Согласно письму Госналогинспекции по г. Москве от 15 апреля 1997 г. N 11-13/7879 настоящее письмо не прошло регистрацию в Минюсте РФ и не имеет юридической силы
О правах и обязанностях органов ПФР при осуществлении полномочий по налоговому контролю см. письмо ПФР от 15 августа 2000 г. N М3-09-25/7298
С 1 января 2001 года взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог. См. справку
В соответствии с пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд России обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов с участием налоговых органов.
Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд осуществляется органами Пенсионного фонда и Госналогслужбы России как самостоятельно, так и совместно.
В целях эффективного осуществления совместной работы Правление Пенсионного фонда России и Госналогслужба России предусматривают следующее:
Письмом Госналогслужбы РФ от 17 июня 1998 г. N КВ-6-24/356 действие пунктов 1 - 4 настоящего письма приостановлено для налоговых органов
1. Налоговые органы и региональные отделения ПФР при учете плательщиков должны обмениваться данными о регистрации юридических и физических лиц в качестве плательщиков платежей в бюджет и страховых взносов в ПФР.
При обмене информацией о доходах граждан, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, следует руководствоваться совместным письмом ПФР и Госналогслужбы России от 03/04 июня 1993 г. N ЛЧ-16/2116-ИН/ВЗ-6-03/196. Аналогично должен быть организован обмен информацией о финансовом результате (доходе) крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1020.
3. Региональные отделения ПФР подготавливают и согласовывают с налоговыми органами списки работников, имеющих доступ к сведениям о доходах указанных категорий плательщиков, предупредив их о строгом соблюдении конфиденциальности полученных данных.
4. Порядок и периодичность обмена информацией определяется на местах налоговыми органами и региональными отделениями ПФР.
5. Налоговые органы и органы ПФР осуществляют взаимодействие и координацию в решении вопросов, связанных с банкротством плательщиков или их ликвидации, принятием мер по взысканию с плательщиков средств ПФР.
6. Налоговые органы проверки по вопросам, связанным с платежами в Пенсионный фонд, как правило, совмещают с проверками плательщиков по внесению налоговых платежей в бюджет, а также при тематических проверках. При этом налоговые органы проводят проверки плательщиков по вопросам своевременности и полноты уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд в случаях, если в намеченный проверяемый период не осуществлялась проверка данного плательщика со стороны регионального отделения ПФР. Стороны согласовывают друг с другом перечень организаций, подлежащих проверке по вопросам уплаты страховых взносов.
При выявлении нарушений порядка уплаты страховых взносов в ПФР налоговые органы отражают их в общем акте проверки плательщика или составляют отдельный акт с необходимым расчетом доначисленной суммы страховых взносов и финансовых санкций, включая пени.
Письмом Госналогслужбы РФ от 17 июня 1998 г. N КВ-6-24/356 действие абзаца 3 пункта 6 настоящего письма приостановлено для налоговых органов
В актах должны содержаться обязательные для выполнения плательщиками требования о первоочередном перечислении в Пенсионный фонд России доначисленных страховых взносов и финансовых санкций (включая пени) с указанием конкретных сумм. Отделение Пенсионного фонда РФ в течение недели с момента поступления указанных выше сумм, на основе копий материалов проверок, представляемых ему соответствующей налоговой инспекцией, переводит в Централизованный фонд социального развития Госналогслужбы России 20% от сумм финансовых санкций (за исключением сумм начисленных пени) за выявленные налоговой инспекцией нарушения.
Копии материалов проверки проверки плательщика или соответствующие выписки из них налоговые органы направляют региональным отделениям ПФР в течение недели с даты подписания соответствующего акта.
Налоговые органы самостоятельно или совместно с региональными отделениями ПФР обеспечивают поступление доначисленных платежей и пени.
Региональные отделения ПФР учитывают доначисленные налоговыми органами и уплаченные страховые платежи и финансовые санкции в общих расчетах с конкретными плательщиками. В случае несогласия плательщика страховых взносов с материалами проверки, рассмотрение претензий и принятие окончательного решения производится налоговыми органами в порядке, действующем для аналогичных случаев по налоговым платежам. При этом возврат плательщику ошибочно взысканных сумм должен производиться: налоговым органом - по суммам, поступившим в Централизованный фонд социального развития Госналогслужбы России, Пенсионным фондом - по платежам, зачисленным в ПФР.
7. При грубых нарушениях плательщиком порядка ведения бухгалтерского учета и отсутствии такового, длительном неперечислении плательщиком страховых взносов, отказе плательщика представлять уполномоченным ПФР необходимые документы и т.д. региональные отделения ПФР и налоговые органы могут организовывать совместные проверки.
8. В целях правильного применения законодательства, регулирующего порядок уплаты страховых взносов, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает Государственную налоговую службу Российской Федерации всеми нормативными документами для осуществления контроля за своевременным и полным поступлением платежей в ПФР и информирует налоговые органы о банковских реквизитах региональных отделений ПФР.
Со своей стороны Госналогслужба России направляет Пенсионному фонду Российской Федерации все нормативные документы Госналогслужбы, подлежащие государственной регистрации.
Обязательным условием взаимодействия органов ПФР и налоговых органов должно быть обеспечение действующего порядка доступа работников к служебной информации, строгое соблюдение установленного режима использования полученных сведений и безусловная ответственность за его нарушение.
Конкретизация направлений, форм и условий взаимодействия региональных отделений ПФР и налоговых органов, с целью улучшения совместной контрольной работы по своевременности и полноте уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, осуществляется на местах.
Председатель Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации |
В.В. Барчук |
Руководитель Государственной
налоговой службы Российской Федерации |
В.В. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ПФР и Госналогслужбы РФ от 21 июня 1995 г. NN ВБ-01-27/3628, ВГ-6-15/342 "О взаимодействии органов Пенсионного фонда России и органов Госналогслужбы России при осуществлении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов"
Текст письма опубликован в журнале "Налоговый вестник", 1995, N 8
Письмом Госналогслужбы РФ от 17 июня 1998 г. N КВ-6-24/356 действие пунктов 1 - 4 и абзаца 3 пункта 6 настоящего письма приостановлено для налоговых органов