Ленинский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Ильиной Н.В.,
при секретаре Костеловой Е.А.,
с участием представителя прокуратуры г.Владимира по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N (сроком по ДД.ММ.ГГГГ) Хижняк Т.Б.,
представителя ответчика ГБУЗ ВО "Городская больница N6" г.Владимира по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ (сроком до ДД.ММ.ГГГГ)
Михалкиной О.М. и Родионовой М.Н.,
представителя третьего лица Департамента здравоохранения администрации Владимирской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N (сроком до ДД.ММ.ГГГГ) Кузина И.С.,
специалиста управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира Крыловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Городская больница N6 г. Владимира" о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание больницы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Владимира, действуя в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Городская больница N6 г. Владимира" (далее -ГБУЗ ВО "Городская больница N6 г.Владимира"), уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание больницы.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города Владимира проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ГБУЗ ВО "Городская больница N6 г.Владимира", расположенной по "адрес", выразившиеся в том, что ответчиком не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание больницы, являющееся объектом социальной инфраструктуры. Здание оборудовано специальными приспособлениями для инвалидов, не соответствующими требованиям строительных норм и правил 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 года N 73 и ГОСТ Р 51261.
Прокурор города Владимира просит обязать ГУЗ ВО "Городская больница N6 г.Владимира" в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:
- уменьшить высоту порога входной двери в главный корпус с внутренней стороны на 1,5 см, снаружи на 11,5 см. и в инфекционное отделение снаружи на 5,5 см, с внутренней стороны на 2,5 см. в соответствии с требованиями п.3.23 СНиП 35-01-2001;
-привести имеющийся пандус в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001, а именно расширить на 10 см;
-привести поручни в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51261, а именно покрыть материалами, которые обладают низкой теплопроводностью, а также удлинить таким образом, чтобы они были на 30 см. длиннее марша пандуса, концы скруглить (л.д.58).
В судебном заседании представитель прокурора г. Владимира Хижняк Т.Б. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ГБУЗ ВО "Городская больница N6 г.Владимира" Михалкина О.М. и Родионова М.Н. исковые требования признали. Пояснили, что для выполнения подрядных работ по приведению пандусов и дверных проемов в соответствии со СНиП необходимы дополнительные финансовые затраты. В план финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2012 г. указанные денежные средства не включены. Однако при экономии денежных средств по соответствующей статье расходов выполнение требований прокуратуры возможно.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения администрации Владимирской области Кузин И.С. оставил рассмотрение иска на усмотрение суда, указав, что ГБУЗ ВО "Городская больница N6 г.Владимира", являясь бюджетным учреждением, по заявленным исковым требованиям несет материальную ответственность самостоятельно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав пояснения специалиста, проверив материалы дела, суд полагает принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.15 указанного закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2005 года N 832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года N 175.
В соответствии с п. 1.4 Санитарных норм и правил 35-01-2001 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение маломобильных групп населения полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Пунктом 3.13 СНиП 32-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения и инвалидов.
Из пункта 3.14 данного СНиП следует, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, пункт 5.1.9 которого предусматривает, что опорные устройства, используемые в условиях низкой температуры окружающей среды, должны быть изготовлены из материалов или покрыты материалами, которые обладают низкой теплопроводностью. Пункт 5.2.5 ГОСТ Р 51261 также предусматривает, что концы поручней должны быть либо скруглены, либо прочно прикреплены к полу, стене или стойкам, а при парном их расположении -соединены между собой.
Согласно п. 3.23 СНиП 32-01-2001 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.
На основании пункта 3.29 данного СНиП ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.
В соответствии с пунктом 3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
Судом установлено, что прокуратурой города Владимира проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов ГБУЗ ВО "Городская больница N6 г.Владимира", в ходе которой выявлено, что учреждением не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к зданиям лечебных корпусов больницы, расположенных по "адрес"
Как усматривается из комиссионного акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований вышеуказанных пунктов СНиП 35-01-2001 высота порога входной двери в главный корпус больницы равна 4 см изнутри и 12 см снаружи, высота порога внутренней двери равна 4 см. Ширина пандуса равна 90 см, бортики отсутствуют, правый поручень металлический не выходит за границы марша пандуса, а конец левого поручня не скруглен и не прикреплен к полу, стене или стойкам.
Высота порогов входных дверей в инфекционное отделение равна 8 см от уровня дороги снаружи и 5 см от уровня пола изнутри, высота порога внутренней двери 4 см снаружи и 6 см изнутри (л.д.7).
Опрошенный в судебном заседании специалист Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира Крылова М.А. подтвердила, что указанные в акте осмотра данные, свидетельствуют о нарушение требований СНиП 35-01-2001
Согласно СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, здание больницы является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием.
Таким образом, проанализировав приведенные правовые нормы и установленные фактические обстоятельств, суд приходит к выводу, что ГБУЗ ВО "Городская больница N6 г.Владимира" не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры - зданиям лечебных корпусов, находящимся в оперативном управлении учреждения. Невыполнение ГБУЗ ВО "Городская больница N6 г.Владимира" требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями.
Представители ГБУЗ ВО "Городская больница N6 г.Владимира" Михалкина О.М. и Родионова М.Н. в судебном заседании исковые требования признали.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
С учетом изложенного, суд находит, что признание ответчиком ГБУЗ Владимирской области "Городская больница N6 г.Владимира" исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в силу чего принимает данное признание.
Согласно ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора г.Владимира подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию в доход муниципального района государственная пошлина в размере .... рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.45, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями удовлетворить.
Обязать государственное учреждение здравоохранения Владимирской области "Городская больница N6 г. Владимира" в шестимесячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу:
-уменьшить высоту порога входной двери в главный корпус больницы с внутренней стороны на 1,5 см, снаружи на 11,5 см и в инфекционное отделение снаружи на 5,5 см, с внутренней стороны на 2,5см в соответствии с требованиями п.3.23 СНиП 35-01-2001;
-привести имеющийся пандус в соответствие с требованиями СНиП 35- 01-2001, а именно расширить на 10 см;
-привести поручни в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51261, а именно покрыть материалами, которые обладают низкой теплопроводностью, а также удлинить таким образом, чтобы они были на 30 см длиннее марша пандуса; концы скруглить.
Взыскать с государственного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская больница N6 г. Владимира" в доход бюджета муниципального района государственную пошлину в размере .... рублей.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья .... Н.В. Ильина
Мотивированное решение постановлено 22 июня 2012 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.