Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Смотрицкой Т.А.
при секретаре Сидоровой Т.Н.,
с участием представителя заявителя прокурора Ивлиевой О.С.,
представителя органа местного самоуправления Лесина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове заявление Ковровского городского прокурора об оспаривании нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании пунктов 1.1 и 2.3 Инструкции о составе схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением главы г. Коврова от 21.01.2010 г. N 68 (в редакции постановления администрации г. Коврова от 04.02.2011 г. N 171) недействующими с момента его издания.
В обоснование прокурор указал, что постановления главы г. Коврова от 21.01.2010 г. N 68 и от 04.02.2011 г. N 171 опубликованы соответственно в газете "Ковровская газета" специальный выпуск от 28.01.2010 г. N 3 (118) и в газете "Дегтяревец" от 09.02.20911 г. N 5 (10326). П. 1.1 Инструкции на собственников земельных участков в нарушение требований п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ возложена дополнительная обязанность помимо заявления о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта предоставить дополнительный документ схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, которая в месячный срок со дня обращения с заявлением утверждается и выдается заявителю органом местного самоуправления. В соответствии с п. 5 ст. 14, п. 2 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" вопросы обеспечения органов местного самоуправления кадастровыми планами (картами) соответствующей территории, необходимыми для исполнения возложенной п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ на органы местного самоуправления обязанности, регулируются в рамках соглашения об информационном взаимодействии между указанными органами и органом кадастрового учета. Норм, устанавливающих обязательность предоставления заявителем с указанным в п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленных им схем и кадастровых планов (карт) соответствующей территории не предусмотрено. Обязанность органа местного самоуправления по изготовлению, утверждению и выдаче схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории установлена и п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ. В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", п. 2 ст. 36, ст. 37 Земельного кодекса РФ наличие результата кадастровых работ требуется при обращении в орган государственного кадастрового учета с заявлением об осуществлении кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, т.е. после получения заявителем схемы расположения земельного участка. Следовательно, оспариваемый п. 1.1 Инструкции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" содержит коррупциогенный фактор, выраженный в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление обременительных требований к гражданам и организациям. П. 2.3 Инструкции предусмотрено, что схема выполняется на обновленной топографической основе в масштабе 1:500, что противоречит требованиям п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, т.к. кодексом установлена необходимость утверждения схемы на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Муниципалитет не обладает самостоятельными полномочиями по регулированию правоотношений в сфере земельного законодательства, а может только принимать муниципальные нормативные акты во исполнение федерального и регионального законодательства, вышеуказанным пунктом установлены дополнительные, не предусмотренные ЗК РФ требования к подготовке схем расположения земельного участка на обновленной топографической съемке.
В судебном заседании представитель заявителя прокурор Ивлиева О.С. заявление поддержала по приведенным основаниям, уточнив, что прокурор оспаривает п. 1.1.3 Инструкции, а не весь п. 1.1, как ошибочно указано в заявлении. Земельный кодекс РФ не содержит положений, регулирующих порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков по заявлению землепользователей, но в любом случае обязанность по утверждению и выдаче схем п. 7 ст. 36, п. 4 ст. 34 ЗК РФ возложена на органы местного самоуправления обязанности, которые не обладают собственными полномочиями по возложению на землепользователей обязанностей по предоставлению дополнительных документов к заявлению.
Представитель администрации г. Коврова по письменной доверенности Лесин А.В. в судебном заседании согласился с заявлением в части п. 2.3 оспариваемой Инструкции о составе схемы расположения земельного участка, но возражал против заявления в части п. 1.1.3 по следующим основаниям. В случае приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения осуществляет разработка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ст. 36 ЗК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 31 и п. 3 ст. 34 ЗК РФ в заявлении гражданина должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Предполагаемое место размещения земельного участка и его размеры возможно отразить на прилагаемой обновленной топосъемке. При приобретении прав на земельные участка в порядке ст. 36 ЗК РФ уполномоченные органы власти утверждают и выдают схему в случае установления границ, ранее предоставленных земельных участков или необходимости уточнения местоположения границ таких земельных участков. Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления, природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, земельных участков или земель общего пользования и является основой для проведения кадастровых работ. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В соответствии с Законом от 18.06.2011 г. N 78-ФЗ 2О землеустройстве" понятие "проект границ земельного участка" заменено понятием "схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", и установление границ земельного участка является одним из действий по межеванию (кадастровым работам), которое включает в себя подготовку схемы при установлении границ, и данное действие должно осуществляться кадастровыми инженерами. Органу местного самоуправления невозможно выполнить требование п. 7 ст. 36 ЗК РФ и утвердить и выдать схему в течение месяца с учетом срока выдачи кадастрового плана территории (15 дней), размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта (не менее чем за 7 рабочих дней до истечения срока представления котировочных заявок), заключения контракта не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола, выполнения работ по подготовке схемы, согласования с собственниками инженерных коммуникаций в течение 7 дней, приемки работ, утверждения и выдачи схемы. По мнению Минэкономразвития в письме от 16.03.2011 г. N Д23-1073 ст.ст. 31, 34, 36 ЗК РФ не содержат норм, обязывающих органы местного самоуправления самостоятельно осуществлять изготовление схем, работу по разработке схем вправе вести любое лицо, в т.ч. орган местного самоуправления или действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо. В соответствии с Уставом г. Коврова к полномочиям администрации г. Коврова не относится изготовление схем расположения земельных участков. Следовательно, оспариваемое прокурором постановление издано в соответствии с действующим законодательством.
Заинтересованное лицо глава г. Коврова в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, об отложении разбирательства не просил.
С учетом участия полномочного представителя администрации г. Коврова, направленного в судебное заседание доверенностью, подписанной главой г. Коврова, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав прокурора, представителя администрации г. Коврова, изучив документы, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральнымзаконом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Перечнем услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. N 729-р предоставление кадастровых планов или кадастровых карт соответствующих территорий не включено в перечень таких услуг.
Соответственно орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителей представления дополнительных документов.
Обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, для чего эти органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации возложена на органы местного самоуправления в силу пункта 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
В силу пункта 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса, и именно орган местного самоуправления на основании указанного впункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренногостатьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральнымзаконом "О государственном кадастре недвижимости".
Иное законом не установлено.
Пунктом 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Отсутствие в Земельном кодексе РФ порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков не снимает законную обязанность с органа местного самоуправления и не возлагает данную обязанность за землепользователя, соответственно включение данной обязанности в оспариваемый нормативный акт при отсутствии в силу ст. 11 Земельного кодекса РФ таких полномочий у органа местного самоуправления противоречит перечисленным нормам федерального законодательства и п. 1.1.3 Инструкции признается недействующим с момента её принятия в силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ.
По тем же основаниям и в соответствии с пунктом 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ является незаконным п. 2.3 Инструкции, предусматривающий, что схема выполняется на обновленной топографической основе в масштабе 1:500, поскольку федеральным законом, имеющим большую юридическую силу, установлено, что утверждение схемы производится на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а не на топографической основе.
В этой части требования прокурора признаны представителем администрации г. Коврова и заявление в этой части является бесспорным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1944-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ковровского городского прокурора удовлетворить и признать пункты 1.1.3 и 2.3 Инструкции о составе схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением главы г. Коврова от 21.01.2010 г. N 68 (в редакции постановления администрации г. Коврова от 04.02.2011 г. N 171) недействующими с момента издания.
На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись Т. А. Смотрицкая
ВЕРНО.
18.08.2011 года.
Судья Н.В. Пуговкина
Секретарь В.Б. Логинова
Справка: решение суда вступило в законную силу 16 августа 2011 года.
Подлинное решение суда находится в материалах гражданского дело N 2-11-2906-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.
Судья Н.В. Пуговкина
Секретарь В.Б. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.