Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Фоминой А.В.,
при секретаре Танаевой А.Н.,
с участием истца Хромова С.С.
представителя ответчика по доверенности Рубцовой Т.А.,
третьего лица Лемеш А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Хромова С.С. к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области об отмене решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по конкурсу на замещение вакантной должности государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта сектора правового обеспечения Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области,
УСТАНОВИЛ:
Хромов С.С. обратился в суд с иском Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области об отмене решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по конкурсу на замещение вакантной должности государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта сектора правового обеспечения Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта, юриста сектора правового обеспечения департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области, однако решением конкурсной комиссии победителем конкурса признана Лемеш А.С.
Полагает принятое решение необоснованным, ущемляющим его права, так как комиссией не были оценены и учтены сроки его государственной гражданской службы, а также льготы и гарантии реализации, трудовых прав военнослужащих, уволенных с военной службы.
Просит отменить решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по конкурсу на замещение вакантной должности государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта сектора правового обеспечения Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области.
В правовое обоснование заявленных требований истец ссылается на ст.ст. 69,70 Федерального закона "О государственной гражданской службе" N79-ФЗ; Трудовой кодекс РФ.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указал, что положением о конкурсе, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 года N112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" определен порядок и требования к конкурсной комиссии. Указал, что в качестве независимых экспертов привлекаются представители научных и образовательных учреждений, других организаций. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Однако, при проведении конкурса члены комиссии представлены не были, в связи с чем имеются сомнения в правильности формирования комиссии. Просил удовлетворить его требования в полном объеме.
Представитель ответчика Рубцова Т.А. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление (л.д.66-70). Дополнительно указала, что в конкурсе участвовали три кандидата, в том числе и истец. По результатам конкурса победителем была признана Лемеш А.С., поскольку результаты собеседования и написание делового письма соответствовали о ее компетентности, грамотности и соответствии профессиональных и личностных качеств установленным требованиям.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Лемеш А.С., полагала требования истца необоснованными. Указала, что конкурс проводился в одинаковых условиях для всех претендентов, поэтому сомневаться в правильности принятого конкурсной комиссией решения, оснований нет. Какие-либо льготы для истца при участии в конкурсе законом не предусмотрены. Просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон) поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным требованиям к должности гражданской службы.
Согласно части 12 статьи 22 Закона положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается Указом Президента Российской Федерации.
Пунктом 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" предусмотрено, что для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяется правовым актом государственного органа.
В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии (пункт 17 Положения).
Из материалов дела следует, что приказом директора Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области (далее Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден состав конкурсной комиссии. (л.д.44-45)
Приказом директора Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядок и сроки работы конкурсной комиссии в департаменте, определяющая организацию и порядок проведения конкурса. (л.д. 16)
Согласно п.6.1. вышеприведенной методике конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы департамента проводится в форме индивидуального собеседования и написания делового письма.
Пунктом 6.2.1. методики предусмотрено, что индивидуальное собеседование проводится по вопросам, связанным со знанием законодательства по выполнению должностных обязанностей по вакантной должности государственной гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты, включает проверку знаний задач и функций, возложенных на департамент, а также вопросам, относящимся к сфере социальной защиты населения.
Согласно подпункту 6.2.2. методики проведения конкурса написание делового письма основывается на получении кандидатами одинаковых видов делового письма. Кандидаты располагают одним и тем же временем для написания делового письма - 45 минут. Затем конкурсная комиссия проверяет правильность написания делового письма. Оценка и отбор кандидата на вакантную должность государственной гражданской службы с учетом результатов написания делового письма осуществляется конкурсной комиссией (л.д.17-19).
Установлено, что приказом директора Департамента в связи с имеющейся вакантной должностью государственной гражданской службы ведущего специалиста- эксперта, юриста сектора правового обеспечения департаментом был объявлен конкурс на замещение указанной вакантной должности.
Из материалов дела следует, что Уведомлением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. N Хромов С.С. извещен о том, что допущен к конкурсу на замещение вакантной должности, который состоится ДД.ММ.ГГГГ. в форме индивидуального собеседования и написания делового письма. (л.д.5)
ДД.ММ.ГГГГ в Департаменте состоялся конкурс на должность ведущего специалиста-эксперта, юриста сектора правового обеспечения в котором приняли участие три человека: Хромов С.С., Лемеш А.С. и ФИО1
В соответствии с вышеприведенной методикой конкурс на замещение вакантной должности проходил в два этапа.
Первый этап конкурса заключался в организации подготовки информации (для размещения на сайте департамента в информационнотелекоммуникационной сети общего пользования) о конкурсе с указанием наименования вакантной должности гражданской службы, требований, предъявляемых к претенденту на замещение этой должности; обеспечении получения кандидатами документов, необходимых для участия в конкурсе, проверке полноты и правильности оформления документов, представленных гражданами; проверке достоверности сведений, представленных гражданином: организации подготовки и направления информации гражданам в письменной форме об отказе в участии в конкурсе или о дате, месте, времени проведения конкурса.
Второй этап конкурса включает в себя проведение индивидуального собеседования и написание делового письма.
Данные обстоятельства не оспаривались истцом Хромовым С.С. в ходе судебного заседания.
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что по итогам индивидуального собеседования с учетом результатов написания делового письма решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ победителем конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта, юриста сектора правового обеспечения департамента признана Лемеш А.С.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания конкурсной комиссии для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Владимирской области (включения в кадровый резерв) в департаменте социальной защиты населения администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-15), а также письмом Департамента об итогах конкурса направленным в адрес Хромова С.С. ДД.ММ.ГГГГ за N (л.д.4)
При этом суд находит несостоятельными доводы истца о том, что число независимых экспертов при проведении конкурса составило менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии, поскольку они опровергаются представленным протоколом заседания конкурсной комиссии.
Кроме того, самим истцом не оспаривался тот факт, что число подписей в протоколе соответствует числу лиц, находившихся в составе конкурсной комиссии и то, что конкурс проходил в равных условиях для всех кандидатов.
Каких либо допустимых и относимых доказательств некомпетентности и неправомочности конкурсной комиссии, истцом в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Суд также находит необоснованным довод истца о том, что при принятии решения конкурсной комиссией он имел преимущественное право на занятие вакантной должности, поскольку является страшим офицером запаса ВС РФ с выслугой лет 31 год.
Так, согласно статье 9 Закона Владимирской области от 27.08,2004 N 135-03 "О государственной гражданской службе Владимирской области" (далее - Закон Владимирской области) в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессиональною образования, стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к должностям устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "специалисты" входит наличие высшего профессионального образования.
В соответствии с разделом 3 части II Приложения N 2 вышеназванного Закона Владимирской области должность ведущего специалиста-эксперта относится к старшей группе должностей.
Квалификационные требования к стажу работы для гражданских служащих Владимирской области устанавливается законом Владимирской области (статья 9 Закона Владимирской области).
В силу статьи 1 Закона Владимирской области от 07.04.2006 N 36-03 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для государственных гражданских служащих Владимирской области" для старших и младших групп должностей требование к стажу работы не предъявляется.
Таким образом, требование к стажу работы для должности ведущего специалиста-эксперта государственной гражданской службы Владимирской области действующим законодательством не установлено.
Суд также полагает несостоятельным довод истца о том, что в силу Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" конкурсная комиссия должна была учесть льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные указанным законом.
Статьей 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрены дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:
предоставление органами государственной службы занятости населения а первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу r государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва;
преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;
зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.
Таким образом, предоставление преимущественного права при поступлении на государственную гражданскую службу гражданам, уволенным с военной службы, законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по конкурсу на замещение вакантной должности государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта сектора правового обеспечения Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области принято в соответствии с действующим законодательством и соблюдением принципа равенства граждан на доступ к государственной службе, закрепленный Конституцией РФ.
Следовательно, суд полагает требования истца Хромова С.С. не обоснованными и считает необходимым в их удовлетворении отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Хромову С.С. в иске к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области об отмене решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по конкурсу на замещение вакантной должности государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта сектора правового обеспечения Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья. ....
.... А.В. Фомина
Решение суда принято в окончательной форме 06.06.2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.