Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Уколовой Ж.П.,
при секретаре Глушковой Л.И.,
с участием
истца Соловьевой М.В.,
представителя ответчика Платонова В.И. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску СОЛОВЬЕВОЙ М.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области и Первому арбитражному апелляционному суду о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Соловьева М.В. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области и Первому арбитражному апелляционному суду о признании права собственности на квартиру "адрес". В обоснование указала, что решением жилищной комиссии Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010г. N22 ей в соответствии с Законом "О статусе судей в РФ" была выделена вышеуказанная квартира в бессрочное владение и пользование и с ней заключен договор социального найма. Однако в связи с внесением изменений в п.3 ст.19 Закона "О статусе судей в РФ", признанных впоследствии неконституционными, в настоящее время отсутствует правовая регламентация предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность.
По мнению истца в период действия Закона "О статусе судей в РФ" в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., у нее, как у судьи, возникло право на бесплатное получение в собственность квартиры, которое не может быть ущемлено в связи с законодательным неурегулированием указанного вопроса.
В обоснование иска ссылалась на п.3 ст.19 Закона "О статусе судей в РФ" в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2008г. N2-П, ч.1 ст.17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В судебном заседании Соловьев М.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Первого арбитражного апелляционного суда Платонов В.И. признал исковые требования в полном объеме. Дополнительно указал, что в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 г.г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.09.2006г. N583, Высший Арбитражный суд РФ из федерального бюджета в 2009-2010г.г. выделил Первому арбитражному апелляционному суду денежные средства на приобретение жилья судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. На выделенные средства суд в порядке участия в долевом строительстве построил квартиру общей площадью .... кв.м., расположенную по "адрес", которая зарегистрирована в Управлении Росреестра по Владимирской области на праве оперативного управления у Первого арбитражного апелляционного суда. Решением жилищной комиссии Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010г. N22 указанная квартира выделена судье Соловьевой М.В и по согласованию с ТУ Росимущества по Владимирской области передана ей на основании договора социального найма от 14.04.2010г.
Поскольку до настоящего времени правового акта, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность не принято, Первый арбитражный апелляционный суд лишен возможности передать указанное жилое помещение в собственность судьи Соловьевой М.В.
Ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, будучи извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.35), явку представителя в суд не обеспечил, возражений и ходатайств не представил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона "О статусе судей в Российской федерации" (в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ) местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в пункт 3 статьи 19 Закона "О статусе судей в Российской федерации" были внесены изменения, предусматривающие, что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию, изложенную в п.3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П, суд приходит к выводу, что постановление Правительства РФ от 21.03.2008 N192 не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
В судебном заседании установлено, что 30.03.2006г. решением жилищно-бытовой комиссии Первого арбитражного апелляционного суда судья Соловьева М.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Первого арбитражного апелляционного суда N22 от 12.02.2010г. судье Соловьевой М.В. предоставлена квартира "адрес". Указанная квартира приобретена за счет средств федерального бюджета и передана Первому арбитражному апелляционному суду на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N....
15.03.2010г. между Соловьевой М.В. и Первым арбитражным апелляционным судом заключен договор социального найма N2 вышеуказанной квартиры (л.д.19-20). Согласно справке ТСЖ .... в настоящее время Соловьева М.В. зарегистрирована проживающей в данном жилом помещении (л.д.37).
Из справки МУП "Владимирской центральное агентство недвижимости" усматривается, что ранее Соловьева М.В. не принимала участия в приватизации жилищного фонда (л.д.38).
Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 названного Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
До настоящего времени какого-либо правового акта, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность, не принято, в связи с чем у Первого арбитражного апелляционного суда отсутствуют полномочия по передаче в собственность Соловьевой М.В. спорной квартиры во внесудебном порядке (л.д.39-40).
Вместе с тем, отсутствие законодательного урегулирования данного вопроса само по себе не может являться препятствием для реализации истцом своего права в получении в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, право на которую истцом до настоящего времени не использовано.
На основании вышеизложенного, учитывая, что Соловьевой М.В. предоставлена квартира, относящаяся к государственному жилищному фонду, в данной квартире она проживает одна на условиях договора социального найма жилого помещения, ранее участия в приватизации жилищного фонда не принимала, принимая во внимание согласие ответчика с иском, суд приходит к выводу, что исковые требования Соловьевой М.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению: за ней должно быть признано право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соловьевой М.В. удовлетворить:
Признать за Соловьевой М.В. право собственности на квартиру "адрес" общей площадью .... кв.м.
Взыскать с Первого арбитражного апелляционного суда в пользу Соловьевой М.В. в возврат госпошлины .... рублей.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Ж.П. Уколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.