Приказом Минфина РФ от 1 ноября 1998 г. N 49н установлено, что при определении органом законодательной власти субъекта РФ конкретных ставок платы за пользование водными объектами настоящее письмо на территории этого субъекта не применяется
О плате за пользование водными объектами см. Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ
Министерство финансов РСФСР сообщает, что в соответствии с Законом РСФСР от 01.12.90 "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 г. Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, в пределах установленных лимитов в составе материальных затрат включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
Государственным комитетом СССР по ценам постановлением от 14 октября 1988 г. N 551 утвержден прейскурант N 03-03 тарифов на воду, забираемую из водохозяйственных систем (поверхностные и подземные источники). Указанный прейскурант утвержден в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14.06.88 г. N 741, введен в действие с 1 января 1991 года и действует на территории РСФСР согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 29.12.90 г. N 623 "О переходе на новую систему оптовых цен и тарифов в РСФСР".
Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ органам государственной области субъектов Российской Федерации рекомендовано применять с 1 января 1997 г. тарифы на воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, действовавшие на 31 декабря 1996 г., с коэффициентом 1,2
В связи с этим при осуществлении контроля за исчислением и внесением в бюджет платы за воду необходимо руководствоваться следующим.
1. Плательщиками в бюджет платы за воду являются промышленные предприятия (объединения), включая предприятия теплоэнергетики, независимо от форм собственности, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами.
Критерием для определения плательщиков следует считать предприятия, отнесенные в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства к отрасли "Промышленность".
2. Плательщики вносят в бюджет плату за воду, забираемую для собственных нужд, независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем * (поверхностных или подземных источников), от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства.
При использовании воды промышленными предприятиями, наряду с производственными целями, на нужды объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, подсобного сельского и рыбоводного хозяйства или других вспомогательных служб, плата в бюджет вносится за всю забранную воду, если эти службы забирают воду из системы водоснабжения промышленного предприятия, на балансе которого они находятся.
При получении воды от поставщиков (других промышленных предприятий, предприятий коммунального хозяйства и т.п.) промышленные предприятия, кроме платы в бюджет за воду, оплачивают поставщикам услуги по подаче воды.
Промышленные предприятия и предприятия теплоэнергетики, использующие для нужд охлаждения агрегатов оборотные системы водоснабжения, плату в бюджет вносят только за воду, забираемую из водохозяйственных систем, которая идет на подпитку указанной системы водоснабжения. При прямоточной системе охлаждения плата в бюджет вносится за весь объем охлаждающей воды.
3. Плата за воду предприятиями-плательщиками вносится на раздел 13 "Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем".
В соответствии с Законом СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" всеми предприятиями (объединениями) общесоюзной государственной собственности; арендными предприятиями, созданными на базе предприятий общесоюзной государственной собственности; акционерными обществами; предприятиями, переданными в собственность трудового коллектива этих предприятий после их выкупа; предприятиями, созданными на основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, которые не могут быть отнесены к той или иной конкретной форме собственности; предприятиями (объединениями), созданными на базе государственной собственности союзных республик, а также предприятиями и объединениями, созданными на базе государственной собственности автономных республик;предприятиями и объединениями, входящими в состав местного хозяйства, относящихся к коммунальной собственности; предприятиями и объединениями общественных и кооперативных организаций платежи по плате за воду вносятся в доходы местных бюджетов.
4. Плата в бюджет не вносится за воду:
а) отпускаемую плательщиками платы за воду другим потребителям;
б) забираемую рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами;
в) забираемую не из системы водоснабжения промышленного предприятия, состоящими на его балансе службами;
г) за подземные лечебные минеральные и теплоэнергетические воды, подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных компонентов, а также за подземные воды, которые извлекаются из недр попутно с добычей полезных ископаемых, или в целях предотвращения (ликвидации) вредного воздействия этих вод (подтопления, засоления, заболачивания и др.);
д) за морскую воду*
5. Лимиты забора воды, рассчитанные промышленными предприятиями и утвержденные органами по регулированию использования вод, отражаются в разрешении на специальное водопользование, оформленном в соответствии с действующим порядком согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование.
При заборе воды из систем коммунального или ведомственного водоснабжения лимиты устанавливаются исполнительными комитетами Советов народных депутатов.
Лимиты должны быть утверждены на весь объем забираемой воды (для производственных и других нужд).
Месячные лимиты забора воды исчисляются предприятиями-водопользователями в пределах годового лимита, установленного органами по регулированию использования вод, с учетом проектных материалов и производственных планов и не позднее 20 февраля представляются налоговым органам и органам по регулированию использования вод.
При этом, если промышленное предприятие передает воду другим промышленным предприятиям из его лимита забора воды, установленного в разрешении на специальное водопользование, отдельной строкой выделяется лимит забора воды на собственные нужды.
6. Плата за воду вносится в бюджет по тарифам, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по ценам от 14 ноября 1988 г.N 551 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1988 г. N 741.
Тарифы на воду, забираемую из поверхностных водных источников, приведены в приложении N 1, а из подземных источников - в приложении N 2 к настоящему письму.
Приказом Минфина РФ от 1 ноября 1998 г. N 49н установлено, что при определении органом законодательной власти субъекта РФ конкретных ставок платы за пользование водными объектами настоящее письмо на территории этого субъекта не применяется
7. Тарифы на воду установлены за 1 куб. м забранной воды. За сверхлимитный забор воды плата взимается в пятикратном размере, в т.ч. и по предприятиям теплоэнергетики, потребляемым воду не на нужды охлаждения агрегатов.
Плата за воду, забираемую из каналов мелиоративных систем, вносится по тарифам, утвержденным для водных объектов, из которых вода поступает в эти каналы.
При использовании воды, полученной от поставщиков, системы водоснабжения которых имеют смешанные источники питания (поверхностные и подземные), тарифы на поставляемую воду исчисляются как средневзвешенные, исходя из установленных лимитов забора воды поставщику из различных источников и соответствующих тарифов.
По водохозяйственным системам, по которым ранее (до 1 января 1982 года) специальными решениями была установлена плата за воду, действующий порядок ее взимания и тарифы на воду сохраняются.
8. При заборе воды предприятиями теплоэнергетики, использующими воду на нужды охлаждения агрегатов, применяются два вида тарифов:
а) за водопотребление в пределах лимита забора воды плата производится по тарифу, составляющему 30% величины установленного тарифа;
б) за сверхлимитный забор воды плата производится по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы.
Если предприятие теплоэнергетики является поставщиком воды, использованной для охлаждения агрегатов, то в бюджет вносится плата ее потребителем по тарифу, исчисляемому как разница между основным тарифом и льготным тарифом, установленным для предприятия теплоэнергетики.
9. Затраты промышленных предприятий на плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов, относятся на себестоимость продукции и отражаются по соответствующим статьям затрат.
Расходы по оплате за сверхлимитный забор возмещаются за счет прибыли (дохода), оставляемой в распоряжении предприятий.
10. Фактическая сумма платы за забор воды в пределах лимита и сверх лимита определяется исходя из объема забранной воды по источникам за каждый истекший месяц (квартал) и установленного тарифа.
Количество забранной воды определяется предприятиями-водопользователями по формам первичной учетной документации по использованию воды.
По состоянию на 1 число каждого месяца предприятие-водопользователь производит снятие показаний водоизмерительных приборов и на основании данных журнала первичного учета определяет объем забранной воды.
На предприятиях, не имеющих соответствующей водоизмерительной аппаратуры, количество забранной воды, как временное исключение, может быть определено на основании учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, по характеристикам работающих насосов или по суммарному расходу электроэнергии и другими косвенными методами.
11. Взносы в бюджет платы за воду производятся ежемесячно по фактическому забору воды, не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца.
В эти же сроки предприятия-плательщики представляют налоговому органу и органу по регулированию использования вод месячные (квартальные) и годовые отчеты по форме, рекомендуемой Министерством финансов СССР. Примерная форма отчета по плате за воду приводится в приложении N 3.
Конкретные сроки уплаты и представления отчетов платы за воду устанавливаются налоговыми органами на местах в зависимости от размера этой платы.
Предприятия системы Минобороны отчеты по плате за воду налоговым органам и органам по регулированию использования вод не представляют.
12. Руководители и главные бухгалтеры предприятий несут ответственность за правильное исчисление и своевременное внесение платы за воду, а также за правильное составление и своевременное представление государственным налоговым инспекциям и органам по регулированию использования вод установленной отчетности по плате за воду.
Предприятия, не представившие государственным налоговым инспекциям к установленному сроку месячный (квартальный) отчет о суммах платы за воду, причитающихся к уплате за истекший месяц (квартал), впредь до представления отчета, уплачивают 110% суммы платы за воду, исчисленной за предыдущий месяц (квартал). По представлении плательщиком соответствующего отчета с ним производится перерасчет платы за воду исходя из фактического забора воды.
13. Суммы платы за воду, не внесенные в установленный срок (недоимка), уплачиваются с начислением пени в размере 0,05% с суммы недоимки за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления срока платежа по день уплаты включительно.
Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов установлена в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБР
Взыскание не внесенных в срок сумм платы за воду, зачет и возврат неправильно поступивших сумм производится налоговыми органами в соответствии с инструкцией Министерства финансов СССР по применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей.
Возврат и зачет неправильно поступивших сумм платы за воду производится из соответствующего бюджета по заявлению плательщика.
14. Учет начисленных и поступивших в бюджет сумм платы за воду, осуществляется налоговыми органами на карточках лицевых счетов по формам, установленным Министерством финансов СССР.
15. Контроль за правильностью исчисления и уплаты этих платежей, а также за соблюдением налогового законодательства государственная налоговая инспекция осуществляет в соответствии с Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".
Инструкция Министерства финансов СССР от 22.10.84 N 154 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за воду" действует на территории РСФСР в части, не противоречащей настоящему письму.
Заместитель Министра |
Ю.М.Ульянов |
* Под водохозяйственной системой понимается комплекс взаимосвязанных водных объектов (реки, водохранилища, озера, подземные воды и другие водные объекты) и гидротехнических сооружений, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод.
* К морской относится вода, забираемая как непосредственно из акватории морей, так и из устьев участков рек, гаваней, заливов, если вода в них по солевому составу не соответствует нормам ЦДК, устанавливаемым для поверхностных вод суши.
Приложение N 1
к письму Минфина РСФСР
от 27 мая 1991 г. N 16/111
Тарифы на воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем (поверхностные источники)
Приказом Минфина РФ от 1 ноября 1998 г. N 49н установлено, что при определении органом законодательной власти субъекта РФ конкретных ставок платы за пользование водными объектами настоящее письмо на территории этого субъекта не применяется
О рекомендуемых коэффициентах для определения тарифов на воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, см.:
Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 228-ФЗ
Федеральный закон от 31 марта 1995 г. N 39-ФЗ
Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ
Закон РФ от 14 мая 1993 г.
О тарифах платы за воду в 1992, 1993 гг. см. письмо Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 20 апреля 1992 г. NN 22, ВЗ-6-02/121
Единый тариф по водохозяйственным системам - 1,15 коп/м3
------------------------------------------------------------------------
NN | |Доплаты и скидки с
пп | |учетом дефицита вод-
| Водохозяйственные системы |ных ресурсов, коп/м3
| |--------------------
| |доплаты | скидки
-------------------------------------------------------------------------
1. Бассейн Каспийского моря
1.1. Река Волга, канал им.Москвы 0,45 -
1.2. Река Урал 0,85 -
1.3. Река Кура 0,45 -
1.4. Реки Эмба, Уил, Сагыз 0,65 -
1.5. Прочие реки 0,05 -
2. Бассейн Черного и Азовского морей
2.1. Реки Днепр, Кубань, Южный Буг, Ингул,
Дон (без Северного Донца) 0,35 -
2.2. Канал Днепр-Донбасс 2,15 -
2.3. Реки Приазовья, Крыма и Северо-Крымский
канал, река Северный Донец 0,65 -
2.4. Реки Сирет, Дунай и Прут - 0,55
2.5. Прочие реки 0,05 -
3. Бассейн Балтийского моря
3.1. Реки Волхов, Нева (включая Ладожское озеро),
Свирь (включая Онежское озеро), Волго-Бал-
тийский канал, река Луга, Великая, Мста, За-
падный Буг, Неман, Преголя, реки Латвийской
ССР и Эстонской ССР - 0,15
3.2. Река Западная Двина 0,15 -
3.3. Прочие реки - 0,65
4. Бассейн Белого и Баренцова морей
4.1. Реки Северная Двина, Печора, Онега, Тулома,
Поной, Мезень - 0,65
4.2. Прочие реки - 0,95
5. Бассейн Аральского моря
5.1. Реки Амударья, Сырдарья, Теджен, Мургаб,
Зарафшан, Тургай, Иргиз, Улькаяк 0,65 -
5.2. Прочие реки 0,35 -
6. Бассейн озера Балхаш
6.1. Реки Кенгир, Клыч, Сегеты, Нура
(включая канал Нура-Ишип) 0,55 -
6.2. Прочие реки и озеро Балхаш - 0,15
7. Бассейн Карского моря и моря Лаптевых
7.1. Реки Обь (от истоков до г.Новосибирска),
Иртыш, Тобол, Тура, Исеть, Бия, Катунь,
Алей, Томь, Ангара, Енисей (до г.Красноярска) 0,05 -
7.2. Реки Миасс, Ишим 0,65 -
7.3. Реки Лена, Енисей (от г.Красноярска) - 0,65
и прочие
8. Бассейн озера Байкал 3,85 -
9. Бассейн озера Иссык-Куль 3,85 -
10. Река Амур - 0,65
11. Реки и озера Северных и Восточных
районов, не перечисленные в данном
перечне - 0,95
Приложение N 2
к письму Минфина РСФСР
от 27 мая 1991 г. N 16/111
Тарифы на воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем (подземные источники)
Приказом Минфина РФ от 1 ноября 1998 г. N 49н установлено, что при определении органом законодательной власти субъекта РФ конкретных ставок платы за пользование водными объектами настоящее письмо на территории этого субъекта не применяется
О рекомендуемых коэффициентах для определения тарифов на воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, см.:
Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 228-ФЗ
Федеральный закон от 31 марта 1995 г. N 39-ФЗ
Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ
Закон РФ от 14 мая 1993 г.
О тарифах платы за воду в 1992, 1993 гг. см. письмо Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 20 апреля 1992 г. NN 22, ВЗ-6-02/121
Единый тариф по СССР - 2,0 коп за 1 м3
------------------------------------------------------------------------
NN | |Доплаты и скидки с
пп | Административная единица |учетом дефицита
| |водных ресурсов,коп/м3
| |----------------------
| | доплаты | скидки
-------------------------------------------------------------------------
1. РСФСР
1.1. Мурманская область - 1,45
1.2. Карельская АССР, Ленинградская область 1,60 -
1.3. Коми АССР, Камчатская область, Корякский
автономный округ 0,60 -
1.4. Архангельская область 6,5 -
1.5. Башкирская АССР, Удмуртская АССР, Марийская
АССР, Чувашская АССР, Мордовская АССР,
Татарская АССР, Костромская, Кировская,
Тверская, Калужская, Орловская, Ярославская,
Ивановская, Московская, Владимирская, Рязан-
ская, Нижегородская, Ульяновская, Пензенская,
Тамбовская области 0,65 -
1.6. Тульская область 2,20 -
1.7. Псковская, Новгородская, Вологодская области - 0,65
1.8. Калининградская область - 0,75
1.9. Смоленская, Брянская, Курская области - 0,10
1.10. Липецкая, Белгородская, Воронежская, Ростов-
ская области 0,30 -
1.11. Саратовская, Волгоградская, Астраханская,
Куйбышевская области, Калмыцкая АССР 0,95 -
1.12. Краснодарский край, Ставропольский край,
Адыгейская автономная область, Кабардино-
Балкарская АССР, Северо-Осетинская АССР,
Чечено-Ингушская АССР 1,90 -
1.13. Карачаево-Черкесская автономная область 1,90 -
1.14. Оренбургская, Свердловская, Челябинская,
Курганская, Тюменская, Кемеровская,
Иркутская области, Тувинская АССР,
Коми-Пермяцкий автономный округ, Хакас-
ская автономная область, Красноярский
край 0,55 -
1.15. Пермская, Читинская области, Алтайский
край, Горно-Алтайская автономная
область - 0,10
1.16. Томская, Новосибирская, Омская области 1,60 -
1.17. Ханты-Мансийский автономный округ,
Ямало-Ненецкий автономный округ,
Эвенкийский автономный округ - 1,15
1.18. Якутская АССР 12,00 -
1.19. Магаданская область, Чукотский
автономный округ 4,20 -
1.20. Бурятская АССР 3,50 -
1.21. Амурская область, Хабаровский край - 0,50
1.22. Приморский край, Сахалинская область 1,60 -
II. Украинская ССР
2.1. Волынская, Ровенская, Одесская, Полтавская,
Тернопольская, Закарпатская, Черновицкая,
Ивано-Франковская области - 0,15
2.2. Житомирская, Черниговская, Сумская,
Киевская, Черкасская, Херсонская, Запорож-
ская области 0,85 -
2.3. Харьковская, Кировоградская, Николаевская,
Хмельницкая, Львовская области 1,90 -
2.4. Днепропетровская область 6,50 -
2.5. Донецкая, Крымская, Луганская области 0,45 -
III. Белорусская ССР
3.1. Гродненская область - 0,90
3.2. Минская, Могилевская, Брестская, Витебская
области - 0,25
IV. Узбекская ССР 1,00 -
V. Казахская ССР
5.1. Северо-Казахстанская, Кустанайская, Манги-
стаусская, Кокчетавская, Семипалатинская,
Восточно-Казахстанская, Алма-Атинская,
Талды-Курганская, Тургайская, Джезказганская 1,45 -
5.2. Целиноградская, Карагандинская области 4,75 -
5.3. Павлодарская область 5,30 -
5.4. Актюбинская область 2,55 -
5.5. Уральская, Гурьевская, Кзыл-Ординская,
Джамбулская, Чимкентская области 3,00 -
VI. Грузинская ССР
(кроме Абхазской АССР и
Аджарской АССР) 0,75 -
6.1. Абхазская АССР, Аджарская АССР - 0,45
VII. Азербайджанская ССР
(кроме Нахичеванской АССР,
Нагорно-Карабахской автономной
области) 1,25 -
7.1. Нахичеванская АССР, Нагорно-Карабахская
автономная область - 0,80
VIII. ССР Молдова 1,50 -
IX. Литовская ССР - 1,00
X. Латвийская ССР - -
XI. Киргизская ССР
(кроме Иссык-Кульской области) 1,65 -
11.1. Иссык-Кульская область 5,00 -
XII. Таджикская ССР 1,25 -
XIII. Армянская ССР 0,65 -
XIV. Туркменская ССР 1,15 -
XV. Эстонская ССР - 0,70
Приложение N 3
к письму Минфина РСФСР
от 27 мая 1991 г. N 16/111
_______________________налоговую инспекцию
________________________________________
(орган по регулированию использования
вод)
_________________________________________
(полное наименование предприятия)
Адрес предприятия
Фамилия ответственного лица
Телефон
Отчет
по плате за воду, забранную за месяц (квартал)
199 г.
------------------------------------------------------------------------
На- |Уста-|Факти-|Тариф |Сумма |Коли- |Тариф |Сумма |Итого
име- |нов- |чески |за 1м3 |платы |чество |за 1м3 |пла- |платежей
но- |лен- |забра-|воды, |за |воды, |воды, |тежей |за заб-
вание |ный |но |забран- |факти- |забран-|забран- |за |ранную
водо- |лимит|воды |ной в |чески |ной |ной |сверх- |воду
хо- |забо-|м3 |пределах|забран-|сверх |сверх |лимит- |(гр.5
зяй- |ра | |лимита |ную |лимита |лимита |ный |плюс
ствен-|воды | | |воду в |(гр.3 |(в пяти-|за- |гр.8)
ной |м3 | | |преде- |минус |кратном |бор |
систе-| | | |лах |гр.2) |размере |воды |
мы | | | |лимита | |от гр.4)|(гр.6 |
| | | | | | |умно- |
| | | | | | |женная |
| | | | | | |на гр.7)|
------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------
Итого
Руководитель (подпись) Главный бухгалтер (подпись)
Отметки и замечания государственного налогового инспектора
в результате предварительной проверки внесены следующие исправления
___________________________________
(дата предварительной проверки)
Государственный налоговый инспектор (подпись)
Справка инспектора по учету
По настоящему отчету в лицевом счете плательщика начислено:
" " 199 г. Инспектор по учету (подпись)
(дата проверки)
Примечание. Для предприятий теплоэнергетики, использующих воду на нужды охлаждения агрегатов в графах 4 и 7 применяются соответственно тарифы, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 8 письма. При расчете льготного тарифа (подпункт "а" пункта 8) округление производится до 0,01 коп., при этом дробная часть менее 0,005 коп. отбрасывается, а равная 0,005 коп. и более - увеличивается до 0,01 коп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства финансов РСФСР от 27 мая 1991 г. N 16/111 "Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду"
Текст письма официально опубликован не был
Приказом Минфина РФ от 1 ноября 1998 г. N 49н установлено, что при определении органом законодательной власти субъекта РФ конкретных ставок платы за пользование водными объектами настоящее письмо на территории этого субъекта не применяется