992-1993 гг. с Правительствами Казахстана, Беларуси,
Таджикистана, Кыргызстана, Армении, Литвы, Эстонии,
Узбекистана, Украины, Молдовы двусторонние
соглашения, в соответствии с которыми перевозки
пассажиров и грузов и транспортные средства одной
Договаривающейся Стороны, выполняющие эти перевозки
по территории другой Договаривающейся Стороны,
освобождаются от налогов и государственных сборов.
Этими соглашениями сохраняется действующий порядок
осуществления международных перевозок, установленный
ранее заключенными межправительственными соглашениями
бывшего СССР с другими странами, а также
международными конвенциями и соглашениями, участником
которых являлся бывший Союз.
В Республике Беларусь освобождение от налогов и
государственных сборов не распространяется на
перевозчиков одной из Договаривающихся Сторон,
расположенных на территории другой Стороны.
Правительство Азербайджана, Армении, Беларуси,
Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской
Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана
заключили Соглашение о порядке транзита. Грузы,
перевозимые между таможнями государств Содружества,
освобождаются от обложения таможенными пошлинами,
налогами и сборами за таможенное оформление в
государствах транзита и от необходимости получения
разрешений на транзит, а также от таможенного
досмотра. Прохождение грузов по территории государств
регулируется в соответствии с международными
правилами перевозок.
Грузы, вывозимые в третьи государства и не
оформленные таможней государства отправления, не
допускаются к транзиту через территорию
государств-участников Содружества и пропуску в третьи
государства.
Транспортно-экспедиторским организациям и
гражданам-владельцам транспортных средств запрещено
принимать экспортные товары без
товарно-сопроводительных документов и разрешения
таможенных органов России.
Перевозки грузов в сообщениях между железными
дорогами России и стран-участниц СНГ, Азербайджана,
Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии осуществляется на
основе действующих на железнодорожном транспорте
нормативных документов (Устав железных дорог, Правила
перевозок грузов, Технические условия погрузки и
крепления грузов).
Провозная плата за перевозку грузов в
межгосударственных сообщениях со странами СНГ (кроме
Украины), Азербайджана и Грузии рассчитывается и
взимается за все расстояние от станции отправления до
станции назначения по единому межгосударственному
тарифу, размер которого согласовывается
правительствами этих стран.
Взыскание провозной платы за перевозку грузов в
сообщении между станциями железных дорог России и
Украины с 1 июля 1993 г. в соответствии с соглашением
между железнодорожными администрациями
государств-участников Содружества, Азербайджана и
Грузии от 6 февраля 1993 г. осуществляется за
расстояние от станции отправления до стыковых
пограничных пунктов (включая расстояние до
госграницы) - с отправителя, а за расстояние от
стыкового пограничного пункта до станции назначения
- с получателя груза. За стыковые пограничные пункты
принимаются входные и выходные станции железных дорог
Украины. При перевозках Грузов России транзитом по
железным дорогам Украины провозные платежи за
проследование по этим железным дорогам взыскиваются
железными дорогами или экспедиторскими организациями
с грузоотправителя или грузополучателя, если иной
порядок расчетов не предусмотрен двусторонними и
многосторонними соглашениями между железнодорожными
администрациями. Во всех указанных случаях
применяется единый межгосударственный тариф. Тариф за
перевозку грузов с участием железных дорог Украины
взыскивается с грузоотправителей (грузополучателей) в
валюте того государства, где производятся расчеты.
Главы железнодорожных администраций
государств-участников Содружества, Азербайджана и
Грузии на совещании 3-4 июня 1993 г. в г.Ташкенте
согласились с предложением Белорусской и Молдавской
железных дорог остаться до 1 января 1994 г. в системе
централизованных расчетов за перевозки грузов, имея в
виду, что с 1 января 1994 г. Беларусь и Молдова
переходят на расчеты за перевозки грузов
железнодорожным транспортом, аналогичные с
изложенными для Украины.
В сообщениях со странами Балтии провозная плата за
перевозки грузов рассчитывается и взимается до или от
границы с Литвой, Латвией и Эстонией и отдельно за
расстояние по железным дорогам этих государств. Плата
за перевозки по этим железным дорогам взимается этими
дорогами.
По межгосударственному тарифу определяется и плата за
перевозки экспортных и импортных грузов.
Провозная плата за перевозку грузов по
Калининградской железной дороге, а также по другим
железным дорогам России при следовании грузов из
Калининградской области в другие регионы России или
из других регионов в Калининградскую область
применяется единый внутригосударственный тариф
России. С 1 июля 1993 г. за перевозку груза,
следующего из России в Калининградскую область, по
железным дорогам Беларуси и Литвы будет определяться
провозная плата на основании тарифов, действующих
соответственно на железных дорогах Беларуси и Литвы.
Провозная плата за перевозки грузов в
межгосударственном сообщении определяется по ставкам
тарифов прейскуранта N 10-01 (Тарифное руководство N
1 МПС издания 1989 года) с учетом повышающих
коэффициентов, действующих на момент отправления
груза, о чем можно справиться в товарной конторе
станции.
За перевозку грузов и дополнительные сборы (за
исключением экспортных грузов) взимается налог на
добавленную стоимость, вносимый в бюджет государства.
Между МПС России и МПС Латвии, МПС Литвы,
Министерством транспорта и связи Эстонии подписаны
Договоры о прямом железнодорожном сообщении.
-------------------------------------------------------------------------
Раздел X. Условия производственно-технической кооперации
-------------------------------------------------------------------------
Государства
-------------------------------------------------------------------------
Азербайджанская Товары, поставляемые на экспорт по кооперации,
Республика подлежат обязательному декларированию в
Республика Армения установленном порядке. Для чего экспортер
Республика Беларусь представляет органам государственного
Республика таможенного контроля России таможенную
Казахстан декларацию и копию полученного решения об
Кыргызская освобождении товаров, поставляемых по
Республика кооперации, от взимания экспортных пошлин
Республика Молдова и таможенных сборов.
Республика
Таджикистан Вывоз товаров по кооперации не подлежит
Туркменистан количественным ограничениям.
Республика Узбекистан
Украина В случае кооперационных поставок сырья из
России для переработки в государствах -
бывших субъектах СССР и последующего возвращения
в Россию действует инструкция МВЭСа России и
Государственного таможенного комитета России от
22 сентября 1992 г. "Об особенностях таможенного
контроля за товарами, перерабатываемыми в
пределах государств - бывших субъектов СССР".
-------------------------------------------------------------------------
Государства
-------------------------------------------------------------------------
Республика Грузия В соответствии с этой инструкцией:
Литовская Республика экспорт товаров, поставляемых по кооперации,
Латвийская Республика осуществляется по контрактам (договорам) ме-
Эстонская Республика жду юридическими лицами;
товары, поставляемые по кооперации, освобож-
даются от взимания экспортных пошлин на
основании Договора о переработке товаров,
подтвержденного таможенным органом. Договор
должен строго соответствовать определенным в
Инструкции требованиям и быть зарегистриро-
ванным в таможне. В случае нарушения Догово-
ра о переработке товара или процедур, уста-
новленных Инструкцией, таможенные органы
взимают с заявителя экспортные и импортные
пошлины в бесспорном порядке, а также приме-
няют другие санкции.
Вывоз (ввоз) специальных комплектующих изде-
лий для производства вооружений и военной
техники (В и ВТ), работ и услуг в области
военно- технического сотрудничества в соот-
ветствии в приложением N 5 к постановлению
Правительства Российской Федерации от 6
ноября 1992 г. N 854 и постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 24 июля
1992 г. N 517 осуществляется на основании
заключенных договоров в рамках сложившейся
производственной кооперации с предприятиями,
расположенными на территории госу-
дарств-участников СНГ.
Разовые лицензии на экспорт (импорт) специ-
альных комплектующих изделий для произ-
водства В и ВТ выдаются Министерством внеш-
них экономических связей Российской Федера-
ции по заявкам предприятий, согласованным с
Комитетом Российской Федерации по оборонным
отраслям промышленности.
Вывоз (ввоз) специальных комплектующих изде-
лий для производства В и ВТ с предприятиями,
расположенными на территории госу-
дарств-участников СНГ, вовлеченных в воору-
женные конфликты, а также Грузии, Азербайд-
жана, Латвии, Литвы и Эстонии, осуществля-
ется в порядке, предусмотренном Указом Пре-
зидента Российской Федерации от 12 мая 1992
г. N 507. Комитет Российской Федерации по
оборонным отраслям промышленности рассматри-
вает с участием соответствующих министерств
и ведомств обращения предприятий и организа-
ций разработчиков и изготовителей специаль-
ных комплектующих изделий для производства В
и ВТ о предоставлении им права участия в во-
енно-техническом сотрудничестве и вносит
соответствующие предложения в межведомствен-
ную комиссию по военно-техническому сотруд-
ничеству Российской Федерации с зарубежными
странами (КВТС).
Правительство Российской Федерации по
представлению КВТС принимает решение о раз-
решении или прекращении экспорта специальных
комплектующих изделий для производства В и
ВТ.
Министерство внешних экономических связей
Российской Федерации оформляет и выдает в
пределах выделенных квот в установленном по-
рядке лицензии участникам внешнеэкономи-
ческой деятельности, получившим разрешение
Правительства Российской Федерации на
экспорт специальных комплектующих изделий
для производства В и ВТ.
Лицензирование экспорта и импорта военной
продукции регламентируется постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 ян-
варя 1993 г. N 80.
Порядок расчетов за продукцию военного наз-
начения определен постановлением Прави-
тельства РФ от 28 января 1993 г. N 81.
Порядок введения эмбарго на поставку воору-
жения и военной техники, оказание услуг во-
енно-технического характера, а также на
поставку сырья, материалов, оборудования и
передачу технологий военного и двойного наз-
начения зарубежным государствам, в том числе
государствам-участникам СНГ, утвержден Ука-
зом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. N
235.
Координация производства и поставки обычных
вооружений и военной техники осуществляется
Постоянной комиссией, созданной на основании
Соглашения между Правительствами Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации от 12 января 1993 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госкомитета РФ по экономическому сотрудничеству с государствами - членами Содружества, Минэкономики РФ, МВЭС ГТК РФ от 26 января 1993 г. N ВМ-254 "Об осуществлении торговых операций хозяйствующих субъектов России с партнерами государств ближнего зарубежья в 1993 году"
Госкомитет РФ по экономическому сотрудничеству с государствами - членами Содружества уточнил данный материал (по состоянию на 1 августа 1993 г.) (опубликовано в газете "Деловой мир" от 24 августа 1993 г.)
Текст письма опубликован в газете "Российские вести", N 55, 1993 год
Настоящее письмо фактически прекратило действие.
Срок действия письма ограничен 1993 годом