Ленинский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Сысоевой М.А.,
при секретаре Щербининой Е.А.,
с участием истца Сирицына О.А., представителя истца Кузьминой И.Ю., представителей ответчика Панюшиной А.Ю., Майоровой Е.В. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представителя третьего лица Бобковой Ю.В. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. N N
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире гражданское дело по иску Сирицына О.А. к Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Владимирской области о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Сирицын О.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Владимирской области (далее - УФНС по Владимирской области) о понуждении внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц. В обоснование иска указал, что в ДД.ММ.ГГГГ он принял участие в учреждении Владимирского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации" (далее - ВРО ООО АРПО РФ), переименованной в ДД.ММ.ГГГГ во Владимирское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации" (далее - ВРО ООО АРПО и С РФ или Ассоциация), и на момент создания являлся одним из учредителей общественной организации. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился к председателю ВРО ООО АРПО РФ с заявлением о выходе из состава членов организации. Однако до настоящего времени в Едином государственном реестре юридических лиц он значится учредителем Ассоциации. В свою очередь ВРО ООО АРПО и С РФ является учредителем коммерческой туристической фирмы "АРПО-ТУР", получающей доход от деятельности. Об учреждении фирмы он не знал, участия в ее создании не принимал и дохода от ее деятельности не получает. Он является сотрудником органов внутренних дел, и в силу ч. 2 ст. 29 Федерального закона "О полиции" не имеет права участвовать в управлении коммерческой организацией. На его обращения в Управление Министерства юстиции РФ по Владимирской области и УФНС по Владимирской области об исключении записи из ЕГРЮЛ о нем как учредителе ВРО ООО АРПО и С РФ получил отрицательный ответ в виду отсутствия правовых оснований. Полагает, что наличие данной записи нарушает его права, поскольку может воспрепятствовать в дальнейшем его службе в правоохранительных органах.
Ссылаясь в качестве правового обоснования иска на статью 29 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон N82-ФЗ от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях", ст. 2, 13.1, 14 и 23 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", просит обязать УФНС по Владимирской области внести изменения в Единый государственный реестр, исключив сведения о нем как учредителе ВРО ООО АРПО и С РФ с момента подачи заявления о выходе из числа членов Ассоциации.
В судебном заседании истец Сирицын О.А. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил исключить сведения о нем как учредителе ВРО ООО АРПО и С РФ с ДД.ММ.ГГГГ
Представители ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области исковые требования не признали. Указали, что как следует из протокола N N от ДД.ММ.ГГГГ создано Владимирское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассоциация работников правоохранительных органов РФ", членом правления которого был избран в том числе Сирицын О.А. В соответствии с протоколом N N от ДД.ММ.ГГГГ наименование ВРО АРПО изменено на Владимирское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб РФ". На общем собрании присутствовал, в том числе и Сирицын О.А. В соответствии со ст.117 ГК РФ, п.3, ст.2 ФЗ от 12.01.1996 года N7-ФЗ О некоммерческих организациях", общественные организации являются некоммерческими организациями. Согласно п.2 ст.1 Закона данный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ. П.3 ст.14 указанного Закона предусмотрено, что в учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей из ее состава. В соответствии с п.3.9. Устава Организации член Ассоциации имеет право по своему усмотрению выходить из Ассоциации на основании письменного заявления. Пунктом 3.11 Устава предусмотрено, что член Ассоциации вправе в любое время выйти из Ассоциации, предварительно известив об этом в письменном виде орган, принявший его в члены Ассоциации. Права члена Ассоциации прекращаются с даты подачи заявления о выходе из Ассоциации в уполномоченный орган. К исковому заявлению истца приложена справка ВРО ООО АРПО РФ о том, что Сирицын О.А. не является членом Ассоциации с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, Сирицын О.А. с ДД.ММ.ГГГГ не является членом Ассоциации. Внесение записи в государственный реестр осуществляется Федеральной налоговой службой или ее территориальным органом на основании принимаемого Министерством юстиции РФ или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченными федеральным органом исполнительной власти. В удовлетворении исковых требований просили отказать.
Представитель третьего лица Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области просила в иске отказать, при этом пояснила, что действующее законодательство не предусматривает порядка внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об учредителях некоммерческой организации, в том числе по составу учредителей. Сведения об учредителях некоммерческой организации представляются в уполномоченный орган для их внесения в ЕГРЮЛ единожды - для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании и в последующем изменению не подлежат. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", которым утверждены формы заявлений о внесении изменений с соответствующими приложениями к ним, не содержат соответствующих листов (бланков) об учредителях, что свидетельствует о том, что порядок изменения состава учредителей некоммерческой организации отсутствует.
Устав Ассоциации также не предусматривает ведение списка учредителей, выхода из состава учредителей. Однако, согласно пункту 3.11.Устава Ассоциации членство в ней прекращается в даты подачи заявления о выходе из Ассоциации в уполномоченный орган. В случае подачи истцом заявления в уполномоченный орган Ассоциации о выходе их числа членов по собственному желанию, его членство в Ассоциации прекращается с даты подачи такого заявления. Также указала, что в компетенцию Управления не входит учет членов общественной организации, ведение списков членов. Выход из числа членов общественной организации не связывается с необходимостью внесения указанных сведений в ЕГРЮЛ, поскольку сведения о членах некоммерческой организации, в том числе общественной организации, не содержатся в ЕГРЮЛ. Таким образом, решения об отказе во внесении сведений в ЕГРЮЛ не принималось, в связи с чем отсутствует предмет иска и его основание.
Представитель Владимирского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации" в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался судом надлежащим образом, судебное извещение, направленное в адрес третьего лица, возвращено почтовым отделением связи в связи с истечением срока хранения корреспонденции.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.
В силу ст. 12 ГК РФ зашита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.
Согласно ч. 2 ст. 7, п. 12 ч. 1 ст. 27 и ч. 2 ст. 29 Федерального закона "О полиции" при осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
Сотрудник полиции обязан соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции.
На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 12.1, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм.
Согласно п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществлять предпринимательскую деятельность.
В судебном заседании установлено, что истец Сирицын О.А. приказом начальника Управления Министерства внутренних дел РФ по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ года за N N назначен на должность начальника Отдела Министерства внутренних дел РФ по .... району (л.д.12).
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ N N, истец Сирицын О.А. значится одним из учредителей Владимирского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации" с местом нахождения по адресу: "адрес" созданного ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером N (л.д.25-40).
На обращения истца в Управление Министерства юстиции РФ по Владимирской области и в Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области об исключении сведений о нем как учредителе Ассоциации из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) получены отказы, мотивированные тем, что действующее законодательство не предусматривает порядка внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об учредителях некоммерческой организации (л.д.9-11, 41-42).
Истец Сирицын О.А. полагает, что наличие записи в ЕГРЮЛ может воспрепятствовать в дальнейшем его службе в правоохранительных органах, поскольку в силу ч. 2 ст. 29 Федерального закона "О полиции" он не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 117 ГК РФ общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
На основании ч. 1 ст. 3 и ст. 19 Федерального закона N 82 "Об общественных объединениях" право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
Согласно пунктам 1.1 и 2.3 Устава Общероссийской общественной организации "Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации", Ассоциация является основанным на членстве добровольным, самоуправляемым общественным объединением граждан, являющихся работниками правоохранительных органов и спецслужб и иных граждан России, достигших совершеннолетия, независимо от пола, расы, национальности и вероисповедания, а также юридических лиц - общественных объединений на основе общих целей и интересов.
Для достижения уставных целей в соответствии с действующим законодательством Ассоциация осуществляет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации:
- правозащитную, издательскую, информационную, культурно-просветительскую, образовательную, рекламную, научно-исследовательскую, экспертную, консультативную, благотворительную, внешнеэкономическую, предпринимательскую, создание и участие в строительстве реабилитационных центров, спортивных объектов, объектов здравоохранения, учебных заведений для работников, ветеранов правоохранительных органов и спецслужб, членов их семей, а также иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Пунктами 3.9 и 3.11. Устава Ассоциации предусмотрено, что ее член имеет право добровольно выходить из числа членов Ассоциации на основании письменного заявления.
Права члена Ассоциации в случае выхода по собственному желанию прекращаются с даты подачи заявления о выходе из Ассоциации в уполномоченный орган.
Из анализа приведенных правовых норм и положений устава общественной организации следует, что Ассоциация, являясь некоммерческой организацией, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доход. При этом учредители Ассоциации автоматически становятся ее членами, приобретая соответствующие права и обязанности. Членство в Ассоциации прекращается в случае выхода из нее по собственному желанию с даты подачи заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку истец Сирицын О.А. в ДД.ММ.ГГГГ подал заявление об исключении его из Ассоциации, а ДД.ММ.ГГГГ повторно обратился с заявлением об исключении его из числа учредителей Ассоциации, то с данной даты он перестал быть членом Ассоциации, что также повлекло прекращение его прав и обязанностей учредителя. Вместе с тем, исходя из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, истец до настоящего времени значится учредителем ВРО ООО "АРПО и С РФ". (л.д.25-40)
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с последующими изменениями) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: сведения об учредителях (участниках) юридического лица.
В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Таким образом, согласно процедуре внесения изменений в сведения о некоммерческой организации в соответствии с ФЗ "О некоммерческих организациях", изменения, вносимые в сведения о юридическом лице, к которым относятся сведения и о его учредителях, подлежат государственной регистрации и внесению в ЕГРЮЛ, поскольку приобретают юридическую силу с даты их внесения в государственный реестр. При этом ранее внесенные сведения в ЕГРЮЛ сохраняются и считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Согласно пунктам 1, 4, 5 "Положения о Федеральной налоговой службе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. N 506 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Федеральная налоговая служба ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц.
По утверждению представителя УФНС по Владимирской области, Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" не утверждена форма заявления, позволяющая вносить изменения в ЕГРЮЛ в раздел "состав учредителей".
Аналогичную позицию поддерживает Управление Министерства юстиции РФ по Владимирской области, по мнению которого действующее законодательство не предусматривает порядка внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об учредителях некоммерческой организации, в том числе по составу учредителей.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что наличие сведений в ЕГРЮЛ о том, что истец Сирицын О.А. после выхода из состава ВРО ООО АРПО и С РФ продолжает значиться его учредителем, влечет угрозу нарушения его прав как сотрудника полиции, поскольку аттестационный порядок прохождения службы и назначения на должность проводятся на основании заключения комиссии, составленного по истребованным документам, в том числе из налоговых органов. Исходя из выписки из ЕГРЮЛ на дату ее выдачи истец является учредителем ВРО ООО АРПО и С РФ.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
Публичность занимаемой истцом должности может повлечь иные проверки, в том числе по жалобам граждан в связи с открытостью и доступностью сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, что также может воспрепятствовать прохождению истцом службы в полиции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обязанность вести ЕГРЮЛ возложена на налоговые органы, суд полагает обязать Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Владимирской области внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц и исключить с ДД.ММ.ГГГГ сведения о Сирицыне О.А. как учредителе ВРО ООО АРПО и С РФ.
Срок для исполнения решения в соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчику в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сирицына О.А. удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Владимирской области в течение пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц и исключить с ДД.ММ.ГГГГ сведения о Сирицыне О.А. как учредителе Владимирского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации", расположенного по адресу: "адрес" зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером N
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья. подпись М.А. Сысоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.