Камешковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Стеций С.Н.,
при секретаре судебного заседания Рябининой М.В.
с участием:
представителя заявителя Чаплыгина А.К. - адвоката Сачук Т.М., действующей на основании доверенности N .... от Дата обезл., выданной сроком на три года, и ордера .... от Дата обезл.,
заинтересованных лиц:
представителя администрации МО Пенкинское Камешковского района Шмелевой Л.Н., действующей на основании доверенности от Дата обезл.,
представителя ГБУ здравоохранения Владимирской области "Областной госпиталь для ветеранов войн" адвоката Стоногина С.М., действующего на основании доверенности от Дата обезл., и ордера .... от Дата обезл.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по заявлению представителя заявителя Чаплыгина А.К. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Представитель заявителя Чаплыгина А.К., адвокат Сачук Т.М., действующая на основании доверенности .... от Дата обезл., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации МО Пенкинское Камешковского района N 11 от 29 февраля 2012 года "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", и возложении обязанности на администрацию МО Пенкинское принять Чаплыгина А.К. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявления указала, что постановлением администрации МО Пенкинское Камешковского района N 11 от 29.02.2012 года утверждено решение общественной жилищной комиссии при администрации МО Пенкинское от 27.02.2012 года об отказе Чаплыгину А.К. в постановке на очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно протоколу N 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО Пенкинское от 27.02.2012 года, комиссия определила, что ранее постановлением от 05.10.2010 года N 51 заявителю было отказано в приеме на учет как нуждающемуся в жилом помещении. В настоящее время никаких изменений в доходах, размерах жилой площади, составе семьи не имеется.
Заявитель считает данное решение администрации МО Пенкинское Камешковского района необоснованным, мотивы, по которым отказано в приеме на учет полагает ошибочными. Указывает, что действительно, ранее постановлением администрации МО Пенкинское Камешковского района N 51 от 05 октября 2010 года заявителю было отказано в постановке на очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Основанием для данного решения послужило наличие у заявителя в собственности 1/6 доли квартиры, площадью 48,6 кв.м., расположенной по адресу: ...., а также наличие регистрации в ..... То есть занимаемая заявителем общая площадь жилого помещения выше учетной нормы, установленной решением Совета народных депутатов МО Камешковский район. В связи с чем было принято решение об отказе заявителю в постановке на учет в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Однако решением Камешковского районного суда от 01 июля 2010 года, вступившим в законную силу, договор социального найма жилой комнаты, по адресу: ...., площадью 14,0 кв.м., заключенный между Чаплыгиным А.К. и ГУЗ администрации Владимирской области "Областной госпиталь для ветеранов войн" был признан недействительным. Также, на основании данного решения суда была признана недействительной и последующая сделка приватизации Чаплыгиным А.К. данной комнаты и применены последствия недействительной сделки.
Таким образом, в настоящее время заявитель не является нанимателем по договору социального найма жилого помещения ..... Чаплыгин А.К. в указанной комнате продолжает проживать и быть зарегистрированным без наличия на то каких-либо правовых оснований. На просьбы Чаплыгина А.К. к ГУЗ администрации Владимирской области "Областной госпиталь для ветеранов войн" о заключении с ним договора социального найма, руководство госпиталя отказывает, ввиду того, что заявитель не признан в установленном законом порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В то же время администрация МО Пенкинское Камешковского района, отказывая Чаплыгину А.К. в постановке на учет, принимает во внимание площадь данной комнаты.
В связи с чем, Чаплыгин А.К. считает, что площадь комнаты 14 кв.м., расположенной по адресу : ...., не должна учитываться при определении уровня обеспеченности жилой площадью заявителя.
Заявитель Чаплыгин А.К., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Его представитель адвокат Сачук Т.М. поддержала требования в полном объеме, считает, что заявитель имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку Чаплыгин А.К. ни нанимателем, ни собственником комнаты, площадью 14 кв. м., расположенной в ...., не является. Иного жилья Чаплыгин А.К. на территории Камешковского района не имеет.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Пенкиноское Камешковского района Шмелева Л.Н. с требованиями заявителя не согласна, пояснила, что постановлением администрации МО Пенкинское Камешковского района N 11 от 29.02.2012 года утверждено решение общественной жилищной комиссии об отказе в постановке Чаплыгина А.К. на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку величина ежемесячного дохода заявителя превышает величину порогового значения, установленную в целях признания граждан малоимущими, и общая занимаемая им жилая площадь, превышает нормы, установленной органом местного самоуправления.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ ВО "Областной госпиталь для ветеранов войн" Стоногин С.М. считает решение администрации МО Пенкинское Камешковского района законным и обоснованным, пояснив при этом, что .... находится в оперативном управлении ГБУЗ ВО "Областной госпиталь для ветеранов войн" и является собственностью Владимирской области. Чаплыгин А.К., как сотрудник госпиталя, проживает и зарегистрирован в ..... Коммунальные платежи за комнату у него вычитаются из заработной платы. В настоящее время заключить договор социального найма на указанное помещение с Чаплыгиным А.К. не предоставляется возможным, поскольку последний не состоит на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, Чаплыгин А.К. органом местного самоуправления малоимущем гражданином признан не был.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 02.02.2012 года Чаплыгин А.К. обратился к главе администрации МО Пенкинкое Камешковского района с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. К заявлению были приложены документы: копия паспорта, свидетельство о государственной регистрации права собственности от Дата обезл., выписка о стоимости 1/6 доли квартиры в ....; выписка из единого государственного реестра, справка о доходах за последние 3 месяца.
Постановлением главы муниципального образования Пенкинское Камешковского района от 29.02.2012 года N 11, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, утверждено решение общественной жилищной комиссии при администрации муниципального образования Пенкинское от 27.02.2012 года об отказе в постановке на очередь, как нуждающегося в улучшении жилищных условий Чаплыгина А.К., зарегистрированного по адресу: д. Пенкино, .....
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Статьей 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Исходя из смысла указанных норм права, возможность принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма связана с наличием совокупности двух условий: признание гражданина малоимущим и отнесение к одной из категории, перечисленных в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что Чаплыгин А.К., согласно свидетельству о государственной регистрации права ...., выданному .... Дата обезл., является собственником 1/6 доли в общей долевой собственности на квартиру, площадью 48,6 кв.м., расположенную по адресу: ...., а также имеет регистрацию в комнате ...., что подтверждается имеющимися в материалах дела: копией паспорта, справкой администрации МО Пенкинское от 06.09.2010 года.
Таким образом, предоставленные истцом документы, свидетельствуют о том, что занимаемая Чаплыгиным А.К. общая площадь жилого помещения составляет 22,1 кв.м., что превышает учетной нормы 10 кв.м., установленной решением Совета народных депутатов Камешковского района от 18.02.2011 года N 312.
Документов, подтверждающих прекращения права пользования комнатой, площадью 14 кв.м., расположенной по адресу: ...., в администрацию МО Пенкинское Камешковского района заявителем представлены не были.
Признание граждан малоимущими осуществляется на основании Закона Владимирской области от 08.06.2005 года N 77-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", постановления Губернатора Владимирской области от 13.01.2006г. N 5 "О реализации Закона Владимирской области от 08.06.2005г. N 77-ОЗ "О порядке определения размера дохода?...", решения Совета народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района от 19.05.2011г. N 11 "Об установлении величин для оценки возможностей граждан по приобретению жилых помещений за счет собственных средств".
Согласно представленным Чаплыгиным А.К. в органы местного самоуправления сведениям о доходах и произведенному комиссией по жилищным вопросам МО Пенкинское расчету, в соответствии с указанными выше положениями норм закона, заявитель не попадает под категорию малоимущих граждан для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Величина ежемесячного дохода Чаплыгина А.К. - .... превышает величину порогового значения - ...., установленную в целях признания граждан малоимущими муниципальным образованием.
В соответствии с пп.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что у администрации МО Пенкинское Камешковского района имелись правовые основания для отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Обжалуемое заявителем постановление администрации МО Пенкинское Камешковского района N 11 от 29 февраля 2012 года соответствует требованиям Закона, принято уполномоченным на то органом и в установленные законом сроки.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление представителя заявителя Чаплыгина А.К. о признании незаконным постановления администрации МО Пенкинское Камешковского района N 11 от 29 февраля 2012 года "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", и возложении обязанности на администрацию МО Пенкинское Камешковского района принять Чаплыгина А.К. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.Н. Стеций
Справка:
В окончательной форме решение суда изготовлено 31 мая 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.