Разъяснения Госналогслужбы РФ от 14 сентября 1993 г. N ВГ-4-01/145н
по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц
Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в связи с поступающими с мест запросами разъясняет следующее.
1. При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения должна учитываться разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом ВС Российской Федерации. Учитывая, что этот порядок до настоящего времени не установлен, можно ли при определении прибыли от реализации основных фондов применить вместо индекса инфляции коэффициент, использованный при проведении переоценки основных фондов?
Поскольку порядок увеличения на индекс инфляции Верховным Советом Российской Федерации не установлен, прибыль от реализации основных фондов следует исчислять как разницу между продажной и остаточной стоимостью.
2. Чем руководствоваться при определении рыночной стоимости производимой продукции, покупных товаров и основных средств при исчислении налогооблагаемой прибыли, если:
вся производимая продукция реализована по цене ниже себестоимости, покупные товары - по цене ниже цены приобретения, а основные средства - по цене ниже балансовой стоимости?
продукция и имущество реализованы в порядке прямого обмена?
Если вся производимая продукция реализуется или обменивается по ценам не выше ее себестоимости, то для целей налогообложения прибыли следует принимать рыночную цену, сложившуюся в данном регионе по данному виду продукции, но при этом она должна быть выше себестоимости.
Аналогичный порядок определения цены для целей налогообложения при реализации покупных товаров, по которым применена цена реализации не выше цены их приобретения.
При осуществлении прямого обмена и реализации основных средств и иного имущества по ценам не выше балансовой стоимости сумма сделки для целей налогообложения определяется по рыночной цене, сложившейся в данном регионе, но при этом она должна быть выше балансовой стоимости имущества данного предприятия.
Во всех приведенных случаях должны применяться рыночные цены, действовавшие на момент исполнения сделок.
Регион - сфера обращения товара в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на близлежащей по отношению к покупателю территории.
При этом под близлежащей территорией наряду с национально- и административно- территориальными, национально-государственными образованиями понимается конкретный населенный пункт, или группа населенных пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований.
3. Согласно внесенным дополнения в Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" *) с 01.01.93 г. в состав внереализационных доходов включаются суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности. Возникает вопрос: подлежат ли включению в состав вышеуказанных доходов предприятия суммы средств, полученные безвозмездно от физического лица, а также стоимость полученных безвозмездно от других предприятий основных средств, товаров и другого имущества, и по какой стоимости?
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" средства от добровольных пожертвований и взносов граждан не подлежат обложению налогом на прибыль. Указанные средства подлежат отражению на счете 88 "Фонды специального назначения", субсчет "Фонд пополнения оборотных средств".
Налогообложению подлежат не только денежные средства, полученные безвозмездно от других предприятий, но и другие виды средств (основные средства, товары, другое имущество).
При определении налогооблагаемой прибыли в расчет принимается стоимость основных средств, товаров и иного имущества не ниже их балансовой стоимости, числящейся у передающего предприятия.
В случае несоблюдения этого порядка предприятиям разрешается внести необходимые уточнения в расчеты по налогу на прибыль за 9 месяцев текущего года.
При выявлении налоговыми органами фактов занижения налогооблагаемой прибыли по указанной причине после представления таких расчетов штрафные санкции применяются в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством.
4. В 1992 г. на увеличение уставного фонда ТОО отнесены суммы, перечисленные в качестве учредительного взноса или на развитие общества юридическими и физическими лицами, не являющимися учредителями. Правомерно ли учесть эти поступления при налогообложении прибыли?
В данном случае налогообложению подлежат только средства, перечисленные юридическими лицами, не являющимися учредителями.
5. Переоценка основных средств отражена в балансе на 01.10.92 г. Автомашина продана в августе 1992 г. по старой цене. Следует ли переоценить ее и облагать налогом разницу?
Согласно письму Минфина России от 08.10.92 г. N 16-05/3 "Об отдельных вопросах по переоценке основных фондов и средств" переоценке по состоянию на 01.07.92 г. подлежали основные средства, числящиеся на балансе предприятия на эту дату, т.е. и объекты, выбывшие у предприятия после 1 июля 1992 г. При этом разрешено результаты от выбытия (реализации) в период с 1 июля по 1 октября 1992 г. объектов основных средств (включая оборудование к установке и незавершенное строительство), возникшие в связи с их переоценкой, относить не на результаты деятельности предприятия, а за счет фонда индексации имущества, учитываемого на счете 88 "Фонды специального назначения", субсчет "Фонд индексации имущества".
6. Возможна ли была реализация основных средств (транспорта) до 1 июля 1992 г. по ценам ниже балансовой стоимости?
Указанные основные средства могут быть реализованы по любой цене, однако при реализации основных фондов по ценам ниже балансовой стоимости для целей налогообложения должна определяться выручка исходя из рыночных цен на эти средства, действовавших на момент реализации.
7. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - на балансе предприятия, оказывает платные услуги населению. Надо ли эту прибыль включать в прибыль от прочих видов деятельности или на эту сумму уменьшать содержание самого ЖКХ?
Прибыль от оказания платных услуг должна учитываться в составе валовой прибыли предприятий и облагаться налогом.
8. Какие виды деятельности относятся к предпринимательской деятельности у бюджетных организаций?
Все виды деятельности (кроме основной), направленные на получение прибыли (дохода) и не запрещенные действующим законодательством.
9. Имеет ли право предприятие, часть затрат которого покрывается ассигнованиями из бюджета, устанавливать метод определения выручки от реализации: по бюджетным ассигнованиям - по выполненным работам, по хоздоговорам - по мере поступления средства на расчетный счет?
Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 20.03.92 г. N 10 * предприятиями при принятии учетной политики на отчетный год устанавливается единый метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), независимо от источника финансирования производства и реализации продукции (работ, услуг). Пунктом 13 Положения о составе затрат, по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. N 552 **, установлено, что метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.
10. Каков порядок взаимоотношений с бюджетом организаций и учреждений, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, по средствам, полученным за выдачу лицензий?
Порядок взаимоотношений с бюджетом указанных организаций и учреждений по средствам, полученным за выдачу лицензий, устанавливается в каждом отдельном случае законами или постановлениями Правительства.
По вопросу лицензирования транспортной деятельности необходимо руководствоваться письмом Госналогслужбы России, Минфина России, Минтранса России от 06.11.92 г. N ВГ-4-01/72н/8-04-5/РТИ-14/568 "О средствах на выдачу лицензий", строительной деятельности - письмами Госналогслужбы России от 23.07.92 г. N 01-1 "О государственном лицензировании строительной деятельности на территории РСФСР", от 14.01.93 г. N ВГ-6-01/22 о продлении сроков лицензирования строительной деятельности для организаций и предприятий, начавших свою деятельность после 1 января 1989 г., и от 09.03.93 г. N ВГ-4-01/28н о продлении сроков лицензирования проектных подразделений Союза архитекторов России.
11. На балансе предприятия есть жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), которое отпускает на сторону пар, тепло. Кроме того, снабжает паром и теплом свои дома. Должен ли быть в этом случае раздельный учет доходов от реализации теплоэнергии и где должен найти отражение полученный доход?
Необходимо вести раздельный учет доходов от реализации теплоэнергии на сторону и содержания дома. Доход, полученный от отпуска теплоэнергии на сторону, должен учитываться в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг).
При исчислении льгот по налогу на прибыль налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму затрат предприятия (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящегося на его балансе жилищного фонда.
12. Имеют ли право на получение льготы по отчислениям в резервный фонд товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО)?
Создание резервных фондов акционерными обществами (открытого и закрытого типов) предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90 г. N 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах". Среди организационно-правовых форм предприятий, установленных Законом РСФСР от 25.12.90 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст. 11), указано "акционерное общество закрытого типа (товарищество с ограниченной ответственностью)", следовательно, ТОО имеют право на получение упомянутой выше льготы при условии, что их уставы содержат положения о создании резервного фонда.
Согласно постановлению Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 262 постановление СМ РСФСР от 25 декабря 1990 г., утверждавшее Положение об акционерных обществах, утратило силу. В настоящее время деятельность акционерных обществ регулируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ
13. Распространяются ли права акционерных обществ по созданию резервного фонда на их филиалы?
Постановлением Совета Министров РСФСР "Об утверждении Положения об акционерных обществах" предусмотрено создание резервных фондов для акционерных обществ в размере не менее 10% уставного капитала.
Формирование резервных фондов установлено для предприятий, по своей организационно-правовой форме зарегистрированных как акционерное общество, и связано с величиной его уставного капитала.
Поскольку сами филиалы по своей организационно-правовой форме не соответствуют требованиям Положения об акционерных обществах и не образуют уставного капитала (фонда), то вышеприведенный порядок формирования резервных фондов и предусмотренные в связи с этим льготы по налогообложению прибыли на них не распространяются.
14. Если участники совместной деятельности согласно договору решили не распределять полученную в результате этой деятельности прибыль, а использовать ее вновь в рамках совместной деятельности, то каков в этом случае порядок налогообложения?
Налогоплательщики - участники совместной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством могут направлять на совместную деятельность средства только после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, т.е. после распределения прибыли от этой деятельности и налогообложения ее у каждого из участников в установленном порядке.
15. Какой уставный фонд следует принимать при определении суммы отчислений в резервный фонд: предусмотренный учредительными документами или фактически сформированный?
Резервный фонд не должен превышать 25% от средств, фактически перечисленных в уставный фонд.
16. Утвержден ли на 1993 г. особый порядок расчетов с бюджетом по налогу на прибыль по предприятиям (основной деятельности) воздушного транспорта Департамента воздушного транспорта и предприятиям (основной деятельности) Минсвязи России?
Установленный порядок расчетов по налогу на прибыль в 1993 г. по предприятиями Департамента воздушного транспорта доведен до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 11.03.93 г. N ВГ-6-01/110 "О порядке расчетов с бюджетом предприятий основной деятельности воздушного транспорта Министерства транспорта РФ с 1993 года", а по предприятиям связи основной деятельности Минсвязи России - письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 21.04.93 г. N ВГ-4-01/61н, 16.04.93 г. N 48 "Об особенностях применения предприятиями связи основной деятельности Министерства связи Российской Федерации, управлениями и учреждениями почтовой связи при Минсвязи России Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
Инструкция Госналогслужбы РФ от 6 марта 1992 г. N 4 утратила силу
См. Инструкцию МНС РФ от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденную приказом МНС РФ от 15 июня 2000 г. N БГ-3-02/231
17. Предприятия и организации, осуществляющие хозрасчетную деятельность, но по оплате труда приравненные документами Правительства Российской Федерации к бюджетным организациям, в случае превышения фактических расходов по оплате труда, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной должны ли уплачивать в бюджет налог с суммы этого превышения?
Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 на 1994 год установлена нормируемая величина расходов на оплату труда в размере шестикратного размера минимальной оплаты труда в РФ. Изменен также порядок предоставления льгот и уплаты налога при превышении этого норматива
Предприятия и организации, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" являются плательщиками налога на прибыль (кроме полностью освобожденных от уплаты налога), а также предприятия, получившие убыток от хозяйственной деятельности, должны уплачивать в бюджет налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной.
Согласно Федеральному закону от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ с 1 января 1996 г. пункт 13 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организации", вводивший налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда, прекращает свое действие и исключается из Закона
18. Учитывается ли при исчислении налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной среднесписочная численность и расходы по оплате труда студентов и учащихся, проходящих производственную практику на предприятии?
Согласно пункту 14.6 Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР от 17.09.87 г. N 17-10-0370, студенты и учащиеся в указанном случае не включаются в среднесписочную численность.
Учитывая, что оплата их труда включается в фонд оплаты труда (п.7 Положения о составе затрат), при исчислении нормируемой величины расходов на оплату труда в среднесписочную численность работников предприятия для целей налогообложения следует включать студентов и учащихся, проходящих производственную практику.
19. Объектом налогообложения является превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции по сравнению с их нормируемой величиной; как быть, если на предприятии подсобные цеха не входят в основную деятельность, учитывать ли при налогообложении оплату труда работников этих цехов?
При определении превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, подлежащих налогообложению, следует учитывать расходы на оплату труда, включенные в себестоимость продукции (работ, услуг).
20. Включаются ли надбавки к заработной плате за разъездной, подвижной характер работ в фактические расходы на оплату труда и увеличивается ли на эту сумму нормируемая величина расходов на оплату труда?
В соответствии с пунктом 7 (абзац 6) Положения о составе затрат выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, включаются в состав затрат на оплату труда и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Согласно Инструкции Госкомстата России от 13.10.92 г. N 6-3/124 "О составе затрат, направляемых на потребление" к компенсирующим выплатам относится надбавка за подвижной и разъездной характер работ для работников, непосредственно занятых на строительстве, реконструкции и капитальном ремонте. Нормы и порядок возмещения указанных расходов установлены постановлением Минтруда России от 03.03.93 г. N 44 с учетом изменений и дополнений от 28.06.93 г. N 127, доведенных до налоговых органов письмами Госналогслужбы России, соответственно от 19.04.93 г. N ЮУ-6-10/48 и от 24.08.93 г. N ЮУ-6-10/285. Нормируемая величина расходов на оплату труда на эти расходы не увеличивается, поскольку это не предусмотрено постановлением ВС Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
21. При проверках правильности определения расходов на оплату труда, принимаемых при исчислении налога на убыточных предприятиях, обнаруживаются значительные суммы доначислений в бюджет. За счет каких источников указанные предприятия должны производить расчеты с бюджетом по доначисленным суммам?
Уплата в бюджет налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной по таким предприятиям производится за счет их собственных средств.
22. Многие предприятия с 1993 г. часть расходов на оплату труда производят за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, включают в фонд потребления натуральные выплаты, в том числе приобретение путевок, проездных билетов. Следует ли учитывать указанные расходы в расчете налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной?
Осуществляя хозяйственную деятельность, предприятия и организации, формируя состав затрат, должны руководствоваться согласованным с ВС Российской Федерации Положением о составе затрат, которым регулируются их расходы.
Пунктом 7 этого Положения определен перечень затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также перечень выплат работникам предприятий в денежной и натуральной формах, и связанных с их содержанием, не включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
23. При расчете сумм превышения фактических расходов на оплату труда против удвоенной нормируемой величины этих расходов налог исчисляется по всем предприятиям по ставке 50%. Будут ли облагаться данным налогом предприятия, полностью освобожденные от уплаты в бюджет налога на прибыль?
Такие предприятия освобождаются от уплаты этого налога как по основным ставкам налога на прибыль, так и по ставке 50%.
24. На одном предприятии работник выполняет основную работу и работает по совместительству. Как учитывать в среднесписочной численности таких работников?
Постановлением ВС Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что нормируемая величина расходов на оплату труда определяется исходя из фактической среднемесячной оплаты труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в части, относимой на себестоимость продукции (но не выше четырехкратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации, установленного Законом), и фактической среднесписочной численности этой категории работников, в том числе работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате предприятия (выполняющих работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера). При этом к работникам, работающим по совместительству, относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.
Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.
25. Уплачивают ли образовательные учреждения налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной?
По превышению фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной образовательное учреждение должно рассчитываться с бюджетом в общеустановленном порядке.
26. Предоставляется ли льгота по налогу с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной по предприятиям и организациям, выполняющим работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, объем которых менее 50% от общего объема?
Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что на предприятиях и в организациях, передислоцированных и постоянно дислоцированных в Брянской, Калужской, Орловской, Смоленской, Тульской областях, выполняющих проектные, строительно-монтажные и ремонтные работы, изготовление строительных конструкций и деталей с объемами работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС менее 50% от общего объема, не подлежит налогообложению часть прибыли, полученная от выполнения этих работ.
Для получения данной льготы, а также льготы с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной в части, относящейся к этим работам, предприятия и организации должны вести раздельный учет прибыли, полученной от указанного вида работ, а также затрат на оплату труда работников, занятых в этой деятельности.
Прибыль, полученная от других видов деятельности, а также превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной по этим видам деятельности, облагаются налогом в общеустановленном порядке.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки.
27. В каком порядке учитывается численность лиц, работающих по договорам подряда, при определении среднесписочной численности, если договор заключен на 12 месяцев?
Как быть, если в расчет среднесписочной численности данная категория лиц включалась, а в следующем году договор расторгается без выплаты зарплаты?
Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени с учетом продолжительности рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы. Этот порядок применяется независимо от сумм начисления и выплаты зарплаты.
При расторжении договора без выплаты зарплаты необходимо за периоды, в которых учитывалась эта численность, уменьшить среднесписочную численность работников и уточнить расчеты по налогу за соответствующие периоды.
28. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.91 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Крайнего Севера" за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.72 г. N 255, на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, сохраняются непрерывный стаж и средняя заработная плата по прежнему месту работы. Указанные выплаты производятся за счет средств предприятий и организаций, высвобождающих работников.
В каком порядке указанные суммы отражать в расчете налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной?
По таким предприятиям указанные выплаты включаются в фонд оплаты труда и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). При исчислении налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, из фактических расходов на оплату труда исключается сумма начисленной заработной платы сокращенным работникам на период трудоустройства, но не выше 6 месяцев после их сокращения.
29. Следует ли увеличивать нормируемую величину расходов на оплату труда по предприятиям оборонного комплекса на коэффициент 1,3 согласно распоряжению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.02.93 г. N 264-р?
Распоряжением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.02.93 г. N 264-р предусмотрено, что увеличение минимального размера оплаты труда в 1,3 раза при исчислении себестоимости продукции в 1993 г. осуществляется при условии сохранения действующего порядка налогообложения.
Таким образом, исчисление нормируемой величины расходов на оплату труда производится в общеустановленном порядке.
30. Следует ли увеличивать нормируемую величину расходов на оплату труда на величину надбавки к заработной плате, установленной для населения закрытых городов?
Постановлением ВС Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом последующих изменений и дополнений увеличение нормируемой величины расходов на оплату труда на указанную надбавку не предусмотрено.
31. Учитываются ли гонорары, выплаченные внештатным работникам редакций, при определении сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной?
В редакциях средств массовой информации, не выступающих в качестве издателя, авторские гонорары, выплачиваемые внештатным сотрудникам, учитываются при расчете сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной в общеустановленном порядке.
При исчислении налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной по предприятиям издательской деятельности, т.е. издательствам и другим учреждениям, предприятиям, осуществляющим материально-техническое обеспечение производства продукции средств массовой информации (ст.2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"), следует руководствоваться Отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по издательской деятельности, утвержденными Мининформпечати России, согласованными с Минфином России и Минэкономики России от 08.04.93 г. N 02-68-а/18 (доведены до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 27.05.93 г. N НП-4-01/78н), согласно которым авторский гонорар, выплачиваемый по договорам на издание произведений науки, литературы и искусства, не включается в состав элемента "Расходы на оплату труда" у предприятий, занимающихся издательской деятельностью, учитывается по элементу "Прочие расходы".
До выхода этих отраслевых особенностей указанные авторские гонорары отражались в составе затрат в элементе "Затраты на оплату труда", как оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договора подряда).
32. В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" с учетом изменений и дополнений нормируемая величина расходов на оплату труда увеличивается на оплату стоимости бесплатно выдаваемой форменной одежды и обмундирования. Касается ли это положение работников ведомственной военизированной охраны и военизированной пожарной охраны и следует ли эти суммы включать в фактические расходы на оплату труда?
Нормируемая величина расходов на оплату труда увеличивается на оплату стоимости бесплатно выдаваемой форменной одежды и обмундирования для предприятий и ведомств, в которых форменная одежда и обмундирование введены в соответствии с законодательством. Такое положение установлено для работников ведомственной военизированной охраны и военизированной пожарной охраны.
В соответствии с пунктом 7 Положения о составе затрат стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов включается в фактические затраты на оплату труда и, следовательно, отражается в строке 1 Расчета налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (Приложение 1 к Инструкции Госналогслужбы России от 04.03.92 N 4 в редакции изменений и дополнений N 4) и соответственно отражается по строкам 5 и 6 того же Расчета.
33. Включаются ли в выплаты, связанные с районным регулированием, при определении нормируемой величины расходов на оплату труда надбавки за непрерывный стаж работы?
При определении нормируемой величины расходов на оплату труда выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы, включая надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляемые по решениям Правительства, принимаются в начисленных суммах от всей суммы, начисленной на оплату труда работникам основной деятельности, включаемую в себестоимость продукции (работ, услуг).
34. Подлежат ли налогообложению средства, направленные на премирование за досрочный ввод объектов?
Указанные средства включаются в состав затрат на оплату труда как выплаты стимулирующего и компенсирующего характера по разработанным положениям и учитываются при расчете налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной.
35. Предприятие получило дотацию из бюджета на покрытие убытков от конверсии:
а) какое отражение в учете данной операции?
б) если из этой суммы часть направлена на выдачу зарплаты рабочим, учитывается ли она при расчете суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной?
а) В соответствии с письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 11.05.93 г. N ВГ-6-01/173; 04-02-04 "О порядке учета при налогообложении средств, полученных из бюджета" ассигнования из бюджета, предназначенные, для финансирования мероприятий целевого назначения и покрытия убытков, по мере получения учитываются предприятиями на кредите счета 96 "Целевые финансирование и поступления" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
б) Согласно указанному выше письму суммы фактических расходов, связанных с осуществлением мероприятий целевого назначения и покрываемых за счет бюджета, списываются с кредита соответствующих счетов в дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления", т.е. состав себестоимости продукции (работ, услуг) не включаются.
Исходя из этого ассигнования, направленные на цели обеспечения оплаты труда работников в связи с конверсией военного производства, при исчислении налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной не учитываются.
36. Учитывается ли в фонде оплаты труда компенсация на оплату командировочных расходов водителям, взыскиваемая с заказчиков автопредприятием?
Средства, полученные автопредприятием с заказчиков в виде компенсации на оплату командировочных расходов водителям, отражаются у автотранспортного предприятия на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" как часть выручки за оказанные услуги и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (как прибыль).
37. Как составляется расчет налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной?
Начиная с 01.01.93 г. указанный расчет составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года.
38. С 01.01.93 г. предприятия уплачивают в бюджет налог с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. В связи с тем, что исчисление этой суммы производится по разным ставкам (по основной ставке 32% или 45% и за превышение фактических расходов на оплату труда сверх удвоенной нормируемой величины - в размере 50%), в каких процентах должна распределяться общая сумма налога между республиканским бюджетом Российской Федерации и местными бюджетами? Как распределяется между бюджетами налог на доходы, установленный статьей 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при ставках 90%, 70% и 15%?
Законом Российской Федерации от 14.05.93 г. N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год" (ст.5) предусмотрено зачислять в 1993 г. в республиканский бюджет налог на прибыль исходя из ставки 10%. В связи с этим налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований зачисляется в размере остальной части ставки. Налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной распределяется между бюджетами исходя из указанной пропорции по зачислению налога на прибыль в бюджеты.
39. По какой ставке налога на прибыль (32% или 45%) следует облагать прибыль ломбарда от ведения залоговых операций при отсутствии договора комиссии или поручения?
Учитывая, что залоговые операции, осуществляемые ломбардом, регулируются гражданско-правовым договором займа, а не договорами комиссии и поручения, прибыль, полученная от осуществления этих операций, облагается налогом по ставке 32%.
40. При компенсации суммы налога на прибыль от реализации продукции, поставляемой в районы Крайнего Севера, осуществляемой в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 04.04.92 г. N 2661-1 "О мерах по обеспечению поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности", следует ли придерживаться 50% ограничения при определении размера льгот согласно пункту 7 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?
Нет, не следует, поскольку на сумму компенсации уменьшается причитающаяся сумма налога на прибыль, подлежащая зачислению в республиканский бюджет Российской Федерации.
41. Что понимать под льготой в части средств, направленных на финансирование капитальных вложений непроизводственного назначения, если это финансирование производится в течение длительного времени - нескольких лет? Обновление и приобретение основных средств (квартир, автомобилей и др.) подходит ли под эту льготу? Должно ли это приобретение предусматриваться в титульном списке по капитальным вложениям?
Начиная с 1 января 1993 г. в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" подлежит освобождению от налогообложения прибыль предприятия, фактически направленная на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения. Если финансирование капитальных вложений осуществляется на протяжении нескольких лет, то при этом учитываются фактически произведенные в отчетном периоде затраты по счету 08 "Капитальные вложения" за вычетом сумм износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету 02 "Износ основных средств". Расходы по обновлению и приобретению основных средств учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08 "Капитальные вложения".
Указанная льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственной базы (включая обновление и приобретение основных средств - квартир, автомобилей и др.).
42. Льгота по прибыли, направляемой на капвложения, принимается в сумме фактически произведенных затрат и расходов на капитальные вложения за счет сумм прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за минусом износа по основным средствам, начисленного с начала года. А если, кроме износа, источником капвложений являются заемные средства и средства, выделяемые из бюджета? В случае неполного использования заемных и бюджетных средств уменьшается ли в этой доле прибыль, подлежащая освобождению от налогообложения?
Льготы по налогу на прибыль предоставляются в суммах фактически произведенных затрат и расходов на капитальные вложения за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, за минусом износа по основным средствам, начисленного с начала года. При определении размера льготы заемные и бюджетные средства ее не уменьшают.
43. Пунктом 9 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" право предоставления налоговых льгот дано органам государственной власти в пределах сумм налоговых платежей, зачисляемых в их бюджет. Причем льгота может быть предоставлена только отдельным категориям плательщиков. Могут ли такие льготы предоставляться отдельным плательщикам?
Льготы устанавливаются отдельным категориям плательщиков, расположенных на территории района, города, области по видам деятельности или по отраслевому признаку независимо от количества предприятий, относящихся к данному виду деятельности или отрасли. Если к данному виду деятельности или отрасли относится только одно предприятие, то на него также распространяются эти льготы.
44. Предприятие создано в 1990 г. В 1992 г. приказом по предприятию выделено обособленное структурное подразделение - филиал - без права юридического лица, но с расчетным счетом и отдельным балансом, которое занимается производством товаров народного потребления, с численностью работающих менее 200 человек.
Применяется ли к такому подразделению льготное налогообложение как к предприятиям малого бизнеса?
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль являются филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Следовательно, они имеют право на все льготы, предусмотренные действующим налоговым законодательством, если удовлетворяют условиям их предоставления.
Льгота, предусмотренная подпунктом "б" пункта 4 статьи 7 указанного Закона не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
45. В какой последовательности предоставляются льготы по налогу на прибыль?
Последовательность предоставления льгот определяет плательщик налога. При этом налоговые льготы, установленные пунктами 19 (кроме подпунктов "е" и "и"), 22 (подпункт "а") и 24 инструкции Госналогслужбы России от 06.03.92 г. N 4 с учетом изменений и дополнений, не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%. После предоставления льгот в указанном размере оставшаяся прибыль может быть направлена на льготы, предусмотренные подпунктами "е" и "и" пункта 19 без какого-либо ограничения.
46. Отдельными законами и, в частности, Законом СССР "Об изобретениях в СССР" и Патентным Законом Российской Федерации установлены льготы при налогообложении прибыли, не нашедшие отражения в законодательстве по налогообложению прибыли как в 1992 г.,так и в 1993 г.
Следует ли их применять при налогообложении прибыли?
Льготы по налогу применяются только в соответствии с действующим налоговым законодательством.
47. При предоставлении льготы на погашение государственного целевого кредита, полученного для пополнения оборотных средств, следует ли учитывать в 1992 г. превышение расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной как источник погашения кредита?
В 1992 г. объектом обложения налогом являлась валовая прибыль, увеличенная на сумму превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, которая направлялась в установленном порядке на льготы по налогу, включая и указанную льготу. С 01.01.93 г. превышение указанных расходов облагается налогом по отдельному расчету, в связи с чем не может быть источником для льгот по налогу на прибыль.
48. Действует ли льгота 30% от капитальных вложений на природоохранные мероприятия и льгота по малым предприятиям по прибыли, направленной на реконструкцию, обновление основных фондов и т.д.?
При определении налогооблагаемой прибыли предприятие может пользоваться указанными льготами или льготой, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
49. С 1 октября 1992 года предприятия имели льготу по налогу на прибыль в размере затрат на строительство жилья. Фактические расходы следует принимать в полной сумме или за минусом сумм, поступивших в порядке долевого участия? Суммы, поступившие в счет долевого строительства, надо ли учитывать в доходах и облагать их налогом?
Указанная льгота предоставлялась только предприятиям, осуществлявшим развитие собственной непроизводственной инфраструктуры. При этом учитывались затраты, произведенные за счет собственной прибыли предприятия.
Суммы, поступившие в счет долевого строительства, не относятся к средствам, полученным безвозмездно, а имеют целевое направление, отражаются на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" и не подлежат налогообложению.
Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ установлено, что предельный размер численности работников на малом предприятии не превышает 100 человек
50. По предприятиям со среднесписочной численностью работающих до 200 человек для освобождения от уплаты налога в первые два года работы в общую сумму выручки не включается выручка, полученная от реализации основных средств и иного имущества предприятия. Предприятие приобретает основные средства, ставит на учет по счету 01, а через короткое время продает. Означает ли это, что прибыль, полученная от реализации основных средств и имущества, облагается налогом в общеустановленном порядке?
Не означает. При соблюдении предусмотренных условий предприятия полностью освобождает от налогообложения прибыли.
51. За I квартал 1993 г. число работающих инвалидов и (или) пенсионеров составляет менее 70%, льгота по налогу на прибыль в этом случае не предоставляется. По отчету за 6 месяцев численность инвалидов и (или) пенсионеров составляет 80%. Применяется льготная ставка налога только по II кварталу или по полугодию?
Поскольку расчеты по налогу производятся нарастающим итогом с начала года, льгота предоставляется за первое полугодие, если число работающих инвалидов и (или) пенсионеров за первое полугодие составит более 70%.
52. Если по результатам работы за 1992 год получены убытки, то прибыль 1993 г. подлежит уменьшению начиная с I квартала 1993 г. или в целом по году?
Указанная льгота применяется с I квартала 1993 г. и учитывается в расчетах по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала года в порядке, предусмотренном пунктом 24 Инструкции Госналогслужбы России от 06.03.92 г. N 4.
53. Предприятие получает прибыль от выполнения строительно-монтажных работ и оказания транспортных услуг по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. От какого вида деятельности полученная прибыль не подлежит налогообложению?
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная от выполнения строительно-монтажных работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
54. Как правильно вести раздельный учет прибыли по организациям, выполняющим работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и какими документами предприятия могут подтвердить свои права на получение данной льготы?
Для получения льготы учет затрат по предприятиям и организациям, передислоцированным и постоянно дислоцированным в Брянской, Калужской, Орловской, Смоленской, Тульской областях, выполняющим проектные, строительно-монтажные и ремонтные работы, изготовление строительных конструкций и деталей с объемами работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС менее 50% от общего объема, должен вестись раздельный бухгалтерский учет. Указанные объемы и затраты должны выделяться отдельной строкой по формам статистической отчетности строительной организации N 1-кс, 2-с и в форме N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании".
Соответственно по проектным работам, а также по работам по изготовлению строительных конструкций и деталей учет должен вестись по тем же журналам и формам отчетности, которые утверждены для общего учета объемных и финансовых показателей в данной отрасли.
55. Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с 01.07.92 г. строительная организация, выполняющая строительно-монтажные работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на льготу. Объем этих работ во II полугодии 1992 г. составил менее 50% от общего объема работ. Организация увеличила выручку на сумму компенсации, полученную в июле месяце по объектам, принятым заказчиком (согласно актам выполненных работ) в I полугодии 1992 г. В каком периоде учитывается эта компенсация?
Указанная компенсация не учитывается при определении объема строительно-монтажных работ. Компенсация включается в выручку от реализации продукции (работ, услуг).
Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) зависит от учетной политики, принятой на текущий год строительной организацией.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в случае принятия организацией метода определения выручки по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов выручка определяется согласно актам выполненных работ с учетом компенсаций, предъявленных заказчику.
При определении выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты за отчетный период в выручку включаются только те компенсации, которые заказчиком оплачены.
С учетом изложенного при условии принятия строительной организацией учетной политики по оплаченным счетам организация вправе включить при расчете выручки во втором полугодии компенсации, оплаченные заказчиком в июле месяце.
56. Образовательное учреждение учитывает при исчислении льготы по налогу на прибыль, предусмотренной подпунктом "е" пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", суммы, накапливаемые для последующего приобретения дорогостоящего оборудования. Предоставляется ли льгота по налогу в размере указанной суммы прибыли или считать ее заниженной прибылью?
Предоставление указанной льготы производится в размере фактических затрат образовательного учреждения на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.
Завышение размера льгот по налогу на прибыль не является занижением (сокрытием) объекта налогообложения.
57. На основании статьи 47 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование данных учреждений. Подлежат ли обложению налогом на прибыль вышеуказанные доходы (полностью или частично направленные на развитие и совершенствование культурно-просветительных учреждений), учитывая, что Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" данной категории плательщиков не предусмотрено предоставление льготы в части средств, направленных на их развитие?
Постановлением ВС Российской Федерации от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства в Российской Федерации" предусмотрено, что размеры ставок и налоговые льготы по федеральным налогам устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации по вопросам налогообложения. Изменение режима налогообложения по федеральным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт по конкретному налогу. Налоговые льготы, указанные в Основах законодательства Российской Федерации, о культуре, в настоящее время не нашли отражения в Законе Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Таким образом, при рассмотрении вопроса необходимо исходить из налогового законодательства.
Однако в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налогоплательщик имеет право уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, фактически направленные за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения. Эта льгота предоставляется предприятием, осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственной базы, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Следовательно, данное культурно-просветительское учреждение имеет право на такую льготу, если удовлетворяет всем условиям ее предоставления.
Кроме того, не подлежит налогообложению прибыль музеев, библиотек, филармонических коллективов, государственных театров (пункт 6 статьи 7 указанного Закона).
58. В соответствии с подпунктом "е" пункта 19 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" облагаемая налогом прибыль уменьшается на суммы, направленные государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
а) Какие выплаты работникам образовательных учреждений следует учесть при применении указанной льготы?
б) Будут ли считаться направленными на нужды образовательного процесса средства, расходуемые на содержание объектов культурно-бытового назначения (столовые, дома культуры, находящиеся на балансе образовательного учреждения)?
а) При применении названной льготы из налогооблагаемой прибыли следует исключить выплаты работникам образовательных учреждений, которые в соответствии с пунктом 7 Положения о составе затрат включаются в состав затрат на оплату труда.
б) Средства, расходуемые на содержание объектов культурно-бытового назначения, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" как средства, направленные на нужды образовательного процесса, поскольку к образовательному процессу согласно статье 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" относится реализация одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечение содержания и воспитания обучающихся воспитанников.
Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ Закон "Об образовании" изложен в новой редакции. Об образовательных учреждениях см. статью 12 новой редакции
59. В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль, направленная образовательными учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, исключается из налогообложения, независимо от того, от каких видов деятельности получена прибыль. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" (ст. 40, 45, 46) не являются доходами от предпринимательской деятельности, а следовательно, не подлежат налогообложению только доходы от платных дополнительных услуг.
Каким законом следует руководствоваться?
Постановлением ВС Российской Федерации от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства в Российской Федерации" предусмотрено, что размеры ставок и налоговые льготы по федеральным налогам устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации по вопросам налогообложения. Изменение режима налогообложения по федеральным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт по конкретному налогу. Следовательно, необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
60. Предоставляется ли арендному предприятию льгота по налогу на прибыль в части средств, направленных на финансирование капитальных вложений?
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (подпункт "а" пункта 1 статьи 7) указанная льгота с 01.01.93 г. может быть предоставлена арендному предприятию в полной сумме, если оно осуществляет развитие собственной производственной и непроизводственной базы, за счет прибыли, остающейся в его распоряжении, при условии полного использования им сумм начисленного с начала года износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
При этом следует иметь в виду, что арендное предприятие учитывает долгосрочно арендуемые основные средства с правом выкупа на балансовом счете 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства", а начисление износа отражается арендатором на счете 02 "Износ основных средств".
61. Следует ли руководствоваться Порядком финансирования и оплаты Государственной экологической экспертизы Госкомитета РСФСР по экологии и природопользованию, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 22.06.91 г. N 348, предусматривающим освобождение от налогообложения прибыли средств, поступающих на счет Госэкологической экспертизы при налогообложении в 1992 и 1993 г.?
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2117-1 впредь до приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятия и организации" акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей указанному Закону. Действующим налоговым законодательством 1992 и 1993 годов такая льгота не предусмотрена.
62. Инструкцией по налогу на прибыль предусмотрена льгота по налогообложению прибыли, полученной от производства технических средств профилактики инвалидности. Следует ли относить работу по индивидуальной подборке и установке контактных линз к "понятию производство технических средств профилактики инвалидности"?
Перечень технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов изложенный в приложении 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 06.03.92 г. N 4, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В пункте 38 данного перечня в качестве технического средства профилактики указаны линзы очковые. В данном перечне отсутствует понятие "контактные линзы". Кроме того, подбор и установка контактных линз являются не техническим средством профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а услугой.
63. Сохраняется ли налоговая льгота, если в I квартале численность работающих была 200 и менее человек, а во II квартале превысила 200 человек?
При решении вопроса о предоставлении в данном случае предприятию льгот по налогу на прибыль следует рассмотреть итоговые данные его работы по отчету и балансу за первое полугодие.
В случае, если по отчету за первое полугодие среднесписочная численность работников предприятия составляла 200 и менее человек, то оно имело право на льготы за все первое полугодие при соответствии всем другим условиям их предоставления.
Если же за указанный период среднесписочная численность работников оказалась более 200 человек, то предприятие утрачивает право на льготы также за все первое полугодие.
В таком же порядке рассматриваются итоги работы предприятия и его расчеты с бюджетом по налогу на прибыль за 9 месяцев и отчетный год.
64. Если несколько предприятий объединяют свои денежные средства для строительства нового предприятия, создавая для этих целей полное товарищество, то при исчислении налогооблагаемой прибыли каждого из членов товарищества предоставляется ли льгота, предусмотренная подпунктом "а" пункта 19 Инструкции Госналогслужбы России от 06.03.92 г. N 4 в части их прибыли, направленной на финансирование этого строительства?
В данном случае участники полного товарищества принимают долевое участие в строительстве и не имеют права на льготу, поскольку льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственной базы.
65. Предприятие занимается торговлей. Применяется ли к нему льгота по налогу на прибыль, если из числа работающих более 50% - инвалидов?
Да, применяется, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.
66. Предприятие в расчете по налогу на прибыль включает в сумму льгот затраты на строительство подсобного сельского хозяйства. Следует ли предоставлять такую льготу предприятию, учитывая, что прибыль подсобного сельского хозяйства не облагается налогом, а на сумму убытков налогооблагаемая прибыль восстанавливается?
Льгота предоставляется в общеустановленном порядке.
67. Какой местный орган государственной власти должен утверждать нормы на содержание объектов социальной сферы управлений железных дорог, если указанные объекты находятся на территории нескольких областей?
Нормы расходов на содержание объектов социальной сферы для льготного налогообложения должны быть утверждены тем местным органом государственной власти, где находится соответствующий объект социальной сферы.
68. Комитет по управлению имуществом сдает в аренду здания муниципальных предприятий. Арендная плата перечисляется в бюджет арендатором. Следует ли эту арендную плату отражать в расчетах по налогу на прибыль и исключать из суммы налога, аналогично порядку, действующему для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий?
Нет. Не следует.
69. Предприятием не представлена справка об авансовых платежах. Имеет ли право налоговая инспекция в бесспорном порядке взыскивать в качестве авансовых платежей 1/6 налога по расчету за предыдущий период?
Нет. Не имеет.
70. В каком периоде относить на счет 80 дополнительную плату в бюджет, исчисленную исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированную на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом?
Указанные дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета) относятся на финансовые результаты предприятия в отчетном периоде, следующем за периодом, по которому определена сумма доплат (уменьшений).
71. Сохраняются ли на 1993 г. указания Минфина России и Госналогслужбы России от 28.10.92 г. N 100; ВГ-6-01/385 в части невнесения бюджетными организациями авансовых платежей по налогу на прибыль. Следует ли корректировать сумму налога, подлежащую взносу в бюджет, по фактически полученному превышению доходов над расходами, на банковский процент?
Упомянутое письмо Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 28 октября 1992 г. N 100; ВГ-6-01/385 к нему утратило силу
По бюджетным учреждениям авансовые перечисления налога на прибыль не производятся, и корректировка суммы налога не осуществляется.
72. Должны ли органы государственного управления и внебюджетные фонды (комитеты по управлению имуществом, фонды имущества, Пенсионный фонд и т.д.) представлять справки об авансовых платежах?
В случае, если указанные органы не осуществляют предпринимательскую деятельность, справки об авансовых суммах налога не представляются.
73. Рассчитываются ли дополнительные платежи в бюджет, исчисленные исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированного на учетную ставку банковского кредита, по предприятиям, которые свою деятельность начали в последний месяц квартала и справку об авансовых взносах не представляли?
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" справка об авансовых платежах должна представляться в любом случае, независимо от времени начала деятельности предприятия. Если такой справки предприятие не представило, то все причитающиеся платежи в бюджет исходя из фактически полученной прибыли должны быть внесены с учетом процента Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшего в истекшем квартале.
74. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" имущество полного товарищества формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других источников. Что следует понимать под фразой "имущество полного товарищества формируется за счет полученных доходов"?
Полученные доходы - это прибыль по результатам деятельности полного товарищества, остающаяся в распоряжении участников полного товарищества после уплаты ими налога.
75. Предприятию предоставлена отсрочка по уплате налога на прибыль в городской бюджет. В каком порядке применять процент Центрального банка России за пользование банковским кредитом с разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога на прибыль?
Расчет следует производить, исходя из суммы налога, причитающегося от фактически полученной прибыли и суммы фактических авансовых платежей, в следующем порядке:
(тыс.руб.)
-------------------------------------------------------------------------
Варианты | Авансовые | Внесено | Отсрочено |Причитающ. | Сумма
| платежи | в счет | авансовых | налог по | налога,
| согласно | авансовых | платежей |фактически | к которой
| справке | платежей | |полученной | применен
| | | | прибыли | % ЦБ РФ
----------+-----------+------------+-----------+-----------+-------------
1 | 100 | 70 | 30 | 80 |
| | | | |-(80-70-10)
----------+-----------+------------+-----------+-----------+-------------
2 | 100 | 70 | 30 | 120 | + 20
| | | | | (120-70-30)
----------+-----------+------------+-----------+-----------+-------------
3 | 100 | 90 | 10 | 80 | - 10
| | | | | (80-90)
----------+-----------+------------+-----------+-----------+-------------
4 | 100 | 50 | 10 | 80 | + 20
| | | | | (80-50-10)
-------------------------------------------------------------------------
76. Доход, полученный от проведения концертно-зрелищных и массовых мероприятий, в 1992 г. облагался по ставке 50%. С 1993 г. этот пункт инструкции отменен. Каким образом облагаются эти доходы в 1993 г.?
В составе общей прибыли по ставке 32%.
77. При проведении комплексной проверки предприятия установлено, что исчисление ряда налогов приводит к занижению налога на прибыль (например, налог на имущество влияет на уменьшение налога на прибыль), каков порядок определения сводного результата по документальной проверке? Каким образом в данном случае предприятие должно отражать сумму доначисленного налога (например, по налогу на имущество) - как финансовую санкцию (за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия) либо как налог, выявленный в отчетном году (как убытки прошлых лет)?
Санкцию за занижение прибыли применять не следует, когда это занижение произошло в результате отнесения в установленном порядке на себестоимость продукции (работ, услуг) или финансовые результаты налогов, исчисленных в завышенных размерах.
При выявлении таких фактов предприятию сумму завышения исчисленного налога следует отнести на счет прибыли и убытков путем внесения исправительных записей в бухгалтерском учете и отчетности периода, в котором были обнаружены искажения ее данных.
78. В бухгалтерском учете предприятием проведены сторнирующие проводки за период, по которому в налоговую инспекцию представлен отчет, до проверки госналогинспекцией. Следует ли принимать их во внимание? Например, изменена сумма затрат за 1 квартал 1993 г. в апреле, а проверка работниками налоговой инспекции проводится в мае 1993 г.?
Следует. Поскольку предприятие само обнаружило ошибку и исправило ее, санкции за занижение прибыли в этом случае не применяются.
79. Как часто должны проходить проверки налоговой инспекции на предприятиях малого бизнеса (ИЧП, ТОО, АО закрытого типа)?
В соответствии с Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" налоговые инспекции производят документальные проверки предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы, по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в два года.
80. Физическое лицо является учредителем частного предприятия, оно же является соучредителем и в товариществе с ограниченной ответственностью. Частное предприятие имеет свободные средства на расчетном счете, у ТОО недоимка.
Может ли налоговая инспекция списать распоряжением с предприятия недоимку ТОО и наоборот?
Действующим законодательством налоговым инспекциям не предоставлено право погашать недоимку по платежам в бюджет, образовавшуюся у одного плательщика, путем списания в бесспорном порядке свободных средств другого предприятия, даже если их учредителем является одно и то же физическое лицо.
81. Предприятие в течение года отчитывалось справками об отсутствии предпринимательской деятельности. При проверке движения средств по расчетному счету в банке установлено, что данное предприятие производило операции по счету, о чем составлена соответствующая справка налоговой инспекцией. Может ли на основании данной справки налоговая инспекция составить акт и взимать налоги?
Налоговая инспекция должна произвести документальную проверку на данном предприятии, в случае установления факта сокрытия доходов (прибыли) от налогообложения налогоплательщик должен нести ответственность в установленном действующим законодательством порядке.
82. Администрация района из местного бюджета выдает ссуды с взиманием процентов. Относится ли данная операция к банковской деятельности и следует ли в этом случае получать лицензию? Куда зачисляются полученные проценты?
Законом РСФСР от 06.07.91 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" (статья 48) получение лицензии в данном случае не предусмотрено. Полученные проценты зачисляются в данном случае в доход районного бюджета.
83. Исчисляется ли сумма превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной общественными организациями, не занимающимися предпринимательской деятельностью?
Налог с сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной не исчисляется, так как организация не занимается предпринимательской деятельностью.
84. Общественная организация в отчетном периоде получила прибыль от предпринимательской деятельности в виде дохода от сдачи в аренду помещений и от размещения временно свободных средств на депозитных счетах в банках. Должна ли она уплачивать в бюджет налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной?
В данном случае указанный налог не исчисляется, поскольку для получения вышеназванных доходов не требовалось начисление средств на оплату труда.
85. В каком порядке взыскиваются в доход федерального бюджета средства, полученные общественными организациями в порядке благотворительности и использованные не по назначению?
Налоговыми органами по результатам документальных проверок использования средств, полученных в порядке благотворительности, вносятся предложения о перечислении средств, использованных не по назначению, в доход федерального бюджета в 10-дневный срок со дня составления акта проверки. В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при неперечислении общественной организацией средств в указанный срок налоговый орган производит взыскание этих средств в бесспорном порядке.
86. Является ли использованием не по назначению размещение общественной организацией средств, полученных в порядке благотворительности, на депозитных счетах в банке?
В связи с тем, что размещение общественной организацией временно свободных средств на депозитных счетах в банке не является их фактическим использованием, оснований для применения последнего абзаца подпункта "г" пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не имеется.
Общественные организации с доходов, полученных от перечисления средств на депозитные счета в банках, должны уплачивать налог на прибыль в общеустановленном порядке по ставке 32%;
87. Общественной организацией (фондом) для обеспечения финансовыми ресурсами уставной деятельности осуществляется предпринимательская деятельность. Облагается ли налогом полученная прибыль, если она направлена на осуществление уставной деятельности организации (фонда)?
Согласно пункту 10 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" некоммерческие организации (к которым относятся и общественные организации, в том числе фонды), имеющие доходы от предпринимательской деятельности, являются плательщиками налога на прибыль с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Следовательно, на осуществление уставной деятельности общественная организация (фонд) вправе направить прибыль от предпринимательской деятельности, оставшуюся в ее распоряжении после уплаты в установленном порядке налога на прибыль.
88. Распространяется ли письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 28.10.92 г. N 100; ВГ-6-01/385 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы" на общественные организации (в том числе на Российскую оборонную спортивно-техническую организацию - РОСТО)?
Данным письмом определен порядок налогообложения прибыли бюджетных организаций. Общественные организации (в том числе РОСТО) при исчислении налогооблагаемой прибыли должны руководствоваться Инструкцией Госналогслужбы России от 06.03.92 г. N 4.
89. Распространяется ли на предприятия, переданные общественным организациям инвалидов решениями органов Госкомимущества (безвозмездно), льготный порядок налогообложения прибыли, предусмотренный третьим абзацем пункта 6 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?
На предприятия, переданные в собственность общественных организаций инвалидов решениями органов Госкомимущества распространяется льготный порядок налогообложения прибыли, установленный для предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов.
90. В собственности общественной организации инвалидов находится казино. Распространяется ли на него льготный режим налогообложения, установленный для предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов (абзац третий пункта 6 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций")?
Казино в соответствии со статьей 10 указанного Закона являются самостоятельными плательщиками налога на доход. Льготный порядок, установленный по налогообложению прибыли предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, на казино не распространяется.
91. Распространяется ли подпункт "г" пункта 4 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" на прибыль, полученную предприятием (общественной организацией) от реализации:
закупленной у населения охотохозяйственной продукции?
охотохозяйственной продукции, прошедшей переработку?
Указанным Законом предусмотрено, что с 1 июля 1992 г. не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм - по прибыли от реализации произведенной ими охотохозяйственной продукции. Перечень охотохозяйственной продукции сообщен налоговым органам письмом Госналогслужбы России от 17.05.93 г. N ВГ-4-02/74н.
Прибыль, полученная от реализации закупленной у населения охотохозяйственной продукции, а также прибыль, полученная от реализации охотохозяйственной продукции, прошедшей первичную обработку, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
У предприятий, которые наряду с производством охотохозяйственной продукции часть ее подвергают первичной и промышленной переработке, налогом не облагается лишь прибыль от реализации произведенной охотохозяйственной продукции.
92. За счет каких средств осуществляются расходы по содержанию аппарата управления общественной организации?
Расходы общественных организаций, связанные с осуществлением управленческих и координирующих функций, выполнением других уставных задач (в том числе организация работы по получению финансовых средств для решения уставных задач), производятся за счет целевых отчислений по содержанию указанных организаций.
Общественные организации в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" являются плательщиками налога на прибыль с суммы превышения доходов над расходами, полученных от предпринимательской деятельности, при этом в составе доходов и расходов не учитываются целевые средства и производимые за счет них затраты. Прибыль, оставшуюся после уплаты налога, общественная организация вправе использовать на осуществление уставной деятельности, в том числе на содержание аппарата управления.
93. Облагаются ли у общественных организаций средства, полученные от учреждений банков за пользование остатками средств на их расчетных счетах? Уменьшаются ли указанные средства на сумму средств, уплаченных за оказание банковских услуг?
Доходы, полученные общественными организациями от учреждений банка за пользование средствами, находящимися на их расчетных счетах, являются доходами от внереализационных операций и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
В соответствии с Положением о составе затрат расходы по оплате банковских услуг включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Общественными организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность или имеющими только доходы от внереализационных операций, расходы по оплате банковских услуг производят за счет целевых отчислений по содержанию указанных организаций.
94. Должны ли уплачивать авансовые взносы по налогу на прибыль, полученную от предпринимательской деятельности, общественные организации (отделения фондов мира, детского, милосердия и здоровья, культуры, экологии; обкомы и горкомы профсоюзов), зарегистрированные в установленном порядке?
Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) не предусматривает освобождение от уплаты в бюджет авансовых взносов общественных организаций, получающих доходы от предпринимательской деятельности.
* * *
Государственная налоговая служба Российской Федерации просит довести настоящие разъяснения до налоговых органов для практического их использования.
------------------------------
*) В дальнейшем - Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
*) В дальнейшем - Положение о бухгалтерском учете и отчетности.
** В дальнейшем - Положение о составе затрат
Руководитель Государственной |
В.В. Гусев. |
"Согласовано"
Заместитель Министра финансов |
С.В. Алексашенко |
14 сентября 1993 года
N ВГ-4-01/145н
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 сентября 1993 г.
Регистрационный N 354
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Госналогслужбы РФ от 14 сентября 1993 г. N ВГ-4-01/145н по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 сентября 1993 г.
Регистрационный N 354
Настоящие разъяснения вступают в силу со дня их официального опубликования
Текст разъяснений опубликован в газете "Российские вести" от 7 октября 1993 г., N 194, в журнале "Российский налоговый курьер", 1999 г., N 11
Приказом МНС РФ от 3 июля 2002 г. N БГ-3-02/336 настоящие разъяснения признаны утратившими силу с 1 января 2002 г.