Решение Советского районного суда г. Липецка
(Извлечение)
Советский районный суд г. Липецка Липецкой области в составе
председательствующего Лопатиной Н.Н.,
с участием прокурора Моисеевой А.С.,
при секретаре Гаракишиеве И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Филиной ФИО11 к управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработка за вынужденный прогул, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Филина О.Н. работала в управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области в должности консультанта отдела по регулированию цен (тарифов) с ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. была проведена аттестация государственных гражданских служащих, по результатам которой она была признана не соответствующей занимаемой должности гражданского служащего, приказом от ДД.ММ.ГГГГ г. служебный контракт с ней был расторгнут и она была уволена с гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Филина О.Н. обратилась в суд с иском к управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области о восстановлении на работе в должности консультанта отдела по регулированию цен (тарифов), взыскании заработка за вынужденный прогул, компенсации морального вреда, указывая, что аттестация была проведена с нарушением закона, выводы аттестационной комиссии являются неправомерными, связаны с негативным к ней отношением со стороны администрации, поскольку она отказалась вступать в профсоюзную организацию, что, по мнению истца, является дискриминацией. Ранее изданные приказы о привлечении её к дисциплинарной ответственности, которые учитывались при вынесении решения аттестационной комиссией, являются незаконными. От предложенной ей нижестоящей должности главного специалиста она не отказывалась, не дала своего согласия только потому, что до неё не довели должностной регламент предложенной должности, не сообщили размер денежного содержания, не предоставили времени на обдумывание предложения.
Истица в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела своевременно извещалась, о чем имеются сведения, о причинах неявки суд не известила, об отложении рассмотрения дела не просила. В предыдущем судебном заседании исковые требования поддерживала.
Представители ответчика Бессонова Н.Г. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., Канищева С.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., Вострикова Н.Н. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. против иска возражали, указывая, что увольнение истицы по результатам аттестации было осуществлено в соответствии с законом и установленным порядком. Нарушений при проведении аттестации не было, члены аттестационной комиссии приняли решение о признании Филиной О.Н. не соответствующей занимаемой должности гражданского служащего единогласно. При этом учитывался отзыв руководителя о её работе, её ответы на вопросы аттестационной комиссии, предшествующее поведение и отношение к работе. Истице предлагалась нижестоящая вакантная должность, от перевода на которую она отказалась, в связи с чем контракт с ней был расторгнут.
Выслушав объяснения представителей ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Филина О.Н. принята на должность консультанта отдела по регулированию цен (тарифов) управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области в порядке перевода из управления в сфере размещения государственных заказов.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ г. служебный контракт с истицей был расторгнут и она была уволена с гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, на основании п.4 ч.1 ст.33, п.п. "б" п.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе". Указанный приказ истица оспаривает
Согласно ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 28 ТК РФ особенности применения норм Трудового Кодекса к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим устанавливаются федеральными законами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно Положению "Об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области", утвержденному распоряжением администрации Липецкой области от 09.07.2010 года N239-р, Управление является отраслевым исполнительным органом государ-ственной власти Липецкой области. Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего, замещающего должность консультанта отдела по регулированию цен (тарифов) управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы должность, которую замещает истица, является государственной гражданской службой и относится к категории "специалисты" ведущей группы.
Согласно п.4 ч.1 ст.33 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (статья 37 настоящего Федерального закона). В соответствии п.п. "б" п.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
В соответствии со ст. 48 ФЗ"О государственной гражданской службе" аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.
При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.
Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности гражданской службы; 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий: 1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; 3) понижается в должности гражданской службы.
При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, которое содержит аналогичные положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих.
Судом установлено, что приказом руководителя управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ г. N Nс последующими изменениями и дополнениями) создана постоянно действующая аттестационная комиссия для поведения аттестации и квалификационного экзамена государственных гражданских служащих Управления и утвержден её состав.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ г. N N назначено проведение аттестации государственных гражданских служащих управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ г. в "данные изъяты" час. Истица была ознакомлена с указанным приказом и графиком проведения аттестации, о чем свидетельствует её подпись в графике. Проведение аттестации назначено в установленные законом сроки, оснований для переноса срока аттестации не имелось. Истица подлежала аттестации, поскольку отработала в Управлении более года.
В аттестационную комиссию предоставлен отзыв об исполнении Филиной О.Н. должностных обязанностей гражданского служащего, составленный руководителем отдела, в котором работала истица, и утвержденный руководителем Управления. В указанном отзыве содержится мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной и служебной деятельности гражданского служащего. Как следует из отзыва, истица за время работы зарекомендовала себя как с положительной, так и с отрицательной стороны. В качестве недостатков указано неисполнение в срок установленных заданий, неспособность провести анализ ценообразования на социально значимые продовольственные товары по всей цепочке товаропродвижения. К мотивированному отзыву приложены сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, в числе которых приказы от ДД.ММ.ГГГГ г. N N и от ДД.ММ.ГГГГ г. N N о привлечении истицы к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нарушение трудовой дисциплины.
Как следует из протокола заседания комиссии по проведению аттестации государственных гражданских служащих управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ г., аттестационного листа государственного гражданского служащего, показаний свидетелей Сидоровой О.И., Ждановой Л.П., Даниловой Л.П., являющихся членами аттестационной комиссии, истица присутствовала на аттестации. Аттестация проводилась в форме собеседования. Членами аттестационной комиссии истицы задавались вопросы, которые входят в круг её должностных обязанностей. Однако истица не смогла правильно и квалифицированно ответить на поставленные вопросы. По результатам аттестации комиссией было принято единогласное решение о несоответствии Филиной О.Н. замещаемой должности гражданской службы.
По результатам проведения аттестации государственных гражданских служащих руководителем управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области издан приказа от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, которым Филина О.Н. - консультант отдела по регулированию цен (тарифов) признана не соответствующей замещаемой должности гражданской службы с понижением в должности гражданской службы.
В соответствии с ч.2 ст. 37 ФЗ"О государственной гражданской службе" увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске, в том числе отпуске по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.
В соответствии с п. 16 ст. 48 ФЗ "О государственной гражданской службе", п. 24. Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации при отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.
Судом установлено, что приказом руководителя управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ г. N N истице в связи с признанием её не соответствующей замещаемой должности по результатам аттестации предложена нижестоящая вакантная должность главного специалиста отдела по регулированию цен (тарифов). Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ г., составленному руководителем и работниками Управления, истица отказалась от перевода на предложенную ей вакантную должность, однако поставить свою подпись под отказом от предложения, отказалась. Других вакантных должностей, как следует из справки ответчика, не имелось.
С ДД.ММ.ГГГГ г. истица на работу не вышла, находилась на больничном листе в связи с временной нетрудоспособностью. Как следует из предоставленных ответчиком доказательств, истице направляясь уведомления по телефону, по почте, с нарочным с предложениями вакантной должности. На указанные предложения ответа от истицы не поступило.
Истица в период с ДД.ММ.ГГГГ г. была временно нетрудоспособна, на работу вышла ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается копиями больничных листов, табелем учета рабочего времени.
Приказом от 26.12.2011 г. служебный контракт с Филиной О.Н. расторгнут и она уволена с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя на основании п.4 ч.1 ст.33, п.п. "б" п.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Увольнение согласовано с первичной профсоюзной организацией.
На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что аттестации Филиной О.Н. проведена в соответствии с установленным законом порядком, никаких нарушений допущено не было. Выводы аттестационной комиссии сделаны на основании мотивированного отзыва руководителя об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подтвержденного объективными данными о работе истицы и результатами собеседования в ходе проведения аттестации.
Доводы истицы о том, что аттестация проводилась в период её временной нетрудоспособности, в связи с чем результаты аттестации должны быть признана недействительными, не могут быть приняты судом. Законом не установлено ограничений для проведения аттестации во время временной нетрудоспособности работника. Указанное обстоятельство может служить основанием для переноса срока проведения аттестации. Однако от истицы не поступало заявлений о переносе срока проведения аттестации, она выразила свое согласие на проведение аттестации в период её временной нетрудоспособности.
При указанных обстоятельствах суд считает, что оснований для признания необоснованными выводов аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. о несоответствии истицы замещаемой должности государственной гражданской службы, незаконным приказа о её увольнении и восстановлении на работе в прежней должности не имеется. В связи с этим и основания для взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в иске Филиной ДД.ММ.ГГГГ к управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области о признании незаконным приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ г., восстановлении на работе, взыскании заработка за вынужденный прогул, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.