Камешковский районный суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи АБРАМОВА М.В.
при секретаре СОКОЛОВОЙ О.Р.
а также с участием истца Сверлова А.А., представителя истца-адвоката Кальченко В.Б., представившей удостоверение N и ордер N, представителя ответчика Проничевой Т.П., действующей по доверенности N от Дата обезл.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по иску Сверлова .... к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в .... об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Сверлов А.А. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в .... и с учетом уточнений, поданных в порядке ст.39 ГПК РФ, просит признать незаконным отказ Управления в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, включив в льготный стаж период работы с Дата обезл. по Дата обезл. в должности .... N N а также время его службы в Вооруженных силах в период с Дата обезл. по Дата обезл. из расчета один месяц службы за два месяца работы.
В обоснование иска указано, что в период рассмотрения дела он представил ответчику справку с кодом льготного стажа за период работы с Дата обезл. по Дата обезл..
На основании ст.11 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" период службы по призыву в вооруженных силах подлежит включению в специальный стаж. На основании Приказа МЧС РФ от 28.07.2003 года N453, Приложения N1 к нему, ему начисляется процентная надбавка за выслугу лет, при этом в стаж включен период прохождения срочной службы в армии. Таким образом, на .... года его льготный стаж составлял 25 лет .... дней, в настоящее время, с учетом того, что он продолжает работать - 26 лет .... дней.
В судебном заседании истец, его представитель исковые требования поддержали, пояснив, что первый спорный период подтвержден дополнительно представленными документами, право Сверлова А.А. на включение в специальный стаж периода службы в армии подтверждается ст.10 Федерального закона "О статусе военнослужащих, ст.11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и Приказом МЧС РФ от 28.07.2003 года N453 "О совершенствовании условий оплаты труда работников Государственной противопожарной служба МЧС России", просят иск удовлетворить.
Представитель ответчика Проничева Т.П. иск не признала и пояснила, что спорный период с Дата обезл. по Дата обезл. с учетом дополнительно поданных документов включен в специальный стаж истца, что касается периода службы в армии, то он включен в общий стаж, оснований для его включения в специальный стаж ни в календарном порядке, ни в льготном как 1:2, не имеется. Полагает, что ссылка представителя истца на Приказ МЧС N453 необоснованна, так как пенсионные отношения данный Приказ не регулирует. Даже с учетом включения в специальный стаж периода работы с Дата обезл. по Дата обезл. и учитывая, что истец продолжает работать до настоящего времени, стажа необходимого для назначении пенсии, у Сверлова А.А. не имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, ознакомившись с пенсионным делом истца, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.18 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ N173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона (для мужчин 60 лет) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что с Дата обезл. по Дата обезл. он работал в должности .... с Дата обезл. по Дата обезл. в должности .... с Дата обезл. по Дата обезл. в должности .... с Дата обезл. по настоящее время в должности .... N .....
Согласно паспорта гражданина Российской Федерации .... от Дата обезл. Сверлов А.А. родился Дата обезл., то есть на момент обращения с заявлением в Управление достиг возраста 50 лет.
В связи с не предоставлением работодателем в Управление сведений о льготном коде периода работы истца с Дата обезл. по Дата обезл., ответчик не включил данный период в специальный стаж. В ходе рассмотрения дела в суде истцом ответчику были предоставлены дополнительные сведения, которые позволили Управлению добровольно включить данный спорный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Таким образом, основания для обращения в суд с иском в этой части отпали.
Как следует из записи в военном билете Сверлова А.А. в период с Дата обезл. по Дата обезл. он проходил действительную военную службу по призыву. Из пояснений Сверлова А.А. следует, что он был призван .... войска.
Согласно пп.1 п.1 ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". Таким образом, данная норма, на которую ссылаются истец и его представитель в обосновании заявленных требований, предоставляет возможность включения периода прохождения военной службы в страховой стаж, а не в льготный. Как установлено в судебном заседании, время прохождения военной службы включено Сверлову А.А. в общий стаж.
В соответствии с Законом СССР от 12.10.1967 года "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего до Дата обезл. (ст.78) время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
В соответствии с п.2 ст.66 данного Закона солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.
Из представленных документов следует, что в .... году Сверлов А.А. окончил .... техникум по специальности ..... После увольнения из рядов Вооруженных сил с Дата обезл. был трудоустроен .... то есть по иной специальности, чем та, которая была им получена до призыва. Как указано выше, в структуре .... противопожарной службы Сверлов А.А. стал работать с Дата обезл..
Федеральным законом от 22.01.1993 года N4338-1 "О статусе военнослужащих" было установлено, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за два месяца работы.
Аналогичный порядок зачета предусмотрен действующим в настоящее время Федеральным законом от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Служба в органах государственной противопожарной службы является особым видом службы и определяется специальным нормативным актом "Положением о службе в органах внутренних дел РФ", утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года N4202-1.
Пенсионное обеспечение сотрудников Государственной противопожарной службы, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, не регулируется Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (ст.1), а осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.
Статьей 13 указанного Федерального закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую в том числе засчитывается и военная служба.
Для назначения пенсии в соответствии с данным Федеральным законом, статья 18 указанного Закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.
Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с ч.2 и ч.3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации. Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий явилось Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту, в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ", а также приложения к нему N1 и N2. В связи с этим ссылку истца и его представителя на Приказ МЧС РФ от 28.07.2003 года N453 "О совершенствовании условий оплаты труда работников ГПС МЧС России" суд считает необоснованной, данный документ не регулирует отношения в области пенсионного законодательства.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N941 (ред. от 31.01.2012) военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении. Иного порядка зачисления военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии для сотрудников ГПС МЧС России не имеется.
Доводы истца Сверлова А.А. о его праве на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих" основаны на неправильном толковании закона.
Служба в государственной противопожарной службе, являющаяся составной частью правоохранительной службы, входит в систему государственной службы РФ. Между тем, в соответствии с п.1 ст.14 Федерального закон от 27.05.2003 года N58-ФЗ (в ред. от 28.12.2010, с изм. от 06.12.2011) "О системе государственной службы РФ", стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу и законами субъектов РФ.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с пенсионным законом, в данном случае, в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N941.
Законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников ФПС МЧС не возлагает на организацию, назначающую пенсию, обязанность по исчислению стажа государственной службы, а п.3 ст.10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", определяет периоды включения времени нахождения граждан на военной службе в стаж государственной службы.
При данных обстоятельствах время прохождения военной службы по призыву в период с Дата обезл. по Дата обезл. подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на назначении досрочной пенсии по старости.
Вместе с тем, даже с учетом включения этого периода в специальный стаж и продолжения своей трудовой деятельности Сверловым А.А., основания для назначения ему трудовой пенсии по старости отсутствуют, так как общая продолжительность стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение, составляет менее 25 лет.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия необходимого специального стажа, в удовлетворении требований Сверлова А.А. следует отказать.
Мнение истца о наличии у него права на обращение в суд за защитой отсутствующего на данный момент права на назначение трудовой пенсии, являлось ошибочным, поскольку субъективное право на пенсию не возникло и не нарушено. В связи с этим разрешение заявленных требований о включении или не включении спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости является преждевременным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворениииска Сверлова .... к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в .... об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение одного месяца.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ М.В.АБРАМОВ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.