Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498
"О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий"
27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г., 24 августа, 3 октября 2002 г.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2003 г. N 218 настоящее постановление признано утратившим силу
Действие настоящего постановления было приостановлено в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета:
с 1 января по 31 декабря 2002 г. постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630
с 1 января по 31 декабря 2001 г. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 449
с 1 января по 31 декабря 2000 г. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 891
с 1 января по 31 декабря 1999 г. постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966
с 1 января по 31 декабря 1998 г. постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 839
В целях реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) проведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией неплатежеспособных предприятий и предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст.5070) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующихся на текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановить (утратить) платежеспособность, согласно приложению N 1.
Установить, что на основании указанной системы критериев принимаются решения:
о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным;
о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;
о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Указанные решения принимаются вне зависимости от наличия установленных законодательством внешних признаков несостоятельности предприятия (здесь и далее термин "предприятие" используется в определении Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").
Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, являются основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное управление).
См. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р
О продаже государственных предприятий-должников см. Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114
2. Утвердить Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий согласно приложению N 2.
Действие настоящего постановления было приостановлено в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета:
с 1 января по 31 декабря 2002 г. постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630
с 1 января по 31 декабря 2001 г. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 449
с 1 января по 31 декабря 2000 г. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 891
с 1 января по 31 декабря 1999 г. постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966
с 1 января по 31 декабря 1998 г. постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 839
Уполномочить Федеральное управление осуществлять в установленном порядке контроль за целевым расходованием средств, выделяемых в форме государственной финансовой поддержки, в том числе за возвратностью средств, выделяемых на кредитной основе.
3. Установить, что неплатежеспособным предприятиям не может предоставляться государственная финансовая поддержка, если отсутствует хотя бы одно из следующих условий:
наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 1, ст.2);
безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки.
Государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров, работ, услуг) ему предоставлялась такая поддержка.
4. Утвердить Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий-должников согласно приложению N 3.
5. Установить, что Федеральное управление принимает решения по вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящего постановления, в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов.
До создания органа независимой экспертизы возложить на Федеральное управление подготовку заключений по вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящего постановления, а также о наличии признаков умышленного или фиктивного банкротства по поручениям (запросам) арбитражных судов при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий в отношении предприятий любых форм собственности.
В случае делегирования Федеральному управлению соответствующими органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления права представления интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий, основанных на государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, а также предприятий, в капитале которых имеется доля (вклад) государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, Федеральное управление вправе осуществлять возложенные на него функции в отношении указанных предприятий при условии передачи ему соответствующих полномочий и финансирования его деятельности за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации или местного бюджета.
6. Установить, что средства, направляемые из федерального бюджета на оказание государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях восстановления платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий, отражаются в бюджете по статье дотации. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета выделение средств на финансирование указанных мероприятий в соответствующих объемах.
7. Поручить Федеральному управлению выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.
Согласно письму Госналогслужбы РФ от 16 февраля 1996 г. N НП-6-11/104 налоговые органы имеют право выступать в качестве кредитора от имени государства в арбитражных судах наряду с Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве)
8. Возложить на Федеральное управление организацию подбора, подготовки и аттестацию лиц для назначения арбитражными и конкурсными управляющими, а также совместно с Российским фондом федерального имущества - осуществление лицензирования (сертификации) деятельности юридических и физических лиц, связанной с продажей имущества предприятий-должников.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ лицензирование деятельности арбитражных управляющих прекращается с 1 июля 2002 г.
Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование указанных мероприятий на основании сметы расходов, представляемой Федеральным управлением. Разрешить Федеральному управлению привлекать средства внебюджетных источников для дополнительного финансирования указанной деятельности.
9. Федеральному управлению в срок до 1 июля 1994 года приступить к ведению перечня неплатежеспособных предприятий.
Об учете неплатежеспособных предприятий см. Положение, утвержденное распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 30 июня 1994 г. N 15-р
10. Установить, что предприятия, органы исполнительной власти и их должностные лица обязаны по запросу Федерального управления представлять документы и иную информацию, необходимую для осуществления Федеральным управлением функций, отнесенных к его компетенции.
11. Поручить Федеральному управлению координацию работ по подготовке проектов нормативных документов по вопросам несостоятельности (банкротства).
12. Федеральному управлению в 3-месячный срок:
разработать с участием Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и утвердить типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), предусматривающего предоставление государственной финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий, порядок его согласования, типовой договор на предоставление государственной финансовой поддержки, а также методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления;
разработать по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, с участием Министерства экономики Российской Федерации и министерства финансов Российской Федерации предложения по включению в порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, а также порядок лицензирования (сертификации) деятельности аудиторских фирм по обеспечению реализации актов о несостоятельности (банкротстве) положений, регулирующих особенности аудита неплатежеспособных предприятий;
разработать с участием Министерства экономики Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по промышленной политике методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередном предоставлении государственной финансовой поддержки, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью;
Указанные методические рекомендации утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. N 70-р
подготовить с участием заинтересованных министерств, ведомств Российской Федерации и организаций предложения по созданию органа независимой экспертизы.
13. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике и Федеральным управлением при подготовке расчетов к проектам федерального бюджета на соответствующие годы обеспечить своевременное представление обоснований необходимых объемов средств, направляемых из федерального бюджета на оказание государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях восстановления платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий.
Председатель Правительства |
В.Черномырдин |
Утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующихся на текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановить или утратить платежеспособность. Удовлетворительность структуры баланса предприятия оцениваются с помощью коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, и восстановления (утраты) платежеспособности.
На основании системы критериев принимаются решения о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным, о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность, о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Указанные решения принимаются вне зависимости от наличия установленных законодательством внешних признаков несостоятельности предприятия.
Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 27 мая 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 мая 1994 г., N 5, ст. 490
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2003 г. N 218 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731
Постановление Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630
Действие настоящего постановления было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета
Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 449
Действие настоящего постановления было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2001 г. в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета
Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 891
Действие настоящего постановления было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2000 г. в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета
Постановление Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966
Действие настоящего постановления было приостановлено с 1 января по 31 декабря 1999 г. в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета
Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 839
Действие настоящего постановления было приостановлено с 1 января по 31 декабря 1998 г. в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета