Письмо ЦБР от 17 февраля 1995 г. N 145
16 февраля 1996 г.
Приказом ЦБР от 27 сентября 1996 г. N 02-368 настоящее письмо признано утратившим силу с 1 ноября 1996 г.
В целях совершенствования порядка создания банков и регулирования их деятельности Центральный банк Российской Федерации вносит изменения в Методические указания от 26 февраля 1991 г. N 02-15 "О создании и деятельности банков на территории РСФСР", письмо от 1 октября 1991 г. N 4 "О порядке регистрации и лицензирования коммерческих банков", п. 8 телеграммы от 21 февраля 1994 г. N 47-94 "О мерах по укреплению капитальной базы коммерческих банков на территории Российской Федерации", п. 10.2 инструкции N 8 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими банками на территории Российской Федерации", п. 1.2 письма Госбанка СССР от 14 марта 1991 г. N 341 "Об учете ценных бумаг и некоторых других операций в коммерческих банках", отменяет указания ЦБ РФ от 1 апреля 1992 г. N 10 и устанавливает с 1 марта 1995 г. следующее:
Письмом ЦБР от 16 февраля 1996 г. N 241 пункт 1 настоящего письма изложен в новой редакции
1. Для рассмотрения вопросов о правомерности формирования уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций любой организационно-правовой формы в территориальные главные управления (национальные банки) Банка России вместе с документами, подаваемыми для регистрации кредитной организации в соответствии с Методическими рекомендациями "О создании и деятельности банков на территории РСФСР" с учетом последующих изменений и дополнений, ее учредители: юридические и физические лица, приобретающие более 5 % долей (акций) в уставном капитале, дополнительно представляют следующие документы:
а) физические лица - справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации по форме приложения N 2 к совместному письму Центрального банка Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 3 января 1996 г. N 223 "О предоставлении кредитным организациям органами Госналогслужбы России подтверждений о выполнении налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами";
б) юридические лица - нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего его государственную регистрацию; справку Государственной налоговой инспекции по месту его государственной регистрации по форме приложения N 1 к вышеназванному совместному письму, подтверждающую, что на момент внесения взноса в уставный капитал кредитной организации юридическое лицо не имело задолженности перед бюджетами (федеральным, субъекта федерации и местным) и внебюджетными фондами Российской Федерации; годовую отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) за три последних года деятельности, подтвержденную аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно. Аудиторское подтверждение обязательно, начиная с отчетности за 1994 г. Если юридическое лицо в соответствии с действующим законодательством не подлежит аудиторской проверке, то достоверность его отчетности должна быть подтверждена соответствующим контролирующим органом.
Если юридическое лицо в течение двух последних лет было реорганизовано, то должны быть представлены документы, свидетельствующие о его финансовом положении на момент принятия решения о реорганизации, а также подтверждающие правопреемство вследствие реорганизации.
2. Запрещается формирование уставного фонда коммерческих банков ценными бумагами и нематериальными активами.
3. При рассмотрении вопроса о согласовании назначения кандидатов на должности председателя правления банка (руководителя филиала), главного бухгалтера банка (филиала) и их заместителей следует строго руководствоваться критериями, установленными Банком России, а также принимать во внимание информацию о деловой репутации претендентов на должности руководителей.
О требованиях, предъявляемых к кандидатам на руководящие должности в банках см. Методические указания создании и деятельности банков на территории РСФСР от 26 февраля 1991 г. N 02-15
4. Вновь создаваемые коммерческие банки могут размещаться только в зданиях (помещениях), передаваемых банку учредителями либо в собственность в качестве оплаты своей доли в уставном фонде, либо в аренду после регистрации банка в качестве юридического лица (при этом субаренда не допускается). Указанные действия должны быть отражены в протоколе общего собрания акционеров (пайщиков), подтверждающем передачу здания (помещения) на баланс банка или в аренду после получения банком статуса юридического лица. Только после фактического оформления передачи здания (помещения) коммерческому банку и оборудования его кассового узла и денежного хранилища в соответствии с действующими правилами банк имеет право приступить к осуществлению операций, предусмотренных лицензией.
Отдельные требования к оборудованию кассового узла и денежному хранилищу банка содержатся в приложениях к Порядку ведения кассовых операций в РФ
Банк может не иметь кассового узла и проводить кассовые операции через другой коммерческий банк на основании заключенного с ним договора, но при этом выдаваемая ему лицензия не дает права на осуществление таких операций. После оборудования кассового узла в соответствии с установленными требованиями лицензия может быть дополнена.
Письмом ЦБР от 16 февраля 1996 г. N 241 в пункт 5 настоящего письма внесены изменения
5. Главным управлениям (национальным банкам) необходимо установить строгий контроль за тем, чтобы увеличение уставного фонда коммерческого банка не происходило за счет кредитов, выданных этим банком своим акционерам (пайщикам).
Вновь принимаемые участники (акционеры) действующей кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества, а также при первичном размещении каждого последующего выпуска акций кредитной организации в форме открытого акционерного общества, приобретающие более 5 %, но не более 20 % долей (акций), должны представить кредитной организации справку Государственной налоговой инспекции по форме приложения N 1 (для юридических лиц) и/или приложения N 2 (для физических лиц) к совместному письму Центрального банка Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 3 января 1996 г. N 223 "О предоставлении кредитным организациям органами Госналогслужбы России подтверждений о выполнении налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами".
Кроме вышеуказанной справки вновь принимаемые участники (акционеры) - юридические лица представляют также нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего их государственную регистрацию; годовую отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) за два последних года деятельности (но не менее чем за одни год для юридических лиц, действующих менее двух лет) с отметкой Государственной налоговой инспекции по месту их государственной регистрации.
Вновь принимаемые акционеры, приобретающие на вторичном рынке более 5 %, но не более 20 % акций кредитной организации в форме открытого акционерного общества, представляют справку Государственной налоговой инспекции, указанную в абзаце 2 настоящего пункта, при внесении записи об акционере в реестр акционеров кредитной организации, который ведется либо самой кредитной организацией, либо специализированным регистратором. В последнем случае специализированный регистратор обязан направить полученную от акционера справку Государственной налоговой инспекции в адрес кредитной организации. Эта обязанность специализированного регистратора должна быть закреплена в договоре между ним и кредитной организацией-эмитентом.
Кредитная организация представляет полученные от вновь принятых участников (акционеров) документы в территориальное главное управление (национальный банк) Банка России вместе с документами для регистрации изменения размера уставного капитала и/или изменения состава участников (акционеров) кредитной организации.
Участники (акционеры), приобретающие менее 5 % долей (акций) кредитной организации, не обязаны представлять документы, перечисленные в настоящем пункте. Однако эти лица должны быть указаны в списке участников (акционеров) кредитной организации, подаваемом в территориальное главное управление (национальный банк) Банка России для регистрации соответствующих изменений.
Согласование приобретения более 20 % долей (акций) кредитной организации во всех случаях осуществляется в порядке, предусмотренном указаниями Банка России от 3 января 1996 г. N 222.
6. Контроль за исполнением настоящих указаний возлагается на руководителей главных управлений (национальных банков) Центрального банка Российской Федерации.
В заключениях главных управлений (национальных банков), направляемых в Банк России с документами коммерческого банка, представленными на регистрацию устава, получение лицензии на совершение банковских операций в рублях и иностранной валюте, внесение изменений в учредительные документы, регистрацию филиалов, должна содержаться подробная информация по всем затронутым в настоящем письме вопросам, а также информация о сроках рассмотрения учредительных документов, включая дату поступления на рассмотрение в главное управление (национальный банк).
И.о. Председателя |
Т.В. Парамонова |
17.02.95 г. N 145
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР от 17 февраля 1995 г. N 145
Текст письма опубликован в "Финансовой газете", 1995, N 9, в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", выпуск N 2(8), 1995 г.
Приказом ЦБР от 27 сентября 1996 г. N 02-368 настоящее письмо признано утратившим силу с 1 ноября 1996 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо ЦБР от 16 февраля 1996 г. N 241