Письмо ЦБР от 30 сентября 1994 г. N 113
Настоящее письмо фактически прекратило действие
Положением ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П Рекомендации, направленные настоящим письмом, признаны утратившими силу с 1 января 1998 г.
Направляются рекомендации по осуществлению учреждениями банков проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации".
Учитывая требования Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", примите меры к активизации работы учреждений банков в части организации проверок соблюдения предприятиями условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, обеспечив в первую очередь охват проверками хозорганов, имеющих постоянную денежную выручку.
Доведите настоящие рекомендации до сведения расчетно-кассовых центров, коммерческих банков и других кредитных учреждений.
Первый заместитель |
А.В. Войлуков |
Положением ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П настоящие Рекомендации признаны утратившими силу с 1 января 1998 г.
Рекомендации
по осуществлению учреждениями банков проверок соблюдения
предприятиями, организациями и учреждениями
"Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации"
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации" решением совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 утвержден "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", применяемый всеми предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, на которые распространяется действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Данным нормативным актом предусмотрено проведение банками систематических проверок соблюдения предприятиями требований порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. За неисполнение банками предписаний Банка России в части осуществления указанных проверок к ним применяются меры воздействия, предусмотренные Законом РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".
Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка самостоятельно в зависимости от выполнения предприятиями требований порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. При планировании проверок следует учитывать также информацию налоговых органов о фактах нарушений предприятиями условий работы с денежной наличностью, установленных в ходе документальных проверок налогового законодательства.
Период, за который рассматривается состояние кассовой дисциплины на месте, должен быть не менее трех месяцев.
Проверяющему необходимо иметь документ, подписанный руководителем банка на право осуществления проверки, а также поставить в известность руководителя предприятия и главного бухгалтера о предстоящем выходе на место.
До начала осуществления проверки работник банка выбирает данные о производимых в проверяемом периоде операциях по поступлениям и выдачам денег из кассы банка и их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и сроках сдачи выручки, знакомится с уставом предприятия, договором на расчетно-кассовое обслуживание, решением банка о праве расходования предприятием постоянной денежной выручки, справкой о кассовых операциях по предыдущей проверке, при необходимости - и с другими документами.
При проверке соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии рассматриваются:
1. Ведение кассовой книги, ежедневный отчет кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями, их оформление.
2. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным банка (по суммам, полученным из банка и сданным в банк). В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений.
Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем банка не проверяется. Однако, если остаток кассы по кассовой книге складывается в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает ежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы.
Полнота оприходования в кассу предприятия денег, полученных в результате хозяйственной деятельности, проверяется налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.
3. Целевое использование наличных денег, полученных в банке (на цели, указанные в чеке).
4. Расходование наличных денег из выручки на цели, предусмотренные в п. 7 Порядка.
Учреждения банков принимают решения о расходовании предприятиями постоянной денежной выручки на основании письменных заявлений клиентов с учетом соблюдения ими требований порядка ведения кассовых операций, состояния расчетов и остатков средств на расчетных (текущих) счетах предприятий.
5. Соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот.
При выявлении нарушений выясняется, когда, в какой сумме и по какой причине имело место превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятием установленного лимита остатка кассы рассчитывается средняя величина сверхлимитной кассовой наличности (исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы). Пример: условно в июне т.г. количество дней превышения лимита составило 5, по сумме - 10 тыс. руб., 20 тыс. руб., 10 тыс. руб., 30 тыс. руб., 100 тыс. руб. (итого 170 тыс. руб.). Таким образом сверхлимитная кассовая наличность составит 34 тыс. руб. (170 тыс. руб. : 5).
Вместе с тем предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов на цели и сроки, указанные в п. 9 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации".
Лимит остатка денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности (включая бюджетные), осуществляющим налично-денежные расчеты, в соответствии с порядком ведения кассовых операций в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра следующего дня с учетом среднедневной выручки и расхода наличными деньгами (кроме расходов на оплату труда и социально-трудовые выплаты), особенностей деятельности и режима его работы, порядка и сроков сдачи выручки в банк, а также необходимости ускорения оборачиваемости денег, своевременного поступления их в кассу банка, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
Лимит остатка кассы согласовывается с руководителем предприятия, при необходимости, по его просьбе или в других обоснованных случаях пересматривается в том же порядке.
Примерная форма расчета на установление лимита остатка кассы прилагается (см. приложение 1).
6. Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
Проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов (500 тыс. руб.) в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.06.93 г. N 626 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами". Указанная сумма является предельной по одному платежу. Вместе с тем платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта) в размере до 500 тыс. руб., следует рассматривать как единый суммарный платеж. Все расчеты между юридическими лицами сверх этой суммы производятся только в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных отдельными нормативными актами Российской Федерации.
В частности, до внедрения системы безналичных расчетов за приобретаемые для собственных нужд горюче-смазочные материалы на автозаправочных станциях расчеты осуществляются за наличные деньги в пределах смет по этим расходам. Приобретение за наличный расчет горюче-смазочных материалов у других юридических лиц (помимо автозаправочных станций) производится с учетом действия постановления N 626.
Вышеуказанное ограничение налично-денежных расчетов между юридическими лицами на территории Российской Федерации распространяется и на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица с привлечением наемного труда.
Основанием для определения суммы расходования предприятием наличных денег и подтверждением этих расходов являются: договор (контракт), копия товарного чека, счет, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету "Расчеты с подотчетными лицами"). При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.
Данное постановление не вносит каких-либо изменений в действующий порядок расчетов между юридическими и физическими лицами, которые могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами по договоренности.
Кроме того, при необходимости в ходе проверки могут рассматриваться другие вопросы, относящиеся к порядку ведения кассовых операций.
Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях (форма N 0488028 с учетом изменений, внесенных Банком России), в которой должны найти полное отражение все вышеупомянутые вопросы. - Справка подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем банка. Если при проверке нарушений не установлено, проверяющий ограничивается заполнением справки с указанием, что проверка произведена в соответствии с требованиями порядка ведения кассовых операций и замечаний не установлено (форма справки прилагается - приложение 2).
Справки о кассовых операциях рассматриваются руководителем банка.
В случаях установления нарушений предприятиями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в части осуществления расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм, неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, несоблюдения действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также накопления в кассах наличных денег сверх установленных лимитов учреждения банков направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщиков представления с приложением копий справок по указанным проверкам для принятия мер финансовой и административной ответственности.
Департамент регулирования
денежного обращения Банка России
Утверждаю
Первый заместитель Председателя 29.09.94 г. |
А.В. Войлуков |
Приложение 1
Примерная форма расчета на установление
предприятию лимита остатка кассы
_________________________________________________________________________
(полное наименование (штамп) предприятия) N счета
_________________________________________________________________________
(наименование учреждения банка)
Сообщаем исходные данные:
1. Налично-денежная выручка
за последние 3 месяца ___________________тыс. руб.
(фактическая или ожидаемая) ___________________тыс. руб.
___________________тыс. руб.
2. Среднедневная выручка* ___________________тыс. руб.
3. Среднечасовая выручка* ___________________тыс. руб.
4. Выплачено наличными деньгами
за последние 3 месяца (кроме
расходов на оплату труда и
социально-трудовые выплаты
(на потребление)
(фактические или ожидаемые расходы) ___________________тыс. руб.
___________________тыс. руб.
___________________тыс. руб.
5. Среднедневной расход* ___________________тыс. руб.
6. Сроки сдачи выручки ________________________дней
7. Часы работы предприятия ______час.______________мин.
8. Время сдачи выручки
инкассаторам, в кассу
банка, на почту (нужное
подчеркнуть) ______час.______________мин.
10. Испрашиваемая сумма лимита_________________________________тыс. руб.
____________________________________________________________________
(сумма прописью)
--------------------------------
* Рассчитывается как сумма выручки за 3 месяца, деленная на число рабочих дней (часов) предприятия.
Руководитель предприятия
Главный бухгалтер |
Дата |
Решение учреждения Банка
Установить лимит остатка кассы в сумме_____________________тыс. руб.
____________________________________________________________________
(сумма прописью)
Руководитель учреждения банка |
Дата |
Приложение 2
Справка ‰‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‚
Ђ 0488028 Ђ
о кассовых операциях †------------------------Ѓ
Ђ 3 | 1 Ђ
ѓ‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡„‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡Љ
Наименование хозоргана и его подчиненность
/------------------------\
_______________________________________________| |
\------------------------/
I. Оборот кассы предприятия, организации
руб.
/-----------------------------------------------------------------------\
| | | Месяцы |
| Наименование показателей | Код |----------------|
| | | | | |
|----------------------------------------------+-------+-----+-----+----|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|----------------------------------------------Ѓ‡‡‡‡‡‡‡€‡‡‡‡‡€‡‡‡‡‡€‡‡‡‡Ѓ
| Ђ | | | Ђ
|1. Остаток кассы на начало месяца........ Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|2. Поступления выручки и прочие Ђ | | | Ђ
| поступления........................... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|3. Поступления из банка: Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ѓ
|3.1. по данным предприятия, Ђ | | | Ђ
| организации........................... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|3.2. по данным банка....................... Ђ | | | Ђ
|----------------------------------------------€-------+-----+-----+----Ѓ
|4. Итого по приходу (1+2+3.1)............ Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|5. Сдано в банк: Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ђ
|5.1. по данным предприятия, Ђ | | | Ђ
| организации........................... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|5.2. по данным банка....................... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|6. Выдано предприятием, организацией..... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|7. Остаток кассы на конец месяца......... Ђ | | | Ђ
|----------------------------------------------€-------+-----+-----+----Ѓ
|8. Итого по расходу (5.1+6+7)............ Ђ | | | Ђ
|----------------------------------------------€-------+-----+-----+----Ѓ
|9. Расшифровка расходования по целевому Ђ | | | Ђ
| назначению сумм, полученных из Ђ | | | Ђ
| банка*: Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ђ
|9.1. на оплату труда и выплаты социально- Ђ | | | Ђ
| трудовых льгот (на потребление): Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ђ
|9.1.1. получено.............................. Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|9.1.2. израсходовано......................... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|9.2. на расходы, не входящие в средства, Ђ | | | Ђ
| направляемые на потребление: Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ђ
|9.2.1. получено.............................. Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|9.2.2. израсходовано......................... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|9.3. выплаты из фонда социального Ђ | | | Ђ
| страхования: Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ђ
|9.3.1. получено.............................. Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|9.3.2. израсходовано......................... Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ђ
\----------------------------------------------Љ‡‡‡‡‡‡‡„‡‡‡‡‡„‡‡‡‡‡„‡‡‡‡Љ
-----------------------
* По строкам "получено" указываются суммы, полученные из банка, по данным банка; по строкам "израсходовано" - суммы, выданные предприятием, организацией, по данным предприятия; в целом по строке 9 суммы полученные должны соответствовать сумме, учтенной по строке 3.2, а израсходованные - сумме, учтенной по строке 6 данного раздела.
/------------------------\
| 3 | 2 |
\------------------------/
/-----------------------------------------------------------------------\
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|----------------------------------------------Ѓ‡‡‡‡‡‡‡€‡‡‡‡‡€‡‡‡‡‡€‡‡‡‡Ѓ
| Ђ | | | Ђ
|9.4. на закупки сельхозпродуктов, скупку Ђ | | | Ђ
| тары и вещей у населения: Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ђ
|9.4.1. получено.............................. Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----€
|9.4.2. израсходовано......................... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|9.5. на командировочные расходы: Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ђ
|9.5.1. получено.............................. Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|9.5.2. израсходовано......................... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|9.6. на хозяйственные расходы: Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ђ
|9.6.1. получено.............................. Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|9.6.2. израсходовано......................... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|10. Осуществление расчетов наличными Ђ | | | Ђ
| денежными средствами между юридическимиЂ | | | Ђ
| лицами сверх установленных предельных Ђ | | | Ђ
| сумм...................................Ђ | | | Ђ
| Ђ | | | Ђ
\----------------------------------------------Љ‡‡‡‡‡‡‡„‡‡‡‡‡„‡‡‡‡‡„‡‡‡‡Љ
II. Соблюдение установленного лимита кассы
и расходование средств из выручки
/-----------------------------------------------------------------------\
| | | Месяцы |
| Наименование показателей | Код |----------------|
| | | | | |
|----------------------------------------------+-------+-----+-----+----|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|----------------------------------------------Ѓ‡‡‡‡‡‡‡€‡‡‡‡‡€‡‡‡‡‡€‡‡‡‡Ѓ
| Ђ | | | Ђ
|1. Лимит кассы, установленный банком..... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|2. Фактические остатки кассы в дни, когда Ђ | | | Ђ
| был превышен лимит: Ђ | | | Ђ
| ______________________________________ Ђ | | | Ђ
| ______________________________________ Ђ | | | Ђ
| ______________________________________ Ђ | | | Ђ
| ______________________________________ †-------+-----+-----+----Ѓ
| ______________________________________ Ђ | | | Ђ
| ______________________________________ Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|3. Расходование денег из собственных Ђ | | | Ђ
| поступлений - всего: Ђ | | | Ѓ
| Ђ | | | Ѓ
|3.1. на оплату труда и выплаты социально- Ђ | | | Ђ
| трудовых льгот (на потребление)....... Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|3.2. на закупки сельхозпродуктов, скупку Ђ | | | Ђ
| тары и вещей у населения.............. Ђ | | | Ђ
| †-------+-----+-----+----Ѓ
|3.3. Осуществление расчетов наличными Ђ | | | Ђ
| денежными средствами между юридическимиЂ | | | Ђ
| лицами сверх установленных предельных Ђ | | | Ђ
| сумм.................................. Ђ | | | Ђ
|----------------------------------------------€-------+-----+-----+----Ѓ
|----------------------------------------------€-------+-----+-----+----Ѓ
|----------------------------------------------€-------+-----+-----+----Ѓ
|----------------------------------------------€-------+-----+-----+----Ѓ
|----------------------------------------------€-------+-----+-----+----Ѓ
\----------------------------------------------Љ‡‡‡‡‡‡‡„‡‡‡‡‡„‡‡‡‡‡„‡‡‡‡Љ
/------------------------\
| 3 | 3 |
\------------------------/
III. Состояние кассовой дисциплины, выводы и предложения
работника банка, производившего проверку
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Представитель банка
Руководитель обследуемой организации
Главный (старший) бухгалтер организации
IV. Распоряжение руководителя учреждения банка о принятии мер
по результатам проверки
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР РФ от 30 сентября 1994 г. N 113
Текст письма опубликован в "Финансовой газете", 1994, N 42
Настоящее письмо фактически прекратило действие
Положением ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П Рекомендации, направленные настоящим письмом, признаны утратившими силу с 1 января 1998 г.